КонтрКультура - КК или КаКа?

Возникновение

"Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре. Помимо прочего, контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания.

Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.

В СССР примером контркультуры являлась андерграундная рок-культура.

Принцип образования контркультуры

Контркультура — явление, свойственное не только и не столько широко известным и приведенным выше молодежным движениям XX века. Господствующая культура не способна охватить все символическое пространство общества. Часть этого пространства «делят» между собой суб- и контркультуры. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее христианство, затем прочие религии, коммуны утопистов и движение большевиков.

Классическим примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д." (с)

   
Поведение потребителей
 
Ильин В. И.
 
Оглавление книги

Контркультура

Ключевые понятия темы

Контркультура. Контркультура хиппи.

Контркультура в СССР 1960-70-х гг. Стиляги. Панки.

1. КОНТРКУЛЬТУРА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АТРИБУТ ОБЩЕСТВА

В разных странах и в разные эпохи можно наблюдать появление в господствующем стиле жизни каких-то течений, которые резко контрастируют с ним и предстают как своего рода культурный вызов господствующей культуре. Особенно часто это стало встречаться в ХХ в.

Контркультура - это субкультура, резко отличающаяся от господствующей и являющаяся прямым вызовом ей.

Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь. Порою для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен.

Часто носителями контркультурных тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.

1.1 КОНТРКУЛЬТУРА СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА ЗАПАДЕ В 1960-е гг.

Любая культура развивается через возникновение и обострение своих противоречий, ведущих к кризису. Буржуазная культура, являющаяся господствующей культурой западного общества, не является исключением.

В 1950-е гг. наметились признаки очередного ее кризиса. Одним из его симптомов стало появление контркультурных тенденций, опрокидывавших господствовавшие до этого каноны и ценности, утверждавших новые, казавшиеся шокирующими, вызывающими. В литературе своего рода манифестом "разбитого поколения" ("битников") стал роман Джека Керуака "На дороге", воспевший жизнь американских бродяг, которые отбросили общепринятые жизненные цели, нормы поведения. Революцией в поп-музыке стал Элвис Пресли.

Но гораздо большие масштабы и глубину контркультурные тенденции приобрели в 1960-е гг., когда США бурлили от негритянского движения в защиту гражданских прав, движения протеста против войны во Вьетнаме, студенческого движения. Социальный и политический протест, порою перераставший в открытый бунт, перерастал в протест культурный.

Именно в 1960-е гг. появилось явление, получившее название "контркультуры". В наиболее развитой форме этот феномен проявился в элитарных университетах США и Западной Европы. В крайней и наиболее последовательной форме контркультура проявилась в движении хиппи. На место господствовавшего культа денег, материального благополучия они выдвинули культ простоты. На место конформизма как ценности ("будь как все") пришла высокая оценка способности быть непохожим на других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих. Эта революция ценностей потянула за собой и революцию в стиле потребления. Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Это в то время смотрелось так же, как сейчас стеганые штаны и валенки в российском университете. Ценились не просто джинсы, а тертые до дыр. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Распущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической. В употребление вошли грубые ботинки рабочего и солдатского типов. В это же время впервые в цивилизованной истории Запада женщины обнажили на всеобщее обозрение коленки, одев шокирующие мини-юбки. Повсеместным стало доселе редкое ношение девушками брюк, особенно в общественных местах. Трезвости как норме жизни было противопоставлено употребление наркотиков (именно здесь начало эпидемии наркомании, захлестнувшей Запад, а теперь и территорию бывшего СССР). В моду вошла музыка, резавшая слух старшему поколению. Хиппи увлекались бродяжничеством, попрошайничали. В условиях, когда официальная Америка звала молодежь на подвиг в войне против коммунизма во Вьетнаме, лозунгом хиппи стал "Занимайтесь любовью, а не войной". Элементом контркультуры стала так называемая "сексуальная революция", означавшая ломку вековых табу в сексуальных отношениях. С тех пор ходить в обнимку, целоваться на улице, заниматься сексом вне брака стало атрибутом новой субкультуры.

В менее вызывающих формах элементы контркультуры сначала распространились в массе студентов элитарных университетов, а потом стали проникать и во все университеты США, но уже в более мягких формах. В результате к концу 1960-х гг. джинсы или джинсовые костюмы, рок, длинные волосы стали молодежной модой по всему Западу.

Бизнес встретил контркультуру как очередной виток в развитии спроса и отреагировал выпуском соответствующих товаров. Молодежь в пику властям увлекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжирского революционера и публициста Фаннона - появились массовые публикации их работ. Производство джинсов было поставлено на поток; более того, производители стали предлагать сразу тертые и дырявые джинсы. Рынок завалили грампластинками с рок-музыкой. Теневой рынок отреагировал массовым предложением разнообразных наркотиков.

В конечном счете, в считанные годы контркультура была коммерциализирована. Ее эксплуатация принесла баснословные прибыли фирмам, вовремя отбросившим идеологические и культурные барьеры и пошедшим на встречу вкусам, казавшимся более чем дурацкими. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культуру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением.

2. КОНТРКУЛЬТУРА В СССР

"Стиляги" появились в СССР в 1950-е гг. Они практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили "давили стиль"), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали "не нашу" музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре.

Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале "Крокодил" с карикатурами на империалистов.

Социолог Л.Ионин так оценивает это явление с высоты нашего времени: "Конечно, теперь нам кажутся смешными их клоунские одежды и нарочитый нонконформизм. Но их роль, можно сказать, была ролью декабристов своего времени: декабристы, говорил вождь пролетариата, разбудили Герцена, Герцен разбудил кого-то еще, и дело дошло до Октябрьской революции. Так и стиляги: они начали будить общество... Их стиль был вызовом советской серости, а вместе с тем - всей советской жизни и идеологии. Стиляг можно назвать первыми диссидентами... Их стиль - это попытка революции "снизу", причем попытка не политической революции, а революции стиля" (Ионин 1996: 165).

Трансформация западной контркультуры 1960-х гг. в СССР. Мода западной молодежной контркультуры вскоре проникла в СССР: сначала в столицу, а затем уже и в провинцию. В конце 1960-х гг. в СССР стали модными и джинсы, и рок-музыка, и длинные волосы. Однако сохранив исходную форму, контркультура утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР - официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как "буржуазное" влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер и привлекательность. Эта борьба велась вплоть до второй половины 1980-х гг. Коммерциализация же атрибутов этой культуры началась в СССР лишь с конца 1980-х гг.

Будучи изначально вызовом потребительству, в СССР контркультура стала его самым ярким символом. Джинсы в Америке олицетворяли отрицание культа богатства, в СССР - наоборот, это был изначально символ высокого достатка.

Отзвуки тех культурных потрясений 1960-х гг. и сейчас легко распознаются в культуре потребления как Запада, так и бывших республик СССР. С тех пор такого комплексного и крупномасштабного подъема контркультуры не было. Ее тенденции то и дело проявляются то в одежде, то в музыке, то в целом в образе жизни, но носят несистемный характер, захватывают своим влиянием довольно ограниченный круг людей.

Одним из наиболее устойчивых и заметных контркультурных течений 1980-90-х гг. стали панки, предложившие миру свой вызывающий стиль одежды и музыки. Их огромные стоячие шевелюры, раскрашенные в самые яркие цвета, несуразная одежда встречается на улицах больших городов многих стран мира. Однако это очень ограниченное явление, концентрирующееся в основном там, где собираются туристы.

Аналогично ограниченным явлением стали "металлисты", а также соответствующее течение в роке.

***

Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.


   
"Мне так мило то, что сгнило... Моя умирающая КК*"
Николай Кирпич
 *КК - КонтрКультура

 "В эту движуху я попал в далёком 2005-м году, когда половина из сегодняшних почтенных фтыкателей не менее почтенного Удавкома еще получала ремнём по сраке от подвыпившего папаши за двойки, полученные в школе и ПТУ. В интернеты я вошёл такой красивый, весь в галстуке и начищенных ботинках, но как-то вдруг вместо lenta.ru набрал в строке браузера "***-песда-ибацо". Может муха какая укусила или чотам - не помню. Поисковик вынес мои два глаза на сайт padonki.org, который в 2005-м как раз начал своё вхождение в конкретное последнее пике, продолжающееся несколько лет. То есть - загибаться нах. Как раз в эту пору в контркультуру начали внедряться гламурные кысы и откровенные пидорасы под личиной "писатель, как настоящий". Контркультура кагбэ начала расти над собой. А реально - прогибаться под натиском гламура и "настоящего писательства". Настоящие писатели" стали даже иногда печататься на бумаге, чем дальше,  тем больше, вызывая зависть и занижение самооценки у контркультурщиков, традиционно пока еще пишущих о ебле трупофф или там миортвой бапки...

 Примерно в это время появился litprom.ru, но Эдег Багиров еще жог на Удавкоме под ником Сфинкс. Жог, кстати, знатно, вызывая диких батхёрт у сотен хомячков, отчего я как-то чуть не сдох прямо у манетора в приступе дикого хохота. Честно говоря, мне никогда не нравился Летпром, хотя там есть немало замечательных личностей. Не будем забывать, что и сам Багиров выполз туда с Удавкома. Не нравился Летпром своими порядками, как мало где более способствующими размножению касты жополизов и чинопочитателей. Вот бля реально не понимаю людей такого рода. Если бы они со своего угодничества хоть бабло какое там снимали - ладно. Но лизать сраки админки за то, что ты поддерживаешь сайт своими материалами, тратя на это своё время? Пожалуй, графоманство - это болезнь, да...

 Чем замечателен Литпром - так это своим форумом. Честь и хвала тому, кто придумал "Откровения". Очень удобно, качественно выполненный трямкальник, недаром его "один в один" скопировал у себя "мохнатоухий"(c)(Э.Багиров) Французский Самогонщик на своем сайте graduss.com - обломке Литпрома, на который высадились недовольные политикой ЛП эмигранты. Впрочем, суть, политика и структура ГК мало чем отличается от прародителя, скопировано всё, кроме разве что цветовой гаммы. Да, мы уже незаметно перешли в этом обзаце к дроблению и распаду КК...

 Шло время. Гламурасты и педерасты помаленьку подтачивали основы, КК в том её виде, что представляла она в знаковом 2005-м, стала дробиться и рассыпаться. Тон, содержание, задор постепенно уходят в прошлое. Учащаются конфликты, сайты дробятся, распадаются, угасают. Всё большее влияние приобретает ЖЖ, куда уходит множество контркультурщиков, большинство из которых там и пропадает, не найдя там себя, но и не видя себя уже в том, что называлось КК. Многие "примазавшиеся" к КК люди, не будучи по сути своей, по складу характера, родными для КК - увязли в Одноклассниках и ВКонтактниках. Ряды КК стали редеть.

 Тот же угасающий падонки.орг породил несколько обломков -
недавно сдохший udarnikk.ru, скопированный с падонкиорг по сути;
сайт некоего дяди Вовы xyator.ru, где дядя Вова занимается перепечаткой стихов ЖЖ какого-то поэта;
сайт Плохиша banda-rpt.com, где всё не так уж плохо, где есть реальная свобода слова и публикации, но сам владелец категорически отрицает принадлежность сайта к контркультуре. Довольно забавный проект, но количество посетителей маловато для поддержания классических устоев КК.

 Были еще какие-то ответвления, в том числе и от Удавкома, но я там бывал разово, и даже названий не припомню, может быть в комментариях люди подскажут, загляну, посмотрю, что с ними стало, дай им Аллах счастья. Так грустно, но так и тянет забежать на  умирающий сайт, где когда-то было много интересных людей, как по кладбищу погулять - тихие размышления...

 Сей пост должен способствовать волне ностальгии - пусть вспомнят юзернеймы о том, кто где бывал, кто что видел, и пусть расскажут юзернеймы и анонимусы  о белеющих под небесами скелетах сайтов, где тоже когда-то бурлила жизнь..." (с)

 Бум Шанкар(c)

          
  Mihalich
                Контркультура в России: от удафф кома к литпром ру

       В этой статье я постараюсь провести краткий анализ того, что получилось на деле от попытки внедрить на российской почве такую западноевропейскую штуку как контркультура (КК).
        Для начала - определение КК.
        КК - это общественное движение зародившееся в Западной Европе и имеющее своей целью противостояние т.н. "обществу потребления". То есть, КК является противоположностью культуры рыночной, культуры рекламной, культуры намертво завязанной на деньги и на рынок. Контркультура - протестное явление. Такая некоммерческая, альтернативная культура.

        Контркультуру породило гражданское общество стран Запада, когда влияние рыночной и завязанной на деньги медиаиндустрии стало определять поведение людей Запада, разрушать личности людей, а через это и их уклад жизни. И для того, чтобы этот уклад уберечь гражданское общество и породило такое явление в идейной сфере как контркультура. КК содавалась с целью защитить идейную сторону жизни людей (а через это и сам образ жизни) от разрушительного влияния "идеологии" "общества потребления".

        Что такое гражданское общество в странах Запада - читать тут.

        Понятно, что КК изобретённая на Западе и для людей Запада прекрасно прижилась там и дала очевидные результаты - в частности в литературе.
        И вот, глядя на эти результаты, часть мыслящей общественности в России решила заимствовать идею КК и высадить её на российской почве. Зачем эти люди стали это делать - не совсем понятно. По всей видимости, они, как это всегда и бывало до этого, просто увлеклись модной идеей не задумываясь о том пригодна ли она к местной почве или нет. К слову сказать, с марксизмом в своё время получилось точно также: ухватили идею и давай с ней играть. Результаты этоих игр стали воистину грандиозными (см. История России и СССР в XX веке).
        Итак, увлеклись идеей и принялись её с энтузиазмом внедрять.
        В деле внедрения модной идеи как нельзя кстати оказались новейшие технические достижения в области коммуникаций (см. Интернет). Интернет позволил напрямую связать распространителей идей и тех, среди кого предполагалось их распространять. Причём интернет, благодаря своему устройству, позволил свести "время отклика" на поданный "сигнал" к минимуму (см. Интерактивность). То есть интернет позволил общаться практически в реальном времени. Интернет чрезвычайно ускорил процесс обмена идеями по сравнению с распространением идей на бумажном носителе (см. Газеты, журналы, книги).
        Очень высокая скорость обмена идеями привела к тому, что развитие "идейной" составляющей КК пошло семимильными шагами. Я взял в кавычки слово "идейной" потому, что никто - подчёркиваю, НИКТО - из т.н. "столпов" контркультуры на поверку не знал, что это за штука такая "контркультура" и зачем она нужна людям в России. Ибо если бы они действительно знали и понимали, что это такое - они смогли бы внятно разъяснить это своим последователям.
        Таким образом, очень скоро идейная составляющая КК оказалась в кризисе. Кризис выразился в том, что "идеи" КК выветрилась из умов последователей бредущих во мраке за "светочами" КК. Однако это произошло не сразу.
        А сперва был порыв энтузиазма горсточки увлёчённых идеей КК людей. И на волне этого порыва и увлечения они решили продвигать КК что называется "в массы". Разумеется никто из энтузиастов понятия не имел, к чему это приведёт и во что выльется. Но глаза - горели, руки - чесались, и дело пошло.
        Продвигать КК в массы было решено посредством интернет-сайтов. На интерент-сайтах стали размещаться тексты написанные как "светочами" КК (с целью идейного воспитания последователей), так и тексты за авторством новых последователей КК и её новых приверженцев. Таким образом, постепенно складывалась система привлечение новых "рекрутов" под "знамёна" КК через написание текстов. Это позволило явлению под названием "КК" существовать во времени и даже в какой-то мере развиваться.
        Однако люди - они всегда люди. И делают они вовсе не то, к чему их призывают (на словах или личным примером), а делают они то, что им самим нужно и то, на что хватает их разумения. Т.е. каждый вновь прибывший в ряды последователей КК приносил с собой что-то своё и после знакомства с текстами "классиков" КК он составлял СВОЁ понимание того, что есть КК. Таким образом, очень скоро идея КК окзалась полностью размытой и забытой теми, кто вообще-то в идеале и на словах являлся адептом КК. И вышло так, что "контркультура" - стала словесной скорлупой под которой не было никакого действительного (всамделешнего) содержания.

        * * *


        Почему случилось так, что КК не встретила понимания и осознанной поддержки "в массах" по существу, на деле?
        Да потому, что КК была просто непонятна и не нужна подавляющему большинству тех, кто обратился в КК-"веру". Тем более она была непонятна тем, кто только знакомился с ней и пытался найти в ней своё место (вот хотя бы в качестве автора интрнет-текстов). И неудивительно, что в скором времени это подавляющее (и растущее со временем) большинство перестало слушаться "светочей" КК и занялось тем, что ему было нужно, интересно и к чему оно (большинство) имело склонность. Тем, кому хотелось общения - общались (под "соусом" КК конечно). Тем, кто хотел громогласно заявить о себе - заявляли путём написания будоражащих "общественность" текстов. Те, кто имел склонность к литературному творчеству - писали художественные тексты.

        Очень показателен пример сайта litprom.ru.
        Постоянный контингент посетителей этого сайта к моменту его пятилетия распался на две части: тех кто пришёл сюда пообщаться и провести время; и, собственно, тех, кто пишет тексты. В свою очередь, каждая из этих групп людей распалась на подгруппы по интересам и симпатиям. Вот так наступила эпоха "социальной раздроблеености" на litprom.ru ...
        Причины наступления этой эпохи указаны выше. И главная из них состоит в том, что КК фактически (на деле) оказалась неадекватной российской почве и потому не прижилась на ней. Таким образом, внешне единое движение начало дробиться на более мелки группы и группки. И наиболее крупной и дееспособной из них стала группа авторов пишущих тексты - т.е. занимающихся некой созидательной деятельностью в идейной сфере. Именно внутри этой группы и стал главным образом происходить процесс развития идейной сферы сайтов (udaff.com и litprom.ru) - больше ей тут никто не занимается.
        Вот так и вышло, что литература и творчество смогло пережить время и "модные" идеи. И именно они-то и стали реальным (действительным) результатом от попытки внедрить на местной почве модную заграничную идею.

        * * *

        Итак, к чему же пританцевала КК к 2007 году?
        Можно с уверенностью констатитровать, что КК-идей на litprom.ru больше нет. В архиве, конечно, есть тексты выдержанные в "духе" КК, но во вновь публикуемых текстах нет и следа КК.
        Вот так.

        Поход "в народ" под знаменем КК окончился разрыванием этого знамени на портянки. Выразилось это в том, что контркультура была понята обычными, рядовыми, участниками движения как безкультурье, вседозволенность, хамство, свинство и умственное убожество. Между прочим, именно на противопоставлении этим негативным явлениям на udaff.com и был создан litprom.ru. Про причины и процесс возникновения сайта litprom.ru можно прочитать у его владельца - Сергея Минаева.

        Вот таков оказался неожиданный итог хождения КК "в народ": оказалась, что не нужна людям никакая КК, а нужна им возможность выразить себя через творчество. Нужна возможность заявить о себе. Возможность сказать о том, что является для них важным и нужным. Ибо таковы потребности наших людей в теперешнем обществе в настоящий момент и на "данном историческом этапе".
        Именно литературные опыты всего свойственнее и ближе нашим людям. И поэтому, они будут делать то, что им свойственно и близко - т.е. упражняться в литературе, а не топать в КК-колонне неведомо куда и непонятно зачем. (c)


Запост-модерн (как запостить современный «креатифф»)

Евгений Цепенюк
Опубликовано 22 августа 2005 года

© 2014, Издательский дом «КОМПЬЮТЕРРА» | http://www.computerra.ru/
Журнал «Компьютерра» | http://www.computerra.ru/
Этот материал Вы всегда сможете найти по его постоянному адресу: http://offline.computerra.ru/2005/601/223046/

  Как и следовало ожидать, эпоха постмодернизма оказалась на поверку вовсе никакой не эпохой, а всего лишь переходным периодом. Понятно от чего к чему - к тому, что можно было бы назвать, скажем, эпохой брэндов, если бы этот термин не успели взять на вооружение антиглобалисты, или эпохой нового мышления (соответственно, идеологи перестройки и адепты New Age), или же, не мудрствуя лукаво, просто пост-постмодернизмом, да только очень уж неизящно это слово звучит… впрочем, для начала сойдет.

  Кстати, а помните ли вы, что это такое - постмодернизм? В одном из недавних номеров "Компьютерры" (#21 от 09.06.05) Сергей Голубицкий, ссылаясь на Умберто Эко, выдал замечательное разъяснение (излагаю своими словами): в какой-то момент плотность культурной среды стала настолько высокой, что внешнее давление на мозги среднестатистического интеллектуала на порядок превысило их собственный творческий потенциал. Осознав это, интеллектуал, со свойственной ему склонностью к рефлексии, отправился прямиком к выводу о том, что поскольку все уже написано, сыграно и спето до него (и, по всей вероятности, не только более удачливыми, но и более достойными авторами), то отныне единственный доступный ему способ самовыражения - выбор подходящей к случаю цитаты (причем слишком хорошо скрытая цитата - это уже "шаг влево, шаг вправо", повод для обвинения в плагиате).

  Вот эта осознанная, чтобы не сказать вынужденная, вторичность - то разудалая, то покаянная, а чаще всего, разумеется, исполненная снобизма, - и есть этот самый постмодернизм. "В моей песне всего три аккорда, да и те - не мои"… На самом деле ничего особенно тупикового в ситуации не было: вон, классики китайской литературы вообще полагали обильное цитирование чуть ли не основным элементом хорошего стиля, и ничего - творили на радость и читателям, и коллегам. Конечно, западной культуре, с ее революционной прыгучестью, требовалось некоторое время на то, чтобы свыкнуться с новым положением дел… Вот только времени этого у нее, увы, не было.

  Пока высоколобые с высоты своего полета роняли слезы, оплакивая очередной конец искусства, люди попроще, между прочим, тоже по-своему страдавшие от давления культурной среды, вдруг обнаружили, что постмодернизм - это очень удобно. По форме. А суть можно проигнорировать, вернее модернизировать, приведя в соответствие с текущими нуждами, - в этом, собственно, и состоит суть пост-постмодернизма.

  Оказалось, что для того, чтобы "быть в материале", вовсе необязательно прокачивать эрудицию: любой толстенный томище может быть преобразован в набор из максимум двух-трех емких, но компактных символов, после чего исходный материал становится отработанным. Если логотипом постмодернизма могла бы стать бройлерная курица, то материальное воплощение идеи пост-постмодернизма - бульонный кубик.

  Чтобы понять постмодерновую вещицу, требуется хорошее знание оригинала(ов), для адекватного же восприятия пост-постмодернового искусства порой необходимо на время забыть все, что вы знаете по теме предмета. Более того, человек, ознакомившийся-таки с известным произведением и пытающийся использовать какие-либо цитаты, помимо общеупотребительных, рискует остаться непонятым. Анна Каренина изменила мужу и бросилась под поезд - этого достаточно. Кого волнует, была она брюнеткой или блондинкой?..

  Если в эпоху постмодернизма начитанный юноша признавался в любви своей начитанной девушке словами "как сказала бы Лилиан Хеллман, я люблю тебя безумно", - поскольку, во-первых, был хорошо знаком с творчеством супруги Дэшила Хэммета, во-вторых, знал, что девушка по части американской драматургии подкована не хуже него, а в-третьих, был уверен в неспособности подобрать для выражения собственных чувств слова точнее и лучше, - то в эпоху пост-постмодернизма оказавшийся в аналогичной ситуации молодой человек заявляет "я отношусь к тебе как персонаж Лилиан Хеллман" (или даже "я тебя лилихеллмлю"); при этом ни сам он, ни предмет его страсти и знать не знают, кто такая эта Лилиан Хеллман и чем она знаменита, что никоим образом не мешает их взаимопониманию. Между прочим, сам я не смотрел ни одного спектакля по пьесе Лилиан Хеллман, но именно это имя использовал в своем примере Сергей Голубицкий (ссылаясь, в свою очередь, на Умберто Эко), так что… как видите, я тоже действую в духе пост-постмодернизма.

  Таким образом, пост-постмодернизм компенсирует тотальную высказанность всеобщей глухотой. Казалось бы, ну вот и замечательно, наконец-то каждый получил способ самовыражения по потребностям, с интеллигентским же самоуничижением сами боги бороться бессильны… не тут-то было! Кризис перевоспроизводства культурных ценностей породил в нашем столь же гипотетическом, сколь и влюбленном юноше новый комплекс: теперь его смущает не избитость фраз, но банальность выражаемых ими чувств и мыслей.

  Ну и с чего бы ему стесняться-то? Ведь для того и цитируют великих, чтобы, зацепившись за их авторитет, подчеркнуть значимость собственных переживаний. Да, но только при условии, что канал связи между вами и классиком максимально прям: традиционно в роли такового канала выступает собственно классическое произведение. Если же о вокальном мастерстве Паваротти вы судите исключительно по пению Рабиновича… в таком случае вопрос о надежности посредника становится очень и очень серьезным. Производитель бульонных кубиков, формирующий у массового потребителя представление о вкусе вареной курицы - пока что не более чем очевидный гротеск[Эх, жаль, нельзя стравить автора с изобретателем бульонных кубиков Юлиусом Магги (царство ему небесное). Он бы нашел что возразить. - Прим. ред.]; но тот, кто в эпоху пост-постмодернизма контролирует процесс производства "культурных выжимок" (ведь должен же их кто-то производить!), получает почти безграничную власть над культурной средой. The medium is the message.

  Так называемые "серьезные" авторы безнадежно упустили инициативу. Кто же, в таком случае, ее захватил? Тот, кому она была действительно нужна. А теперь, как водится у постмодернистов, цитата: "Реклама и спонсорство всегда были замешены на использовании образного ряда для создания ассоциативной связи товаров с позитивными культурными или социальными событиями. Брэндинг же образца 90-х годов замечателен тем, что все более стремится вывести эти ассоциации из разряда предметно-изобразительных средств и сделать их переживаемой, проживаемой реальностью" (Наоми Кляйн, "No Logo. Люди против брэндов"). Иными словами, когда кроссовки ассоциируются со свободой, уверенность в своих силах - с дезодорантом, а хороший вкус - с сотовым телефоном, это только цветочки. Заветная ягодка брэндинга - добиться того, чтобы свобода ассоциировалась с кроссовками; в идеале - до такой степени, чтобы в учебниках истории вместо национально-освободительной обозначилась национально-кроссовочная борьба. Что для этого нужно? Пост-постмодернизм плюс полная масс-медизация всего мира.

  Между прочим, хорошо известная читателям "Терры" фирма Apple является не только образцово-показательным брэндом, вот уже много лет продающим компьютеры как нагрузку к apple feeling, но и заказчиком-вдохновителем эталонного пост-постмодернистского рекламного ролика, выпущенного аж в 1984 году и вошедшего во все учебники. Режиссер Ридли Скотт изящно упаковал в единое целое Олимпиаду, готовую к употреблению выжимку из одноименной с годом антиутопии Оруэлла и "антитоталитарный" компьютер Macintosh: "And you’ll see why 1984 won’t be like "1984" (www.duke.edu/~tlove/mac.htm).

  Итак, в эпоху пост-постмодернизма творческий поиск новых форм уступает место креативной разработке актуального контента. И вот наш виртуальный влюбленный открывает рот… и, если в голове у него имеется хоть сколько-нибудь мозгов, понимает, что одно дело - любить, как герои пьес Лилиан Хеллман, и совсем другое - любить, как персонажи шоколадной рекламы. Что у него остается, помимо права смириться и получить удовольствие? Само собой, право на симметричный ответ. Тотальная опошленность старых символов заставляет судорожно искать новые, и вместо стихов "Тебя люблю безумно я…" свежеиспеченный падонак выстукивает креатифф "Тибе ваткнуть хачу я глубако…".

  Как видите, постмодернизированное слово "креатив", заимствованное прямиком из лексикона пиарщиков и рекламистов, стало обозначением учетной единицы падонского творчества отнюдь не просто так. Еще менее случаен аффторский лексикон (согласитесь, что отличить апологета Удава от просто малограмотного пошляка не составляет труда): калька с ebony english (wassap!) как антитеза языку глянцевых журналов (основных печатных носителей идеологии пост-постмодернизма) и одновременно своеобразный код, в чем-то сродни поэзии скальдов… кстати, скальдов я тоже не читал.

  И уж совершенно ничего удивительного нет в том, что креатифф в конце концов стал полноценным культурным явлением и в таковом качестве распространился далеко за пределы собственно сайта www.udaff.com, да и вообще Рунета. Пускай многих "оригинальных" падонков ЖЖшная, скажем, экспансия (обороты "в Бобруйск жывотное", "аффтар учи албанский" и т. п. - это именно из ЖЖ) в восторг отнюдь не приводит (www.udaff.com/ask/45499.html).

  Остается понять, почему среди наваянного новыми русскими киберпанками (по-моему, именно креатиффы на сайте Удава, а вовсе не романы Лукьяненко по справедливости должны носить это гордое наименование) так мало достойных внимания (не фтыкания) вещей. Возможно, потому, что, в отличие от "классических" панков, поставивших на уши культуру конца семидесятых, аффтары предпочитают самовыражаться в основном не с помощью музыки и прочих "быстрых" разновидностей творческой деятельности, а в литературном, так сказать, труде (в этом нет ничего удивительного, если учесть особенности Интернета как медийной среды… хотя бы просто прикиньте, сколько "весит" текстовый файл и сколько - mp3). Но для того, чтобы стать действительно интересным писателем, смелости и чувства стиля недостаточно - необходимо владеть еще и навыками самостоятельного мышления, а такие люди, как правило, во всякую ментальную суету втянуть себя не позволяют. Впрочем, возможно, прямо сейчас какой-нибудь молодой Пилеффин заканчивает свое "Паколение Нах"… успехов ему. (с)


Рецензии
Любил народ контркультуру
И виртуально, и в натуре!

Культуриссимо!

Про Это   12.02.2021 12:30     Заявить о нарушении