Я никогда не сидела на краешке крыши

Я никогда не сидела на краешке крыши.
Не оттого, что боюсь полететь не туда.
Просто, падению не научилась тогда...
В мире, в котором умела летать... где-то выше.

Сверху всё виделось, как на игрушечной сцене,
Где одинаково мелки фигурки людей...
Не было разницы в ролях рабов и вождей -
Не было мыслей о верности и об измене.

Кажется, я, перед тем,как явиться на землю
Всё уходить не хотела в чужие края.
Бог мне сказал, что от каждого крест не отъемлем...
Крест мой на землю упал - там должна быть и я.

Брать обещанья у Господа - просто нелепо:
Дать же обет ЕМУ - волю направить вожжой...
Я не могу обмануть ни земли и ни неба -
Две половники начал я вдохнула с душой.

Кроме меня это крест никому не по силам.
Я донесу, не шалила бы смерти праща.
С Божией помощью сколько уж раз доносила -
ОН никогда не бросал, хоть и не обещал.

25.02.2013


 Краткий анализ стихотворения
Тема. Духовный путь человека, принятие жизненного креста, связь земного и небесного. Лирическая героиня осмысляет своё предназначение, переход из «мира полёта» в земную реальность и ответственность за свой крест.
Основная мысль. Каждый человек несёт свой уникальный крест — жизненное предназначение, которое нельзя избежать. Принятие этого креста и следование ему возможно лишь с Божией помощью; обман или уклонение невозможны, поскольку человек связан с двумя началами — землёй и небом.
Композиция. Стихотворение состоит из 5 строф, выстроенных как постепенное раскрытие внутреннего пути:
1;я строфа — воспоминание о «мире полёта» и неумении падать;
2;я — взгляд сверху на человеческую суету, уравнивание всех ролей;
3;я — диалог с Богом и осознание необходимости сойти на землю;
4;я — размышление о верности Богу и невозможности обмана;
5;я — утверждение готовности нести свой крест с Божией помощью.
Тип речи. Лирическое размышление (рассуждение) с элементами повествования.
Стиль речи. Художественный, с ярко выраженной религиозной и философской символикой.
Средства связи предложений.
лексические повторы («крест», «земля», «Бог»);
местоимения («я», «мне», «мой»);
синтаксический параллелизм («Я не могу обмануть…», «Я донесу…»);
анафора («Кроме меня…», «Я донесу…», «С Божией помощью…»).
Средства выразительности.
метафоры: «мир, в котором умела летать», «крест упал», «две половники начал вдохнула с душой»;
символы: крест (жизненное предназначение), крыша/высота (духовный мир), падение (переход в земную реальность);
эпитеты: «игрушечная сцена», «мелки фигурки»;
антитеза: полёт vs падение, небо vs земля, рабы vs вожди;
риторические конструкции: отрицания («не оттого», «не научилась», «не хотела»), утвердительные формулы («Я донесу», «ОН никогда не бросал»);
архаизмы/церковнославянизмы: «обет», «ЕМУ», «праща» (усиливают религиозный подтекст).
Итог. Стихотворение представляет собой глубоко личное духовное исповедание, где лирическая героиня осознаёт свою миссию как несение креста, данного Богом. Через образы полёта, падения и земного пути автор передаёт идею неизбежности и осмысленности страданий, а также надежды на Божественную поддержку.


Рецензии