Быстро близиться к вечеру ночь-тьма

Быстро близиться к вечеру ночь-тьма.
Запираются ставни на засов.
Собираются семьями в домах,
Под уютное тиканье часов.

За лесами, горами, в реке-стыть
В отраженье дежурит босяк-сон.
Он торопится с месяцем уплыть,
В колоколенке звёздной открыть звон.

А в домах-теремах утомлён люд
На постелях готовился уснуть.
Чудеса за окошком туман льют
Не заботясь о путниках ничуть.

Закрывали бутоны цветы в ночь,
Заплутавший в лесу потерял свет.
Каждый звук заставляет бежать прочь -
А куда же бежать, коли троп нет?

По-нал лесом смурным голосит сыч,
А по чаще скитается лих-страх:
Бойся лиха коварного, плач, хнычь-
Нет дороги из лесу до утра.

На осанистой кочке стоит пень,
У подножия пня сер-пушист мох.
Где находится - скажет ему день,
А пока от усталости пал с ног.

Под волшебную музыку небес
Остывающий воздух кружил пар:
И казалось, что рядом бродил бес...
Может юн, ну а может совсем стар.

За глазницами сон умыкнуд взгляд
В поднебесье радушное, а там
Так красиво, что незачем назад
Возвращаться к пугающим местам.

А поутру, когда стих небес звон,
Убежал, испугавшийся туман...
И упал с отраженья босяк-сон
В прохудившийся ноченьки карман.

И вокруг разлилась красота вмиг.
От ночного испуга пропал след
Словно сон неожиданно проник
В возвращённый на землю дневной свет

25.02.2013

Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Переход от ночи к утру, противопоставление пугающей ночной стихии и умиротворённого дневного света. В центре — образ «босяка;сна» как персонификации ночного мира.

2. Основная мысль
Ночь полна тайн, страхов и блужданий, но с приходом утра всё мрачное рассеивается, уступая место красоте и покою. Сон (ночное сознание) отступает перед реальностью дневного мира.

3. Композиция

Зачин (1–4 строки): наступление ночи, уют домашнего пространства.
Развитие (5–20 строки): образ ночного леса, страха, блужданий, таинственных сущностей («босяк;сон», «лих;страх», «бес»).
Кульминация (21–28 строки): погружение в сновидческое пространство, красота поднебесья, отказ от возвращения.
Развязка (29–36 строки): утро, исчезновение тумана и ночного кошмара, торжество дневного света.
4. Тип речи
Художественное описание с элементами повествования (динамика от ночи к утру) и рассуждения (осмысление контраста тьмы и света).

5. Стиль речи
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью. Черты:

архаизированная лексика («терема», «осанистая кочка»);
неологизмы и окказионализмы («босяк;сон», «лих;страх», «ноченьки карман»);
символические образы (пень, мох, сыч, туман).
6. Средства связи предложений

лексические повторы («ночь», «сон», «туман», «свет»);
местоимения («он», «там», «это»);
синтаксический параллелизм («Запираются ставни…», «Закрывали бутоны…»);
анафоры и рефрены (мотивы страха, блуждания, пробуждения).
7. Средства выразительности

эпитеты: «уютное тиканье», «смурный лес», «радушное поднебесье»;
метафоры: «туман льёт чудеса», «музыка небес», «прохудившийся ноченьки карман»;
олицетворения: «ночь;тьма близится», «сон умыкнул взгляд», «туман убежал»;
символы: пень и мох (статичность, связь с землёй), месяц и звёзды (небесное начало), сыч и лих;страх (ночные страхи);
аллитерации и ассонансы: повторение звуков «с», «ш», «ч» создаёт ощущение шороха, тайны;
антитеза: ночь (страх, блуждание) ; утро (красота, покой);
инверсия: «Быстро близиться к вечеру ночь;тьма», «За глазницами сон умыкнуд взгляд».
8. Ритмика и рифма

свободный стихотворный размер, переменный ритм (имитация «шага» в ночном лесу);
перекрёстная и смежная рифмовка, часто неточная (усиливает ощущение зыбкости, сновидчества);
enjambement (переносы строк) подчёркивают текучесть образов.
9. Общая атмосфера
Мистическая, сновидческая. Ночь предстаёт как пространство бессознательного, где бродят страхи и призраки, а утро — как пробуждение к ясности и гармонии.


Рецензии