Рондо

Итак, прошу любить и жаловать – РОНДО!
Если быть честным, то эта форма появилась в поэзии уже Нового времени, но она имеет основой очень популярную песенную форму известную в древности. В виде музыкального произведения, рондо было распространено во Франции начиная с XIII века, и хорошо известно любителям классической музыки по инструментальным произведениям периода барокко и венских классиков.
Но, в виде самостоятельной поэтической формы, рондо появилось совсем недавно – во времена Серебряного века русской поэзии.
Поэтические словари дают следующее определение:
Ро’ндо (франц. rondeau, от rond — круг) - твердая поэтическая форма европейской поэзии, стихотворение-песня из трех строф (пентет, катрен и секстет) на две рифмы с двумя рефренами. Рифмовка: aabba abbA aabbaA, где A - это первая половина первой строки с рифмой a.

Если поподробнее, то это стихотворение должно состоять из трех строф: первая строфа из пяти строчек (пентет), вторая строфа из четырех строчек (катрен) и третья строфа из шести строчек (секстет). Помимо этого, в рондо есть два повторения (рефрена), причем это рефрены в усеченной форме: в четвертой строчке второй строфы и в шестой строчке третьей строфы должна стоять половинка от первой строчки первой строфы. Она может быть с рифмой, а может и без – это уже не важно. Хотя, на мой взгляд, лучше, когда эта строчка, тоже рифмуется.
И еще одна важная особенность этой формы – обязательный альтернанс. То есть, необходимо использовать рифмы разного типа. Для красоты и певучести стиха лучше не использовать рифмы одного типа (мужские, женские, дактилические), а чередовать их. Именно чередование звучания рифм придает рондо ту самую округлость.

Для примера, мой вариант рондо:

Как песня, знамя взвейся!
Лазурью поднебесья
Нам родно – песнь сирен!
В нем есть двойной рефрен,
Две рифмы… Муза, смейся!

В нем тундра иль полесье,
Редиска или хрен,
Бетховен иль Шопен –
Как песня!

Нам шепчет муза-бестья:
Строфа, дождем пролейся –
Пентет! Секстет! Катрен!
И альтернанса  плен
Милей и интересней,
Как песня!


Рецензии