9. III. Где царевичу быть? Девки парятся в бани!

III. МАЛЬЧИК, ВЫРОСШИЙ В БОЧКЕ.

Однажды царевич пошел в деревне гулять, посмотреть на деревенских девушек.
И было у одной вдовы три дочери, все хороши собой.
В то время они парились в бане; а царевич и подошел к стене, чтоб слышать их разговор.
Младшие сестры спросили у старшей:
«Какую работу ты лучше всего сделаешь?»
Она отвечала:
«Вот какую: из одной крупинки я сделаю всякого рода кушанья и напитки!»
Тоже самое спросили и у средней сестры.
«Я из одной льняной нитки сделаю разные дорогие материи» — отвечала она.
А младшая отвечала на этот вопрос:
«Я не забочусь о работах, а в трех родах разрешусь девятью сыновьями, у которых с боку светит луна, на маковке блестит солнце, руки по локоть золотые, ноги по колена серебряные».
Царевич запомнил это и сказал: «Та девица моя, если она таких детей родит».
И возвратился домой, где он рассказал все родителям.

Во дворце жила одна старушка, которая желала, чтоб царевич женился на её дочери.
А царевич не думал о ней и не послушался родителей, которые не желали, чтоб он женился на девице столь низкого происхождения.
Он и женился на дочери вдовы.

Когда жена его сдела[ла]сь беременна, он должен был отправиться на войну.
Жена его между тем разрешилась тремя сыновьями, и позвали к ней старушку.
Та питала к ней ненависть и потому спрятала детей, а вместо них положила трех щенков.
Когда царевич возвратился с войны, родные сказали ему: «Надо казнить твою жену; она родит щенков в царское семейство».
Царевич, однако ж, не казнил ее, а думал: «Пускай она родит еще раз».
Через некоторое время она опять сделалась беременною, а царевич снова должен был идти на войну.
Когда у жены родились сыновья, послали опять за старушкой.
Она опять положила трех щенков вместо детей, которых она увезла.
Когда царевич возвратился, родные снова просили его, чтоб он убил свою жену.
Но он пощадил ее и на этот раз и решился ждать, покуда она родит в третий раз.

Прошло нисколько времени; жена опять сдалась, беременна и царевичу пришлось снова идти на войну.
Она опять родила трех сыновей и послала за той же старушкой.
А царевна показала только двух детей и спрятала третьего под груди.
Старушка не догадалась об этом и положила вместо детей двух щенков.
Родные опять просили возвратившегося царевича казнить жену, потому что она все родила только щенков.
Все-таки он не убил ее, а посадил в пустую бочку и вытолкнул ее в море.

Бедная женщина унесла с собой сына, которого она спрятала под груди и никому не показала.
Бочка долго плавала по волнам, и им стало тесно в ней.
Тогда мальчик сказал: «Я расшибу бочку!»
"Не расшибай, — отвечала мать, — мы еще на воде".
Мальчик послушался.
Бочка опять плавала долго, и им все становилось теснее, потому что мальчик все рос.
Потом он опять хотел расшибить бочку, но мать не позволила.
Наконец им сделалось слишком тесно, и мальчик в третий раз сказал: «Я расшибу бочку».
Мать заметила по качанью бочки, что они находились недалеко от берега, и позволила ему расшибить бочку.
Они вышли из бочки и ступили на землю.

Потом они пошли вдоль берега, и мальчик спросил у матери: «Что нам, прежде всего, нужно?»
"Жилище" [обитель]. — Отвечала мать.
Они пришли на прекрасную гору, там мальчик потряс немного шелковою косынкою [платком, шалью] и тотчас там явился дом, похожий на дворец.
Здесь они и стали жить.

Мать сделала из своего молока девять лепешек, испекла их и поставила на стол остывать.
Тут по дороге шло восемь здоровых мужчин; мать думала, что воры и спряталась с сыном за печь.
Они взошли и заметили лепешки; отведали их и говорят: «Здесь девять лепешек, а нас только восемь, где ж девятый?»
Тогда мальчик вышел из-за печи и сказал: «Здесь».
Другие обрадовались и спросили: «Где же наша мать?»
Он сказал им, где мать и они до того обрадовались, что её на пол не пустили [возносили, водрузили на руки].
Потом взошел в избу один нищий и попросил милостыни.
Мальчики накормили и напоили его и притом дали ему решето [кошёлку?] серебра.
Как только они трясли косынкой [платком], тотчас получали все, чего желали.
Старик отправился оттуда в царский дворец.
Там царь спросил: «Не находил ли ты другого места, старичок, когда сюда шел?» 
Старик отвечал: «Я уже был в лучших домах, чем этот».
"А где?"
Старик рассказал ему все, и царь решился отправиться туда же и взял его в провожатые.
Когда они приблизились к дому, мать сказала сыновьям: «Отец ваш идет».
Мальчики поспешили к нему навстречу, подняли его и на своих руках понесли его к себе.
Здесь все открылось.
Царевич просил свою жену идти с ним во дворец; а она не согласилась, потому что царевич уже женился на дочери старушки.
«Она недолго там будет». - Сказал тогда царевич.

Взял дочь старухи и привязал её к хвосту лучшего жеребца.
Жеребец побежал шибко оттуда и теперь еще на той дороге.
А царевич взял прежнюю жену и своих сыновей к себе, и стали жить благополучно.

— Вот и сказка.
......................
И. А. ХУДЯКОВ
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
НАРОДНОЙ СЛОВЕСНОСТИ

I. Смерть Святогора и Ильи Муромца.............1
II. Два сибирских заговора.................9
III. Народные стихотворения против взяточничества.........10
IV. Ночь на Ивана Купалу.............12
V. Народные предсказания об урожае.....13
VI. Воденчар (Болгарская сказка)...........15
VII. Сербская сказка Николича............17
VIII. Образцы финских сказок.........50

Цена 50 коп. сер.

Санктпетербург.
В типографии В. Головина, у Владимирской церкви, д. барона Фредерикса № 15., кв. № 3.
 1863.
Одобрено ценсурою. С. Петербург, 16 Сентября 1862


Рецензии
М. МЮЛЛЕР
... Что же дает жизнь изучению древнего мира? Что же в наш деловой, практический мир заставляет людей жертвовать своим досугом для занятий, которые, по-видимому, так непривлекательны и бесполезны, что иное, как не убеждение, что если мы, по совету дельфийского оракула, хотим узнать, что такое человек есть, мы должны наперед узнать, чем он был? ...Вот почему самые ветхие и поблекшие страницы преданий так дороги нам, быть может, дороже наиболее обильных содержательных глав из истории нового времени. История этих отдаленных веков и людей, столь чуждых, по-видимому, нашим современным интересам, получает высокую прелесть при мысли, что она открывает нам историю нашего собственного рода, нашей родной семьи, скажем более - историю нас самих.
("Сравнительная мифология" 1856).

Нина Гуреева   24.02.2013 17:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.