Люда и Валя

   Ощущение вины перед гимнастическим залом, перед собой таится в глубине сердца.  Будто бы я не выработала, не раскрыла в спорте весь тот потенциал, который заложен был во мне от природы. Надо признаться, на тренировках я не выкладывалась до конца. Я часто ленилась лишний раз пролезть по канату, поднять ноги или подтянуться. Я не стала бы называть себя трудоголиком. Потому что видела, как в гимнастическом зале пахали  две девочки у одного тренера. С утра до вечера  полный  восьмичасовой рабочий день с перерывом на обед и небольшой отдых. То, что делала я,  была каплей в море по сравнению с тем, что вырабатывали они в течение дня. Боже мой, мне казалось, что тренер издевается над ними. Это же эксплуатация детского труда! Это же полное рабство!   Муштра до фанатизма. А девочки-то совсем крошки!
     Этот бесконечный бег вокруг зала перед тренировкой, по двадцать – тридцать кругов. Бегут, бедненькие.  Со слезами на глазах. Одна, как помню, первая бежит, а вторая за ней. Первая  и слезинки не прольет. Видно, стыдно ей  плакать, терпеливая – все молча, все через себя. А по лицу-то видно, что страдает, что вот еще чуть-чуть и сорвется, не выдержит. А вторая, кнопка, рыдает в три ручья! Бежит и рыдает подруге в спину. Тренер, как сталь, стоит, руки скрестив. Такую слезами не пробьешь. Знаю я ваши слезы – дай только повод от работы увильнуть. Первую тренер немного похваливает и  ставит  в пример перед другой: «А ты, Люда, на Валю посмотри. Она же  не плачет, а ей тоже тяжело! Да перестань же ты плакать, наконец! » В такой обстановке и Вале-то теперь заплакать нельзя.
   Спартанские условия. Ни отдохнуть, ни увильнуть от работы. Тренер  видит девочек насквозь, все их недостатки. Сказано бежать, значит надо бежать.  Не дай Бог остановится! Девочки не смеют ослушаться тренера. Наказание – бег. Остановишься  на секунду – считай круги заново. Тренеру спешить некуда.
   Вот и бегут, бедные. И где только  в себе силенки находят, а уж как добегут, стоят на ковре, общипанные цыплята, белого света не видят. Одно  только и рады, что добежали, наконец. А ведь это еще не тренировка.  Это только легкая пробежка,  небольшая разминка перед ОФП. Господи, это жуткое ОФП! Десять раз по канату без ног! Бесконечное число  отжиманий, приседаний. Потягивание, поднимание ног, спичаги!
   У меня уже тренировка к концу подошла, а у них так еще и не началось даже!  «Куда же готовят этих цыплят?  Неужели к межгалактическому перелету?» -  спросят удивленные марсиане, случайно заглянув в гимнастический зал. Первые подопытные человечки, будущие супермены,  гиганты, супергерои поколения Х!  От удивления округлив свои огромные марсианские глаза,  неземные существа хватаются за голову своими зелеными лапками! Ужасная планета! Коварные  земляне! Они же проводят опыты над собственными детьми!
   «Успокойтесь, уважаемые гости», - ответит  марсианским туристам экскурсовод землянин. Это всего лишь гимнастический зал. И здесь не проводят опыты над детьми, а готовят будущих чемпионов по спортивной гимнастике».   Экскурсовод быстрее уводит гостей из гимнастического зала, дабы не травмировать их марсианские души.
  А через год  Люда и Валя уже  числятся в юношеской сборной страны. Сосредоточенные, серьезные, они по-взрослому входят в зал, одетые в костюмы сборной России. И снова начинается их бесконечная пробежка, и это ужасное ОФП. Но за год они привыкли к перегрузкам и не плачут, осознанно подчиняясь воле тренера. Они почувствовали вкус  победы, с медалью на груди взошли на пьедестал, будто альпинисты на вершину скалы. И с высоты птичьего полета увидели, на краю горизонта сказочно-великую  цель в отблеске огромного сияющего солнца, так похожего на золотую Олимпийскую медаль.
   Приобретенные за год адского труда, сила, выносливость, гибкость, позволяют Люде и Вале выучивать неимоверно сложные по технике элементы. Девочки парят над снарядами с космической легкостью, бесконечное число раз отрабатывая вертушки, перелеты, замысловатые связки.  И снова этот изнуряющий восьмичасовой рабочий день, и снова слезы, усталость и отчаяние. Не получается элемент. А тренер поставил цель –  десять раз подряд удержаться на бревне.  Упадешь на десятый раз, пеняй на себя, считай заново до десяти. И сидят, бедные, на снарядах до позднего вечера, до темноты, муштруя сознание бесконечными  подходами.
   Когда мне исполнилось пятнадцать лет, я  бросила гимнастику. Я не видела для себя перспектив. Если к пятнадцати годам ты еще не вошел в сборную страны, то тебе в гимнастике больше делать нечего. Я все  прекрасно понимала. Не дожидаясь разговора с тренером,  ушла самостоятельно и не жалела о том, что ушла. Вздохнула с облегчением – в тот период гимнастический зал  мне порядком надоел.  Но все же, отдав гимнастике десять лет, я не могла о ней забыть. Я перешла в разряд обывателей зевак. С высоты трибун наблюдая за падениями и взлетами Российской спортивной гимнастики, за успехами  наших новых чемпионок.
   Однажды мне посчастливилось присутствовать на международных соревнованиях  по спортивной гимнастике. Нашу страну представляли еще совсем юные гимнастки. Какие же талантливые девочки! С удовольствием наблюдаю за выступлением  наших гимнасток. По громкоговорителю диктор объявляет: на бревне выступает Людмила Зайцева, Россия.
    Присматриваю, не веря своим глазам. Господи, это же та самая кроха. Маленькая Люда, которая рыдала, рыдала всю дорогу на этих изнурительных тренировках.   Людмила Зайцева блистала на бревне, как птица, уверенно, сильно, без единой помарки.
    Космическими усилиями пробила она дорогу к своей  мечте. И теперь идет  по ней огромными шагами. Людмила Зайева не похожа теперь  на ту маленькую неуверенную девочку. Она - чемпионка, со стальным характером. И в каждом ее движении, в каждом элементе,  отчетливо виден мне суровый и непреклонный характер тренера, которая теперь уже является заслуженным  тренером Российской Федерации.
Людмила Зайцева добилась высоких результатов. Она становилась неоднократным призером чемпионата Европы и Мира, а на Олимпийских играх завоевала бронзовую медаль в командном зачете.                А где же Валя?  Я же прекрасно помню, что Валя  была всегда чуточку лучше и сильнее Люды. На тренировках Валя  шла впереди, будто бы пробивала дорогу к мечте для себя и для своей подруги. Почему же на международных соревнованиях ее имени нет рядом с Людой? Что-то кольнуло внутри. О Вале неизвестно ничего. (В рассказе описаны реальные события.  Имена девочек изменены.)   
   


Рецензии