Рабыни лампы IT-бизнеса и немного о Мег Уитман

                на фото: Мег Уитман

          Не очень-то я и люблю международный женский день 8 марта.  Хотя даже не могу сформулировать, из-за чего, собственно. Может быть оттого, что в детстве я жила на улице Клары Цеткин и часто слышала от старших далеко не лестные высказывания в адрес этой немецкой фрау.  Однако именно с тех пор цепкое имя Клары Цеткин  навсегда произносится мною звонким фальцетом красногалстучной пионерки.
          Хочу рассказать вам даже не о самом празднике  – мартовское мероприятие оказалось лишь поводом  для написания настоящего эссе. Для начала остановлюсь на предыстории.

          Работа у меня нелегкая для  женщины: я руковожу некой софтверной командой, которая разрабатывает серьезное программное обеспечение для крупных и далеко не детских структур.  Коллектив достаточно большой. Принято считать, что все компании, зарабатывающие программированием,  напичканы до отказа амбициозными гениями только мужской половины человечества.  Это не так, вернее не совсем так.
 
          В нашей компании  женщин  немногим больше одной трети от всего численного состава.  Вспоминаю, как один новичок, совсем еще молоденький программист,  в самый первый день работы  удивленно  присвистнул: «Вау... сколько тут теток! И что они тут делают?» 
          Непосвященный в тайны создания больших информационных систем может удивиться:  а действительно, почему в этой сфере работает так много женщин?    Давайте разбираться.
 
          Если пройтись по офису, можно увидеть  следующую  картинку:  сидят за компьютерами дамы, большинство из них, скажем так, – не молоденькие.  И вроде бы они не совершают ничего такого, что обычно делают эффектные киношные программисты: не закатывают глаза в поисках уникального алгоритма, не поглощают кофе литрами, не бегают с сигаретой туда-сюда по коридору,  и длинные пальцы их не мелькают по клавиатуре с легкостью стрижей, взламывая секретные коды пентагонов.  Нет, все совсем не так,  как в фильмах о хакерах.
          А как? Да вот как: сидят тётеньки, смотрят вдумчиво на дисплеи, на экранах которых мелькают бесконечной вереницей размашистые таблицы, какие-то длинные тексты, запутанные блок-схемы с замысловато загнутыми стрелками ... И все! В общем, умереть можно со скуки, наблюдая за ними.

          Так что же эти дамы тут делают? Ответить  и трудно, и легко. Трудно потому, что надо будет неимоверно долго читать серию лекций по теории процессов  создания программного продукта. Легко же потому, что можно кратко (да еще и категоричным тоном)  скороговоркой выпалить следующий постулат: да потому что без работы вот таких опытных специалистов, облаченных в образ среднестатистической дамы IT, ни один крупный проект не сдвинется с места. И это точно так, уверяю вас, – ни один!
          Подавляющее большинство женщин, работающих у нас в команде, –  не бухгалтеры, кадровики или «документоукладчики». Наши «дамы» – это  менеджеры крупных проектов республиканского масштаба, ведущие аналитики, бизнес-аналитики, специалисты по сопровождению программных продуктов и тестировщики программного обеспечения.  Чтобы стать профессионалом подобного класса,   необходимо иметь не только высшее специальное образование и светлый ум. За спиной, как крылья, должны быть упакованы словно в ранец школьника  годы и годы сложнейшей аналитической работы в области информационных технологий. За этими, казалось бы, совсем не женскими позициями штатного расписания кроется уникальная квалификация софтверных тружениц,  медленно и верно укладывающих те самые шпалы, по которым гении-программисты мужской диаспоры нашей компании бесстрашно летят  вперед... с ветерком и прекрасными видами из окна. Попутного ветра, ребята!  Только не забывайте, что скорость вашего движения еще долго будет  зависеть от  кропотливой работы вот таких женщин «необальзаковского» возраста.
          Скажу без всякой рисовки,  наши «девочки», как я ласково называю женский состав, – есть достояние компании.  Вы думаете, я «пиарю» таким образом  контору? Да, но лишь отчасти.
          Однако именно так, почти  незаметно, мы подошли к отправной точке наших размышлений.
               
          Вот и представьте себе:  на горизонте маячит канун 8 марта. Ну и, конечно же, прекрасной половине человечества – подарки в студию! Надо сказать,  каждый год мы придумываем что-то неординарное: однажды  приходили художники и  рисовали портреты женщин, другой раз мужчины водили удивленно-встревоженных сотрудниц с закрытыми глазами  по офису в поисках сокровищ.   Уж  как будто всё перепробовали – что же еще придумать? 
          Как-то,  вспоминается мне, мы заказали для каждой сотрудницы фотосессию. Не стоит ли повторить её на бис, тем более что каждой из нас всегда пригодится свежая и может быть даже художественная фотография, которую и в Одноклассниках выставить, и детям отправить приятно, да и любимому показать не зазорно – восхищайся, дорогой!
          Сказано-сделано: я легко нашла мастера и в тот же час объявила всем дамам, чтобы в понедельник пришли красивыми и нарядными. 

          Здесь  мы с вами сделаем небольшую паузу, поставив несколько восклицательных знаков.  Да-а-а,   доложу вам, с удивлением я заметила след разочарования на лицах соратниц.  «А-а-а... фотографии... ой!... Что-то  совсем не хочется фотографироваться, – протяжно шепчет сорокавосьмилетняя  коллега, – не радуют ни морщинки на лице, ни набранные килограммы».   Другие дамы тоже не спешат проявить восторг.  И только совсем молодые девочки заинтересованно приподнимают брови. Как говорится на нашем "профессиональном" сленге: – упс!
 
          Стараясь не показать некоторого раздражения, я   ретировалась в кабинет и задумалась. А действительно,  почему нас,  благополучно перебравшихся за сорокалетний рубеж и уже состоявшихся в жизни умниц и красавиц, так заботят и печалят изменения во внешности? Как оказалось – печалят, не скрою, и меня ничуть не меньше.  Неужели  мы, небожители высоких технологий,  тоже стали жертвами гламурных изданий-наковален,  где в почетных ореолах сияют лишь юные овалы глянцевых лиц, и безукоризненно длинные ноги и силиконовые округлости, упакованные в умопомрачительные наряды, заставляют нас, зрелых профессионалок, если не скрывать, то, во всяком случае, не афишировать  паспортный возраст?!  А ведь «в шкафу» у каждой из нас великосветские любовные романы, и  более того – весь женский опыт счастливых и несчастливых браков.  Чудесные и любимые дети, а то и внуки радуют  семьи, подавая всяческие надежды.  У каждой в портфолио значится бесконечный список профессиональных достижений. Стеллажи и целые библиотеки прочитанных книг помнят и знают нас как своих. У каждой – интересные увлечения: занятия спортом, танцами, йогой.  У всех своя богатейшая внутренняя жизнь. Уж не говоря о том, что некоторые  даже вышивают  крестиком!

          Так по какой же веской причине мы, такие классные и крутые, боимся своих же собственных фотографий как свидетельств о прожитых годах? А что будет еще через десяток лет, когда придет та самая пресловутая старость, которая уже издалека помахивает  своею зелененькой пенсионной книжечкой?
          Вот тут давайте подумаем и нарисуем жирный и извилисто-червивый знак вопроса.

          Может быть, наше мироощущение искажают молодящиеся актрисы - те, что у всех на виду и которые с «первым снегом»  начинают натягивать  лица, превращаясь в одинаково розовые барабанчики? Неужели  это они тревожно барабанят нам: молодись-молодись-молодись как я, как яблочко наливное.  Может быть, пора пополнить их ряды стройными шеренгми новобранцев?   
          Или это мужчины выталкивают нас из уютных насиженных гнезд, заставляя подобрать подолы непомерно возросших амбиций на всю нашу жизнь, которую мы своими силами и умением построили? Отчего мы так легко сходим с великолепной красной дорожки, которая расшита не нашими ли жемчугами?  Ведь мудрый создатель  не ставил нам клейма по срокам годности!
          Согласитесь,  обидно и неправильно чувствовать себя золушкой на собственном балу.

          Ночью я долго не могла заснуть и все вспоминала ропот  девочек.  Но утро вечера мудренее: как обычно, к началу следующего рабочего дня на мой стол положили свежую прессу. Из стопки изданий первым выбираю  «ICT NEWS» –   добротный журнал, где можно за несколько минут просмотреть основные новости в IT-секторе. На одной из страниц (кстати, на сорок восьмой странице!)  внимание привлекает фотография незнакомки.
          Рассматриваю внимательней.  Передо мной рубрика «Аналитика и решения». Статья называется «IT в новом стиле».  Быстро пробегаю текст, выясняю, что дама на фотографии – некто Мег Уитман, генеральный директор компании «Hewlett-Packard».  Не хило!
          Вглядываюсь в лицо немолодой женщины с  легким и почти незаметным пунктиром  грима. Крупный план не скрывает ни одной даже малейшей  морщинки, отчетливо видны все возрастные и мимические отметины времени. Волосы – совершенно естественные: фотограф, кажется, намеренно подчеркнул  жестокую проседь. Над верхней губой можно пересчитать все складочки и волоски.  Так почему же я не могу отвести взгляда от далеко не юного и не блещущего свежестью и красотой лица? 
          Видно, эта дама совсем не боится  возраста, и пожалуй,  она его даже осмысленно превозносит как достоинство, как богатство!   И я начинаю вести параллель и умозрительно протягиваю тоненькую ниточку:  от этой незнакомой миссис Уитман, от ее успешной  компании с громким названием – прямо сюда, в  ташкентский офис. «Ну, – скажете вы, – эк замахнулась,  кто она, и кто вы». О, я понимаю разницу в масштабах, однако, пожалуй не стушуюсь.  Мы что – из другого теста?   Конечно, немного настораживает очевидная разница: почему западная женщина  афиширует свои года, а мы, наоборот, пытаемся  скрыть?    Подумайте – у этой высокооплачиваемой дамы наверняка есть все возможности для того, чтобы сделать свой титульный портрет архипривлекательным.  И конечно же, ей доступны любые украшающие процедуры, и какой-никакой «товарищ зверев»  был бы просто счастлив окрасить в модный цвет и уложить в стильную прическу ее усталые волосы! Но она перед нами – вся как есть, без ретуши, и ее веселые и живые глаза говорят о чем-то таком, к чему не подберешь макияжа. О чем же?  Мне кажется, ее лицо говорит  об особом векторе свободы быть такой, какая она есть.

          Коллеги, подруги,  читательницы! Давайте вместе подумаем – а по какой уважительной или неуважительной причине мы с вами чуть после сорока начинаем вешать на себя ярлык  «второсортицы»?  Отчего эта изумительная хьюлетпаккардовская  женщина, наша современница и коллега, гордится своей внешностью, делая гениальный, на мой взгляд, маркетинговый ход  и превращая каждую свою черту в драгоценное «резюме», а мы  «фотошопим»   портреты даже перед тем, как выложить их в Фейсбук?
          Мне кажется, здесь кроется  наша с  вами личная проблема. А проблемы надо решать так, как решаем мы риски больших и маленьких IT проектов: cразу же, по первым тревожным сигналам, не дожидаясь великого кризиса.  Пока мы еще у руля, пока мы в социуме, пора перечеркнуть устоявшуюся точку зрения, заменив ее некой запятой, после которой последуют альтернативные многоточия...   

          Только не  подумайте, что  я голосую за жизнь без косметики и пластических хирургов.  И вовсе я не против товарища Зверева.  Я о другом:  не о самом стремлении мировой женственности к красоте, что так естественно. Хочу сказать лишь о цене этой красоты.  Пусть мы будем платить деньгами и личным временем за  поддержание молодости и привлекательности, но при любой ситуации на пути к совершенству нельзя  ущемлять себя  в правах на прочную радость и непоколебимую уверенность в себе взрослеющей женщины.
          Призываю не прятаться в скорлупу предубеждений.  Посмотрите, как прочно устроилась в своем  пространстве госпожа Меркель,  как гордо смотрит с фотографии Майя Плисецкая! Как хороша блистательная Элина Быстрицкая! Никогда не забуду улыбку Аллы Демидовой, когда она, отвечая на вопрос, почему не делает пластику, воскликнула: «Ну кто же будет играть благородных старух?!»

          Так давайте не чураться гендерной природы и начнем прямо сейчас вести жизнь без страха и упрека – ну кто еще,  как не мы, достойны занять  солнечное место! А молодые – что ж,  пусть равняются на старших, пусть завистливо оборачиваются (они оборачиваются и на свое будущее) и строят собственные пьедесталы, на которых им еще только предстоит укрепиться.

          Дорогие мои подруги, этот странный праздник, надеюсь, будет прекрасным поводом сказать друг другу  слова поддержки.  Да, мы вот такие, какие есть, но в том наша сила. Ни одна пигалица с подиума  не придет и не выполнит нашу сложную и квалифицированную работу. И ни одна телевизионная дива  не забежит к нам на кухню и не сделает вкуснее мамин фирменный салат. А мы, сумеем ли мы их заменить?  Да запросто! Пройтись по звездной дорожке?  Не вопрос! Так давайте же все вместе встанем, расправим плечи,  оторвем утомленный взгляд от компьютера и, легко взмахнув ненакрашенными ресницами, взлетим над  сомнениями.
          Ударим «фотопробегом» по отретушированным веб-сайтам! Все – в он-лайн! Шику-блеску дай, любимый, муж, сын, отец, сослуживец, сосед, водитель, продавец,  новенький, школьник, студент, первый встречный... (продолжите список самостоятельно).
          А если от  лучезарных улыбок и останутся на лице мимические морщины,  мы не станем прятать  и маскировать их, как не должны лакироваться радость и счастье быть женщиной, матерью, бабушкой,  менеджером IT-проекта, аналитиком, специалистом по внедрению, тестировщиком программного обеспечения, исполнительным директором (продолжите список самостоятельно)...

          Это повествование хочется закончить мажорным аккордом -  все женщины компании «Intelligent Solutions» согласились на фотосессию!

          Полетали? А теперь все обратно, в лампу! Уж такая работа...

          Безоблачного настроения пожелаем мы и именитой коллеге, уже знакомой нам  Мег Уитман,  ратующей за облачные технологии и Большие Данные.  Фотография этой смелой женщины и открывает нашу галерею портретов.

*  *  *

          Давайте обратимся к истории IT, и она раскроет нам вместе с другими своими тайнами имена великих женщин. Удивительно, но самая первая компьютерная программа была создана сто пятьдесят лет тому назад, когда и в помине не было слова «компьютер». И что еще удивительнее, первым программистом явилась Ада Августа Байрон-Кинг, графиня Лавлейс, дочь поэта-вольнодумца и романтика - лорда Джорджа Гордона Байрона. Да-да, того самого Байрона, автора «Паломничества Чайльд-Гарольда», «Гяура» и «Дон Жуана»!

          Ада Кинг Лавлейс стала поэтом в математике и обрела всемирную известность описанием аналитической вычислительной машины, разработанной Чарльзом Бэббиджем. Она составила первую в мире программу и ввела в употребление термины «цикл»,  «рабочая ячейка», понятия подпрограммы и библиотеки подпрограмм, модификацию команд и индексный регистр. Предсказала также появление современных компьютеров как многофункциональных машин. И не только для вычислений, но и для работы с графикой и звуком. В США ее именем в 1975 году был назван универсальный язык  программирования - «Ада», а день рождения графини Лавлейс в новом тысячелетии стал международным праздником - Днем программиста.

         Приведу еще несколько громких фамилий.
Грейс Мюррей Хоппер -  «бабушка компьютера» и  «королева программного обеспечения», математик и пионер программирования, программист машины 40-х годов прошлого века «Марк-1», именем которой в 1996 м году назвали ракетный фрегат USS Hopper. 

         Сьюзен Кэр - художник и графический дизайнер Apple,  создавшая многие из элементов интерфейса Apple Macintosh в 80-х, автор колоды для «косынки», а также элементов оформления Windows 3.0.
Френсис Аллен – великий оптимизатор в  компании IBM, разработки которой обеспечили работу IBM на разных компьютерных языках,  в честь которой IBM устроила в 2007 году премию IBM Ph.D. Fellowship Award.

         А Сьюзен Войчицки?! В ее гараже был создан Google! Сейчас она  - вице-президент поискового гиганта,  руководит самым сегментом рекламных продуктов, на которые приходится больше 95% выручки компании. Этот список можно продолжить именами Шерил Сэндберг из Facebook, Эстер Дайсон -  члена совета директоров «Яндекса», Мэри Микер – самого влиятельного аналитика в сфере интернет-бизнеса и других.
 
          Так что есть порох в пороховницах женщин–специалистов IT!


***
Из письма к моей подруге:

"...Но знаешь чем закончилась эта странная история? После фотосессии мы с тревогой ждали свои портреты. Результат был ошеломляющий! Нам принесли совершенно убитые фотошопом портреты, ну оооочень красивые, и глаз не отвесть... Всем  там - лет по 20, и хоть сейчас на обложку! Дамы (в том числе и я) облегченно вздохнули. Видно нам еще долго брести до западных женщин..."


Рецензии
Спасибо. Получил истинное удовольствие от стиля и слога! А напоследок ещё и добавили в копилку эрудита очередные факты.
Очень доволен.
С уважением, Айрат Мустафин

Айрат Мустафин   09.02.2023 16:41     Заявить о нарушении
Айрат, спасибо Вам, ближе к 8 марта подниму этот текст прямо наверх. Даже сама перечла, и настроение приподняла, "самоуговоры" прибавляют оптимизма, как ни крути. Длинное эссе, удивительно что дочитали до конца))))

Елена Атланова   10.02.2023 08:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.