9. II. Островитяне. сватья баба Бабариха-Сёятер

И. А. ХУДЯКОВ
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
НАРОДНОЙ СЛОВЕСНОСТИ

I. Смерть Святогора и Ильи Муромца.............1
II. Два сибирских заговора.................9
III. Народные стихотворения против взяточничества.........10
IV. Ночь на Ивана Купалу.............12
V. Народные предсказания об урожае.....13
VI. Воденчар (Болгарская сказка)...........15
VII. Сербская сказка Николича............17
VIII. Образцы финских сказок.........50

Цена 50 коп. сер.

Санктпетербург.
В типографии В. Головина, у Владимирской церкви, д. барона Фредерикса № 15., кв. № 3.
 1863.
Одобрено ценсурою. С. Петербург, 16 Сентября 1862
* * *
II. ОСТРОВИТЯНЕ.
Три сестры однажды разговаривали между собой.
Старшая и говорит: «Если б царь женился на мне, я бы сделала сорочки всем дворецким из трех льняных нитей».
А средняя говорит: «Если бы царь женился на мне, я бы напекла хлеба всем дворецким из трех пшеничных зёрен».
Третья сестра говорит: «Если бы царевич женился на мне, я бы в трех родах разрешилась бы девятью сыновьями».
Царевич услыхал это и сказал сам про себя: «Которую из них взять: они, ведь, все хороши? Но во дворце довольно, ведь, платьев и хлеба, я возьму за себя ту, которая в трех родах разрешится девятью сыновьями».

Взял он младшую сестру и повел её во дворец.
Когда пришло ей время родить, она и говорит мужу: "Поди искать бабку, я в родах».
Муж пошел и на дороге встретил женщину, которая спросила у него: «Куда ты идешь?»
"Бабку искать; жена в родах, — отвечал он.
 «Так возьми меня!» сказала она на это.
Он согласился, а не знал, что это была Сёятэр, жена нечистого.

Когда они пришли во дворец, царевич послал Сёятэр в баню, а сам взошел в дом.
"Что же! — жена родила трех сыновей!
Сёятэр украла их, а на их место положила трех волчат, и потом пошла к царевичу.
Тот [царевич-муж] ходил взад и вперед по комнатам и свистал от радости.
«Правда, есть чему радоваться, — сказала Сёятэр, - когда жена твоя родила трех волчат».
"Пойду посмотрю," — отвечал царевич и ушел.
Пришедши [придя] к жене, он увидел, что Сёятэр не солгала: волчата ползали по полу.
Тогда он сказал жене: «Теперь я тебя убью».
"Не убивай, — просила жена, — дай я еще раз разрешусь от бремени".
Царевич пощадил ее.

Живут они несколько времени; жена опять сделалась беременна.
Когда она стала родить, опять просить мужа сходить за бабкой.
Муж отправился и на дороге опять встретился с Сёятэр, как и прошедший  раз; но он не узнал ее.
«Куда идешь?»
«Бабку искать; жена в родах». - Отвечал царевич.
"Возьми меня!" — возразила Сёятэр.
Царевич согласился и послал её к своей жене.
Она опять разрешилась тремя сыновьями, а Сёятэр спрятала и вместо них положила трех поросят.
Потом пошла к царевичу и сказала: «Есть чему радоваться, когда жена родила трех поросят».
"Пойду посмотреть." — Отвечал царевич, и пошел в баню.[Место где принимали роды рожениц?]
Вместо детей он увядал поросят так как ему сказали.
Царевич пригорюнился и говорит жене: «Ведь, ты обещала разрешиться тремя сыновьями, а теперь родила поросят. Я за это тебя убью».
Не убивай, отвечала жена, дай мне родить еще раз, тогда можешь убить.

Живут опять несколько времени, и жена опять сделалась беременна.
Пришло ей время родить, посылает мужа за бабкой.
Он опять отправился и опять встретил Сёятэр, которую он и привел к жене.
А жена на этот раз была осторожнее, потому что уже знала Сёятэр; она опять родила трех сыновей и одного спрятала в свою косу и только двух дала жене нечистого.
Та опять украла мальчиков и вместо их положила двух щенков.
Царевич пришел в баню и увидел щенков; тогда он сказал жене: «Ты надеялась родить трех сыновей, а родила щенков. Теперь я убью тебя».

Он велел положить её в железную бочку и вытолкнуть в море: в спутники он ей дал одного из щенков, а она сама взяла с собой мальчика, которого спрятала в косу.
Ветер нёс бочку по волнам и наконец, прибил её к берегу.
Мальчику стало скучно в бочке, и он хотел выползти из неё, сказав матери: "Вышибу дно у бочки, так и выйдем на землю". 
"Не вышибай; ведь знаешь, где мы; пожалуй, еще утонем". — Отвечала мать.
Мальчик послушался, и ветер понес бочку дальше, пока не прибил её опять к берегу.
Теперь мальчик не имел больше терпения, вышиб дно и они вышли на землю.

Впрочем, им было бы довольно хорошо, но было очень холодно и негде разогреть озябшие члены.
Тогда мальчик начал молиться Богу и сказал: «Боже, дай нам домик, где жить!»
Как только он сказал эти слова, тотчас на том месте явился отличный дом; стены были конопачены куними [куницыными, куньеми, куньями (пушной зверёк - куница)] хвостами; и на дворе росло такое дерево, что от него доставало хлеба и прихлебки [похлёбки (хлеб основное блюдо, которое "запивалось-прихлёбывалось» похлёбкой)], и все что им было угодно.

Мальчик опять стал молиться Богу: «Морская вода соляна [солёная (с`олена, посолена)]; нельзя пить её, дай нам колодец, откуда мы доставали бы воды».
Там явился такой колодец, что нет подобных; в одной половине была вода; в другой медь и золотой край кругом.

Теперь мальчик сказал матери: «Постой, я пойду, узнаю: на материк [лит-щина пер. (твердь суши)] ли мы или на острова; ведь мы никого не видим».
Он пошел и кругом увидел только одно море, тогда он опять стал молиться Богу и сказал: «Мы теперь на острове; дай, Боже, мост, по которому мы могли бы пробраться на материк!»
Тотчас явился железный мост такой, что и у царей нет лучше.

Следующее утро три нищих ходили по берегу и увидели мост.
Тогда они и говорят между собой: «Значит, есть жильцы на острове, когда такой мост ведет туда; пойдем, посмотрим».
Мальчик сидел у окна и увидел нищих; он пошел к ним навстречу и проводил их в избу.
Там он накормил и напоил их, показал им дерево, колодец и все остальное; и когда они хотели уйти он проводил их в дорогу, и сказал щенку: «Проводи этих мужчин в царский дворец».

Щенок исполнил приказание.
Они взошли во дворец и царевич велел накормить и напоить их, как всегда бедных [как всех странников (?) - традиция].
После того он сказал им: «Расскажите мне, что вы видели в нашем путешествии».
Вчера мы нашли на острове дом, который также богат, как и ваш дворец и в нем живет мальчик с матерью — отвечали они.
«Завтра я поеду, посмотрю на, него». — Сказал на это царевич.
А он, знаешь, между тем вторично женился, и жена его была дочь Сёятэри [***]. Та запретила ему отправляться и сказала: «У меня на прекрасном лугу есть три золотые свиньи: они еще чуднее».
Когда царевич услышал это, он обещал отправиться посмотреть их и жена больше ничего не требовала.

Щенок между тем возвратился домой и у него спросили: "Что странники рассказывали в царском дворце?" 
На это он отвечал: «Они так хвалили наш дом, что царевич решился завтра приехать сюда, а жена его сказала, что у неё есть свиньи, которых еще больше стоило бы посмотреть". 
"Пойду, возьму свиней оттуда, — сказал мальчик, - тогда царевич может приехать к нам".
«Хорошо было бы, если бы ты достал их». — Сказала мать.
Мальчик ушел, поймал свиней и принес их домой.

На другой день шесть нищих ходили по берегу, увидали мост, ведущий на остров, и пошли по нему к дому.
Там мальчик накормил и напоил их, как вчерашних и показал им все редкости дома.

Потом нищие удалились, и мальчик опять приказал щенку проводить их во дворец, чтобы узнать новости оттуда.
Щенок проводил их до дворца, где они рассказали царевичу всё, что они видели.
 Жена его тоже услыхала это; тогда она сказала ему: «У меня есть еще лучше: шесть жеребцов золотых на лугу; вот так чудо!» 
Царевич отослал нищих и обещал на следующий день осмотреть и то, и другое.
Когда щенок услышал это, он побежал домой и рассказал все мальчику.
На это мальчик отвечал: «Я схожу, украду жеребцов, так царевич может и к нам прийти».
"Хорошо бы было" - отвечала мать.
Мальчик пошел за жеребцами и привел их к себе домой.

На следующий день девять нищих пошли по берегу, увидали мост и отправились на остров к дому.
Здесь и их накормили и напоили, как и прежних, и щенок проводил их во дворец.
Они рассказали царевичу, что они видели, и он опять тоже пожелал видеть это.
А жена его опять услыхала рассказ и сказала: «У меня еще лучше: на лугу восемь золотых мальчиков; они спят возле камня, покрытые красным сукном; их стоило бы посмотреть».

Щенок опять возвратился и рассказал все мальчику.
«Я пойду, украду их». — Сказал тогда мальчик.
«Хорошо было бы, если б ты мог это сделать; — отвечала мать, — а ты не достанешь, если я не дам тебе запас на дорогу».
Она испекла восемь лепёшек из своего молока и из пшеничной муки, и сказала мальчику: "А когда найдешь этих мальчиков, положи каждому в рот по лепешке, так они проснутся» [***см. выше].

Мальчик отправился, положил каждому в рот лепешку и сказал: «Долго же вы спали, братцы; вставайте!»
Проснулись они, оглянулись и сказали: «Да, мы долго спали; солнце уже высоко!»
"Ах, братцы, вы бы еще дольше спали, если б я не пришел; ведь, вы уж несколько лет спите".
«А куда нам идти теперь, когда мы проснулись?»
"Идите со мною". — Сказал мальчик и привел братьев домой.
Они уже были красивые, здоровые молодцы.

Царевич приезжал к камню посмотреть мальчиков, но не нашел их.
Оттого, он рассердился на свою жену, приехал домой и сказал ей: «Зачем ты вот уж три раза солгала мне?
Теперь я пойду на остров, чтоб осмотреть дом, о котором мне говорили нищие».
Жена все не хотела еще допустить его до этого, но царевич не обратил на неё вниманья и отправился.

На мосту все девять мальчиков встретили его и понесли его к себе домой.
Там они стали угощать его. Тогда царевич спросил: «Откуда у вас столько богатства?»
Мать мальчиков, которая сидела за перегородкою, услышала вопрос и рассказала все свои приключенья.
«Это моя жена». — Подумал царевич; однако ничего не сказал, а поспешил домой и велел истопить баню.
У порога он велел выкопать яму и набить ее раскаленными камнями, но накрыть сукном [маскировка западни (волчья яма)], чтоб её не заметили.
Потом он приказал вести свою жену париться.
Она пошла в баню легкою ногою как обыкновенно те, которые хорошо живут, и с порога прыгнула на сукно; а сукно обмануло и она пала в яму.
Здесь она превратилась в пепел за свои преступленья и больше ее не видали.
А царевич поехал на остров за своей женой и сыновьями и привез их к себе домой.
И ныне еще живут там.

...
Здесь помещены все сказки первой части, без первых семи, перевод которых, к несчастью, затерян.

8. Девица, выходящая из волн (из Русской Карелии).
9. Девять братьев.
     I) Одни братья ищут, другие летают лебедями (из русской Карелии).
     II) Островитяне (из Sakimvaara на Ладожском озере).
     III) Мальчик, выросший из бочке (там же).
10 Безрукая девушка.
     I) Девушка в царском саду (из Wicokkiniemi в Арханг. губ.)
     II) Девушка на гороховом поле (из Liexa в Карелии).
11. Девица, отыскивающая братьев (из Jlomantz).
12.Беглецы.
     I) Дети, обещанные водяному царю (из Pangajarvi в Карелии).
     II) Собаки из бычьих уш [ушей] (Wuokkiniemi).
     III) Заколдованный царевич (из Savolax с вариантом из Тевасландии).
13. Неотворяемый ящик (из Карелии).
14. Бегство из горы:
     I) Чудная дубина (из Libelitz в Карелии).
     II) Чудная дудка (из Satakunda).
15. Подарки чёрта:
     I) Инструменты чёрта (из Libelitz).
     II) Золотой жеребец, золотая метла, невод и флейта (из Kihtelysvaara).


Рецензии
Ф.И. БУСЛАЕВ
Слово есть главное и самое естественное орудие предания. К нему, как к средоточию, сходятся все тончайшие нити родной старины, все великое и святое, все, чем крепится нравственная жизнь народа.
...Народ не помнит начала своим песням и сказкам. Ведутся они испокон веку и передаются из рода в род, по преданию, как старина.
... Итак, слово, речь, вещба *, с одной стороны, выражали нравственные силы человека, с другой - стояли в тесной связи с поклонением стихиям, а также с мифическим представлением души в образе стихий.
("Исторические очерки русской народной словесности" 1861)
*Вещба – вещание (вещий).

Нина Гуреева   24.02.2013 17:58     Заявить о нарушении