Стихотворение длиною в жизнь. Глава вторая

В самом начале 1946 года вернулся домой из госпиталя мой совсем ещё юный дядя Илюша. Осколок снаряда пробил ему грудную клетку и застрял в нескольких миллиметрах от сердца. Илюшу, которому к тому времени едва исполнилось девятнадцать – на фронт он ушёл добровольцем в семнадцать лет,- едва вернули с того света. Вернули и окунули в жизнь, а в мирной жизни у него не было ничего – ни семьи, ни дома, ни специальности.
Работа отыскалась – курьером в редакции местной областной газеты. Набегавшись по учреждениям и авторским домашним адресам, Илюша являлся к вечеру усталый, но оживлённый. Часто с ним вместе приходил к нам литсотрудник Федя, высокий, тонкий, с копной белокурых льняных волос, спадавших на плечи водопадом. Частенько Федя бывал в лёгком подпитии и нёс всякую фривольную околесицу, от которой женщины морщились, а я приходил в неописуемый восторг.
- А почему дядя Федя часто пьёт? – приставал я с вопросом к Илюше.
- Ты бы на его месте тоже пил, - резонно отвечал мой юный родственник, - Федя воевал в штрафбате. Понимаешь, что это такое?
- Не совсем.
- Штрафбат – это верная смерть. Немногие из штрафников уцелели.
- Но почему он туда попал?
- А ты у него самого спроси, - посоветовал Илюша.
Мне бы остановиться. А я, как молодой бычок, сорвавшийся с привязи, ринулся в атаку:
- Дядя Федя, а за что тебя послали в штрафбат?
Мой вопрос не понравился.
- Пошёл ты! – огрызнулся Федя и выскочил из комнаты.
Истина всё же открылась. Дядин новый друг был из беспризорников, бродяжил, связался с урками, перед войной получил срок. В середине войны его отправили на фронт. Едва выжил.
Как-то, приняв изрядную дозу, Федя запел:

Сиреневый туман над нами проплывает,
Над тамбуром зажглась полночная звезда.
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда.

Мне было десять лет, я самозабвенно любил поэзию и пытался сочинять сам. Слова песни покорили меня. В них таились прелесть и загадка.
- Что это? – задал я Феде удивлённый вопрос.
- Тише! – ответил он, – Ты ничего не слышал.
- Почему?
- Это песня оттуда, – Федя указал рукой на огромный котлован, находившийся  поблизости от нашего дома. Там кипела ударная коммунистическая стройка, возводились корпуса шёлкового комбината. Котлован был оцеплен колючей проволокой, будущий промышленный гигант возводили заключённые.
- Ты сидел? – снова спросил я Федю.
- Сидел. По собственной глупости. Но другие сидели, как враги народа.
- А песня?
- А что песня? В ней есть слово «навсегда». Оно самое страшное.
С тех пор слова песни  «Сиреневый туман» глубоко врезались в мою память.
Её пели не часто. Но почему-то я слышал эту песню в самые ключевые моменты жизни, особенно во время скитаний и работы учителем в колонии строгого режима. Мне запомнилось, как пели эту песню зеки, истово, будто читали молитву.
Страна, оцепленная "колючками", с множеством лагерей на своих заснеженных окраинах, приняла «Сиреневый туман», как гимн скорбному расставанию. Для многих в этой песне звучала судьба.
Прошли годы.
Однажды в книжном магазине я приобрёл мемуары известного поэта Михаила Матусовского. В своих биографических заметках Матусовский рассказал, что будучи перед самой войной студентом Литературного института, он сочинил слова студенческой песни, впоследствии ставшей необычайно популярной, особенно в военные и первые послевоенные годы.
«Сиреневый туман», написанный совсем по другому поводу, ушёл в народ и стал символом жестоких расставаний, в которых утонула вздыбленная страна.
Потом постепенно, по мере того, как жизнь переходила в более спокойное русло, песня теряла свою актуальность, отступала на второй план.
Вернул из небытия «Сиреневый туман» уже в наше время популярный певец Владимир Маркин.
А потом случилось невероятное. Вокруг слов песни, вернее вокруг стихотворения  «Сиреневый туман», развернулись немыслимые споры. Сразу несколько человек стали претендовать на её авторство. Эти баталии запутали предельно простую ситуацию.
Лично я не сомневаюсь в авторстве Михаила Матусовского, которого, к сожалению,  уже нет на свете. Он был прекрасным поэтом-песенником и создал  множество великих произведений. Но даже среди многообразия блистательного творчества поэта песня «Сиреневый туман» стоит особняком. Внешне непритязательная, она стала поистине судьбоносной. Народ принял её и включил в свою сокровищницу. Значит, «Сиреневому туману» по праву грозит вечность, поскольку он, этот стихотворный текст, живой свидетель эпохи, когда ПРОЩАНИЯ НАВСЕГДА  были печальной нормой.
                Р.Маргулис


Рецензии
И всё- таки вечер.
Рафаил Маргулис, после фразы:"нёс всякую фривольную околесицу,от которой женщины морщились,а я приходил в неописуемый восторг"-я тоже пришла в неописуемый восторг и засмеялась,отчего далнейшее чтение сопровождалось улыбкой и читалось не очень вдумчиво, пока Вы не сделали ударение на слове "навсегда".
Тотчас перечитала ещё раз и поймала себя на мысли,что никогда песню "Сиреневый туман" не связывала с той эпохой и лагерями.
Вот ведь как бывает.
Для меня это всегда была лирическая красивая песня(один сиреневый туман чего стоит)где прощаются двое влюблённых.
Претендовать на авторство, зная,что ты не автор...зачем? Чтоб получить кусочек славы?
Как слаб человек?

Прокопьевна   26.02.2013 18:43     Заявить о нарушении