Парту - патимат

Раненный в плечо  Ахмед  всё   ещё   держался на ногах, хотя и чувствовал, как тают его силы. Снова бросил он взгляд  к противоположному склону горы и в лучах полуденного солнца  увидел, словно в золотом обрамлении лицо  Парту-Патимы. Сведенные к переносице длинные брови, огненный свет светло-карих глаз, блестящий шлем, из-под которого выбивалась густая коса.  Как прекрасна она была  в этот миг с саблей в руке  и  на коне, послушном её   воле.   Ничего не  видел больше Ахмед  кроме, несущейся  на полном скаку  всадницы. 
Взгляды их встретились и успели многое сказать друг другу. И казалось ненужным и лишним всё, что происходило вокруг, всё, к чему простирала свои   руки   смерть, всё,  что несло гибель. Они смотрели   в глаза  друг друга   и  видели  торжество  жизни в синеве небес, в  стебельках трав, в полете гордой птицы высоко над землей.
    До них доносились и крики,  и стоны, и хриплое предсмертное дыхание, и тяжелый звон сабель, но сейчас всё это было,  как будто где-то  и происходило,  непонятно зачем.    А   для них, всё   вокруг,   было  совсем   другим.   В   это мгновение,   как   бы заново   они   открывали  мир теплых и нежных   красок, тихой музыки, мир вечности,   заключенной  в одном,  единственном  слове – Любовь.  Они шли навстречу, не отрывая друг от друга   взгляд.   Она – верхом на коне, в кольчуге, облегающей девичью грудь.  Он – стоя, прижимая руку к ране,   словно   пытаясь    её   закрыть.
  Из-под  пальцев его  руки,   стекала кровь, падая тяжелыми каплями  на траву.   Мгновение и вечность были  в этом   их  пути   друг  к другу. Вечность и мгновение…  И, обрывая  тонкую нить соединяющую  мгновенье с вечностью, полный отчаянной злобы  враг, открыл, казалось,   навечно сомкнутые  веки, протянул  руку к лежащему рядом копью,  собрал последние   свои   силы  и,   бросил его.
Расцепило  острое  копьё    прижатые   к  груди пальцы   и вонзилось в сердце.  Так  и  не успело прозвучать  слово,  застывшее  на  губах. Кинулась к нему Парту-Патима, и упал он на её руки, прикасаясь щекой к нежным ладоням.
     Что там, высоко в безбрежном небе за причудливыми очертаниями  облаков, нам неведомо. Так устроен человек -  чаще смотрит  он   под ноги.
 И лишь когда переполнит сердце горе, запрокинет голову   человек   и, обращаясь в неведомую даль, пытается увидеть   слабый луч надежды.  Сколько   безответных взглядов брошено в небесную высь.  Всё  так же плывут   гонимые  ветром  облака,  то,    закрывая собой солнце, то рассеиваясь под его лучами.  Ещё   не раз повторят они свой путь  по замкнутому кругу, и всё   повторится снова на этой земле.
Крик  младенца, руки матери качающие колыбель,  смех ребенка, темная полоска первых усов пробившихся над губой, натянутый повод в крепких руках,  сабля, вынутая из ножен,  журчание родника утолившего жажду, очертания родимых гор,  дорога, по которой уносит тебя резвый скакун. Кольчуга поверх черкески, звон стального клинка, чей-то стон, небо над тобой и последняя мысль,  -  почему оно так близко… 
И снова, где-то первым  криком известит о своем рождении ещё  один человек, которому предстоит заново пройти   свой  путь по замкнутому кругу.
     Ещё вчера горестно заламывала руки над безжизненным телом Ахмеда Парту-Патима,  это было горе женщины, потерявшей любимого. Ничего не видела   она   за  пеленой   слез, губы  её   произносили его имя, повторяя снова и снова.  Сегодня    нет   слёз   на   её   лице,   только   плотно сжатые губы и,   несколько седых волос,    в  густой  девичье   косе,  напоминают о тяжелой   утрате.       Так же, как и прежде сидит она в седле, уверенно держит руку на рукояти сабли  и с гордой непреклонностью смотрит туда,  где за темным силуэтом далеких гор собирает новые силы неистовый Тимур, чтобы пройтись   губительным ураганом по земле горцев.
     Он снова вернется в эту долину,  где   ещё  будут лежать не погребенными останки его воинов,  и снова потерпит поражение, на этот раз от войска,  во главе которого навстречу ему выступит   отважная   Парту-Патима.
     Вслед за этим будет ещё один, последний её бой, где она погибнет, но прежде   сразит в единоборстве нескольких воинов Тимура. Повелитель вселенной, как называл себя Тимур, сможет насытиться видом крови, пролитой  им  на этой земле, видом сожженных аулов, брошенных под копыта его конницы женщин и детей, но он не сможет в полной мере испытать чувство победителя народа, не склонившего перед ним головы.
 И уйдет Тимур, так и не закрепившись в этих горах, и не сумев присоединить эту страну к своим владениям. И не раз ещё   вспомнятся ему предсказания  убитого   им  ясновидца и последние его слова:  - «Нет,  не   всесилен ты, повелитель». И девушка-воин, по имени Парту-Патима, вспомнится   ему    и   не будет сил стереть   из   памяти,   лицо её,  впервые уведенное  им   в зеркальной глубине таинственной шкатулки.
     До самого последнего дня будет преследовать Тимура  пронзительный взгляд горянки. И на смертном ложе,  когда ощутит он прикосновение холодного дыхания смерти, явится она к нему в облике бесстрашной воительницы.  И, последнее, что он увидит – как занесет она над ним острую саблю. Попытается Тимур заслониться, но не сможет,   острая боль пронзит его, оставляя страшный след на лице.  Когда же на крик вбегут в его покои, то увидят грозного владыку беспомощно лежащим у подножия своего трона. Он будет ещё  жив и в эти,  последние мгновения,  не в силах подняться,  с трудом   оторвет   от   груди руку, указывая на лежащую рядом с ним шкатулку,   губы его дрогнут, словно он хотел что-то сказать, и тут же сомкнуться навсегда.    Так    уйдет из жизни Тимур, мечтавший стать владыкой мира.   

   (  Фрагмент  из   повести  " ГОРЦЫ " )















               


Рецензии
Интересно читать. Я раньше не знала, что Парту Патима является исторической личностью, национальной героиней Дагестана. Будет время, почитаю "Горцы" на прозе.ру.

Приятно читать ВСЁ, что написано Вами.

Татьяна Акимова -Агашина   19.11.2013 21:09     Заявить о нарушении
А мне приятно вслушиваться в слова вашего отклика.
... Есть в Дагестане памятник этой исключительной по храбрости и уму, женщины, которая действительно была и сражалась за свободу горного края. Каких-то особенных письменных документов, в подтверждение этого, разумеется нет. Но, вот песни народные сохранились и и из поколения в поколение передавались.
Вот, на основе этого устного фольклора и написал я эту повесть " Горцы ".


Убрынский Нажмудин   20.11.2013 09:45   Заявить о нарушении
Серёжа, а где находится памятник Парту Патимат? Я что-то читала в инете, что есть какой-то проект по изданию книги и даже созданию фильма. Это продолжается, или только были идеи, и так ими и остались?

Татьяна Акимова -Агашина   20.11.2013 11:23   Заявить о нарушении
Устный фольклор народов Дагестана, очень хорошо и талантливо, был издан в своё время, где-то в годах 50 десятых, в книге замечательного поэта-переводчика Семёна Липкина. Там была изложена и песня о Парту-Патиме, памятник ей установлен в Лакском районе.

Убрынский Нажмудин   20.11.2013 17:39   Заявить о нарушении
Серёжа! Сейчас читаю "Горцы" на прозе.ру. Прочитала три главы. Как всегда в восхищении. И опять возникает мысль - должны быть изданы Ваши книги. Такой талантливый человек, как Вы, должен быть известен многим. Я думаю, Ваши близкие должны просто гордиться Вами.
Серёжа, вот что я хочу у Вас спросить. Из первой главы "Горцы" я поняла, что Патимат была сестрой погибшего Аслана( "Рядом с матерью, у тела Аслана стояла сестра его Патимат"). В третьей же главе "У родника" Хадижат просит Патиму остаться ещё немного у родника. На что Патимат отвечает - "Не могу, - ответила Патимат, - мать одна осталась, всё плачет и плачет, вспоминая Курбана".
Может быть здесь опечатка? Брат Патимы Курбан или всё же Аслан?
Простите меня ради Бога, если я запуталась, да и Вас ещё запутываю. Жду от Вас, Серёжа, ответа. Может быть найдёте время и ответите на мой вопрос.

Татьяна Акимова -Агашина   23.11.2013 22:00   Заявить о нарушении
Хотя Курбан, самый молодой из отряда горцев, то же погиб при выполнении задания Аслана. Может они оба были братьями? Хотя,кажется, нет. Когда мать просит Патиму не одевать кольчугу, она говорит о том, что это единственное, что осталось от сына. Значит сын у матери был один, соответственно и брат у Патимы был то же один. Только, Серёжа, не обижайтесь на меня, пожалуйста.Хорошо?

Татьяна Акимова -Агашина   23.11.2013 22:08   Заявить о нарушении
Это очень хорошо, что Вы "всколыхнули" мою память и, таким образом, вынуждаете перечитать написанное... А вдруг я и впрямь, что-то напутал. Допускаю и такое.
Тем более, вот, немного отдохну, как говориться, переведу дыхание и, всё же, решись направиться в издательство. Обещаю, как только я это сделаю, в тот же день Вам и сообщу.
Так что, - благодарить я Вас должен, за такаё внимание. Спасибо!

Убрынский Нажмудин   24.11.2013 00:01   Заявить о нарушении
Да... Серёжа! Умеете Вы писать прозу. Читать - одно наслаждение. Только что, дочитала повесть "Горцы". Впечатления самые разнообразные. От гордости за мужественный народ, населяющий Страну Гор,до сострадания и сопереживания, до восхищения единством этого народа, до восхищения простыми человеческими чувствами, как любовь, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к своей земле и своему народу. Описание последней встречи Парту-Птимы со своим возлюбленным, который так и не успел признаться ей в любви, невозможно читать без слёз. Мало того, что это своеобразный экскурс в историю Дагестана, это блистательный пример любви народа к своей земле, пример мужества и героизма в неравной схватке с врагом. Трогательная сцена встречи молодых парней и старика, ещё более трогательна сцена последних шагов старика по своей родной земле. Очень интересно, Серёжа!
Вы знаете, Сергей, я просто испытываю какую-то гордость от того, что могу вот так запросто с Вами разговаривать. Это правда.

Успехов Вам, вдохновения и побольше радостных дней.

Татьяна Акимова -Агашина   24.11.2013 16:03   Заявить о нарушении
Благотворю, за отклик Ваш, от всего сердца... Хотелось бы сказать намного большее, но, это уже не сегодня. Слишком трудным был этот, сегодняшний день, у меня...
Всего Вам самого доброго!

Убрынский Нажмудин   25.11.2013 01:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.