Есть что забыть, но не могу! Поэма. 1

        Часть первая. При свете совести и сказки
        жертва, мученик века Анатолий Чиков* –
        поэт, член Союза писателей СССР,
        лауреат премии преподобного Сергия Радонежского. 
        Часть вторая. Благодарю!
        Часть третья. Эпилог.

        Часть первая. При свете совести и сказки
        жертва, мученик века Анатолий Чиков –
        поэт, член Союза писателей СССР,
        лауреат премии преподобного Сергия Радонежского, 
         автор книг:
                - Синица. – М:  Советский писатель, 1962;
                - Янтарь. – М:  Советский писатель, 1967;
                - Берестяная грамота. – М:  Советский писатель, 1974;
                - Сердце камня. – М: Молодая гвардия, 1978;
                - Часы и жизнь. – М:  Советский писатель, 1982;
                - Магнит.  –  М: Молодая гвардия, 1988;
                - Стихотворения. – М: Советская Россия, 1990;
                - Запасная планета. – Сергиев Посад:
                ООО «Все для Вас – Подмосковье», 2009.

                85-летию со Дня рождения
                Анатолия Чикова
                посвящается

1.

Родился 14 июня 1928 года в г. Мытищи Московской области, в так называемом Заречье: Клязьма. Отец – Филипп Иванович Чиков, обходился случайными заработками и писал не то рассказы, не то стихи; умер в 1933 году, от сыпного тифа. Основной кормилец семьи – мать Александра Владимировна, работавшая на текстильной фабрике. После смерти мужа неудачно вышла замуж – за милиционера, и начались беды – пьянки и драки. Анатолий, в пятилетнем возрасте, получил тяжелое алкогольное отравление, из-за чего плохо учился и не понимал арифметики. В то же время он пристрастился к чтению и в десять лет написал своё первое стихотворение «Жила-была мышка, у мышки были книжки и т. д.».

Мать отдала детей (его и брата Бориса) в Скрипоровский детский дом, откуда Анатолий по слабости здоровья направлен в детский санаторий, располагавшийся под Ленинградом во дворце Екатерины. Он вспоминал: «Мы ходили на экскурсию в Царскосельский лицей. Нам говорили, что в нём учился Пушкин…». Через некоторое время мать забрала сыновей к себе, в Клязьму. В 1940 году она умерла, и родственники отдали детей в «Зелёный Курган» - так назывался детский дом под городом Истра. Вскоре началась война.

При наступлении немцев под Москвой детдомовцы помогали взрослым демонтировать трактора, топили в болоте наиболее ценные части механизмов, поджигали на корню стоящий хлеб…

Эвакуировали детей последним эшелоном под огнём наступавшего врага. «Стоявшие на станции в оцеплении красноармейцы, – вспоминал Анатолий, – бросились в контратаку и, наверное, все погибли, спасая нас – это я запомнил на всю жизнь и до сих пор считаю, что я в долгу перед спасителями».

В эвакуации Анатолий оказался в Зауралье, в селе Макушино Курганской области, откуда неоднократно пытался сбежать на фронт. Его ловили. Он побывал в четырёх детских домах и пяти детских приёмниках. В итоге – его выучили на слесаря, и он стал работать в МТС вместе с заключёнными.

После войны тайком поехал к тётке в Клязьму. В Моршанске его поймали. Бежал и снова попался. На этот раз его отправили в детскую колонию на станции Вяжли Моршанского района. Колония усиленно охранялась, т.к. находилась в пределах лагеря для военнопленных фашистов. Однако и оттуда ему удалось сбежать... В Клязьме тётка направила его к двоюродному дяде Генриху Зеленко, который занимал пост первого заместителя Министра трудовых резервов. Дядя принял его радушно, учитывая способности к рисованию, дал возможность поступить в группу художников при Московском институте имени Молотова, где директором в то время была жена Маленкова – Голубцова. После окончания подготовительного курса – перевели в Загорск, в котором он выучился на реставратора монументальной живописи, но поскольку реставрационные работы тогда не велись, сменил несколько профессий.

В этот же период он серьёзно увлёкся поэзией, стал печататься в Загорской газете «Вперед», где редактором был «рязанец» Василий Иванович Голованов, охотно публиковавший его стихи. В журнале «Смена» их заметил поэт Евгений Долматовский и одно стихотворение под названием «В трудовой семье» было напечатано, пригласили на областное совещание поэтов: Лев Иванович Ошанин отметил его талант и посоветовал учиться.

1949 год. Устроился в охрану на «Звёздочку» в г. Загорске – сутки работаешь, трое – отдыхаешь. Пиши в своё удовольствие. Но тут повестка из военкомата – его забирают в армию.

Он проходил службу в Германии в сапёрном полку Группы ограниченного контингента войск, где при Доме офицеров начальство предполагало устроить его на годичные курсы офицеров по политической подготовке, но головные боли привели его в госпиталь, в котором и был комиссован из армии.

Вернувшись, он скитался по чужим углам, пока не получил комнату в коммунальной квартире двухэтажного дома старой постройки по улице Валовой.
 
Комната  метров семи  в коммунальной многонаселённой квартире, неспокойной и шумной (сосед по этажу – начальник медвытрезвителя с  ближайшей улицы, его побаивались).

Всю обстановку его комнаты составляли топчан, табуретка да самодельный столик. А ещё у него была одна ложка, одна чашка  с блюдечком, один чайник и один нож.

Работал и учился – в вечерней школе г. Хотьково.

 *Стихи.ру - Чиков Анатолий Филиппович


Рецензии