А меценаты кто? О псевдопатриотизме

1. Народный... А меценаты кто?

Признаюсь в своей наивности , даю в руки палку желающим меня за это прибить : до вчера и не подозревала о наличии каких-то "меценатов" ! Спасибо моей собеседнице, открыла мне глаза.
Поскольку это не частная, a открытая переписка, то, полагаю, имею право процитировать извлечение из неё :

Т.Д. - "С точки зрения стихотворной техники Ваше стихотворение, по-моему, безупречно.
А вот содержание... Ну вот представьте, что оно написано по-франц., перемените "Русь" на Францию: соискание звания "французского народного поэта". Ведь это нонсенс. Вот и по-русски в точности то же самое: нонсенс. Не так ли?"

А.Р. - "Если бы я сама номинировала свои стихи на конкурс "народный-русский-французский-какой угодно", я бы с Вами согласилась. НО это решение некоего мецената, который решил из пяти сотен моих стихов выбрать именно это."

Прочитала  некоторые произведения  « народных поэтов » - подчёркиваю,  прочитала не все.
И как-то не хочется аплодировать… хотя была готова и рада бы . Очень не по себе становится от проявлений антипатриотической тенденции - более или менее открытых -  в иных произведениях « народных поэтов » Ведь это нонсенс, не так ли ?

Не является ли такой странный результат гонки на звание « народного » (а удовольствие это не такое уж дешёвое) -  просто парадоксом  « больших чисел », то есть, побеждает тот автор, чей меценат
богаче ? Не берусь ответить на этот вопрос.

Понимаю и признаю, что далеко не у  всех соискателей имеются меценаты, и опасаюсь, что  это-то обстоятельство  и окажется для авторов самым неблагоприятным, независимо от достоинств или недостатков их произведений.

Собственно, к самой идее такой « народности » отношусь иронически : пусть на СТИХАХ нас немало, но народ, многомиллионный, думаю, мало что о нас и слышал. Так от Его-то имени, когда народ ни сном, ни духом – это, знаете ли, как-то… недемократично, в точном значении слова.

Но вернёмся к меценатам .
Объявись у меня такой: собой красавец, душа широкая, ручки чистые, денежки тоже - так я первым делом публично выразила бы ему благодарность, по имени назвала бы : пусть все знают радетелей о русской литературе!  А как же иначе ? ведь уж это самый простой и необходимый знак вежливости. Вот Третьяков, Морозов и многие другие отнюдь не прятались : все их знали, знают и уважают  по заслугам.

Можно, конечно, предположить, что нынешние меценаты просто опасаются массовых обращений к ним от жаждущих финансовой помощи - хотя такие опасения, по-моему, совсем напрасны: он, меценат, может... в Австралии! рукой его не достать.

Но вот вопрос: почему лауреаты, если не сплошь, то в подавляющем своём большинстве оказываются некими Чаадаевыми, если не прямо Смердяковыми? Откуда эта удручающая тенденция, которой "ни в одном народе не бывало и не случалось"? Ведь иные тексты просто странно читать по-русски... Русский язык выглядит в них "военнопленным"! Повторяю, это абсурд: "русский народный поэт" - русофоб! Впрочем, если посмотреть шире, эта аномалия оказывается бедой не только литературы, но и всей современной нашей культуры...   

Так пусть же покажутся из-за кулис застенчивые меценаты - попросим их на сцену!
Только едва ли смогут они преодолеть свою застенчивость… или смогут?
 
9 февраля 2013 г.


2. Народный... О псевдопатриотизме

Начать с того, что возвращение на сцену псевдопатриотизма, с точки зрения политико-экономического положения страны, пожалуй, даже обнадёживает - как знак вновь открытой некоторой категорией пишущих привлекательности для себя патриотической тематики. Вот такой парадокс - но радоваться ему, конечно жe, было бы неразумно. "Если бы ты был холоден или горяч..." В том и беда, что в отличие от холодных русофобов и горячих патриотов, эти - "только тёплые", то есть, вполне равнодушные. Вот и схватились они за барабанные палочки, преследуя свои, сугубо эгоистические цели.

Любовь к Родине, как и всякая настоящая любовь - чувство глубоко личное, целомудренное.

Bнезапный грохот барабанов у изголовья нашей дорогой Выздоравливающей совершенно неуместен, oн способен лишь оскорбить это чувство, а также вызвать обоснованные опасения, а именно : опасения дискредитации патриотической темы, ( само)отстранения от неё деликатно чувствующих…

В качестве иллюстрации позвольте привести две цитаты.

«Смысл слова «пустозвонство» мне неизвестен, - сказал мистер Грегсбери. (…) Да, я горжусь этой свободной и счастливой страной. Я становлюсь выше ростом, глаза мои сверкают, грудь моя вздымается, душа моя пылает, когда я помышляю о её величии и славе.» * 

К обличению пустозвонства, этого сугубо парламентского стиля Диккенс возвращается не раз в своих произведениях, словно бы предупреждая и нас. ( Но кто сегодня читает Диккенса?..)

Приглашаю сравнить :

« В современной России стало много книг и фильмов. Но некоторым это не нравится. А ведь это свобода выбора: хочешь, смотри-читай, а хочешь нет.
А сколько памятников за последнее время появилось?! Памятники – это дань культуре и это то, что останется из столетия в столетие, рассказывая при этом историю.
И всё же, какая она – современная Россия?
Сильная, могучая, огромная и это та страна, в которой каждый житель хочет мира и очень дорожит им. »

Чувство неловкости испытывает всякий искренний человек, читая эту бодрую скороговорку современного автора. Пресловутый « парламентский стиль », присущий новоявленным барабанщикам, выдаёт их с головой - ну, и ещё недостаточное владение письменным русским языком - "памятники, рассказывающие историю", их, видимо, отнюдь не смущают.

Не знаю, чем это объяснить, но носители вируса русофобии, как правило, оказываются пооснащённей технически, их тексты сделаны ловчей, нежели тексты лжепатриотов. Последние нередко выглядят вполне беспомощно, берясь за перо, благие намерения их так наивно выставлены наружу :

« И неважно, что папа пах также, как тот Дед Мороз. » ( того же автора)

Конечно, тема далеко не исчерпана, но остановлюсь на этом. Несомненно одно: ни русофоб, ни псевдопатриот органически не могут быть хорошими писателями, тем более "народными" - пусть и весьма условно народными.


21 февраля 2013 г.

*Чарльз Диккенс, « Жизнь и приключения Николаса Никльби »

Ну а "перлы" принадлежат некоей Юлии Хабаровой, одному из авторов ПРОЗA.РУ.


Рецензии
По моему вы, голубушка, видите проблему там, где ее нет на самом деле.
Номинация "Народный поэт" свойственна духу именно того народа, частью которого вы в том числе и являетесь.
Дух общинности и сопричастности еще не выветрился до конца под натиском идивидулистичной, и эгоцентричной морали, свойственной западным народам, коих вы ставите в пример.
Если вы все же удосужитесь почитать большинство из опубликованных произведений, номинированных на это звание, думаю, что вы сможете несколько изменить свое отношение к тем, кто здесь публикуется.
С уверенностью могу сказать, что сей сайт открыл множество достойнейших поэтов, как в прочем и множество бездарей-графоманов, к коим и причисляю себя.
Ежели я читаю превосходнейшее произведение, то с удовольствием отдаю ему свой голос, при этом не тратя ни копейки.
С уважением,

Александр.

Александр Литевский   02.03.2013 11:49     Заявить о нарушении
"свойственной западным народам, коих вы ставите в пример."
Ни в скромной моей заметке, ни в других публикациях и намёка на это нет, признаться, удивили, то есть, буквально догадка с точностью до наоборот )
"сей сайт открыл множество достойнейших поэтов" - а вот с этим соглашусь, то есть, мне безусловно открыл.
Благодарю за отклик.

Татьяна Денисова 2   02.03.2013 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.