Две рецензии
Это не первая книга Д.Л.(нобелевской лауреатки), которая оставляет меня в недоумении. Странное такое чувство: то ли обманутых ожиданий, то ли неожиданного финала. И это ещё странней, потому что с финала-то как раз книга и начинается. То есть начинается она как старый добрый английский детектив в духе Конан Дойла или Агаты Кристи: на первой странице мы имеем труп женщины и признание её убийцы. Но на этом детектив и заканчивается . Всё дальнейшее повествование - это психологическая(а в последней главе даже психиатрическая) подоплёка событий.
Книга рассказывает о жизни семейной пары на ферме в южноафриканском вельде, о беспросветно неудачных попытках заработать деньги сельским трудом и неизменных ударах судьбы. Впрочем, судьба неоднократно милостиво предоставляет героям пойти другим путём - наладить отношения с соседями и друг с другом, научиться получать удовольствие от малого. У этой несчастной пары случаются даже кардинальные повороты сюжета(побег жены, болезнь мужа, мечты о ребёнке), но они с каким-то упрямым упорством упускают нужный момент - с таким же упорством муж отказывается брать ссуду, чтобы поправить мат.положение, а жена не желает учиться вести себя с туземцами, которые работают на ферме. В конце концов именно её упорное нежелание общаться с неграми и инстиктивное отвращение к ним становится главной нитью повествования.
Здесь мне вспоминается последний фильм Тарантино о тяжёлой жизни негров в Америке"Джанго освобожденный". На "своей территории" белые неимоверно жестоки с ниггерами, а последние - неимоверно терпеливы. В Африке тяжело живётся скорее белым, а африканцы при всей нищете жизни сохраняют свою самобытность и своё достоинство. Столкновение европейски цивилизованных людей с традиционным африканским сообществом неизбежно вызывает крах белого человека: ни его психика, ни его изнеженное тело не готово понести такую нагрузку, оказавшись без поддержки своей среды и привычных удобств. Кстати, опять на ум пришёл фильм - гениальный фильм Бертолуччи "Под покровом небес". Тоже семейная пара в Африке и такой же безрадостный финал.
Но вернёмся к повествованию. Последняя глава - это уже бессвязные безумные фантазии главной героини, перемежающиеся отрывочными наблюдениями нового человека на ферме - молодого англичанина, который становится свидетелем сцены одевания хозяйки чёрным слугой. О чём говорит такая интимность? Мэри преодолела свой страх и отвращение к неграм? Смирилась, привыкла? Или даже она близка со слугой? А как он? Почему он убивает прогнавшую его хозяйку, которая должна буквально в этот день покинуть ферму навсегда? Это месть или давно копившаяся обида? А может, это новый Отелло, приревновавший любимую к молодому англичанину?
Все эти вопросы так и остаются без твёрдого ответа - может, так, может, иначе. Но самое главное: автор так и не объясняет нам, как же всё-таки надо себя вести белому человеку в Африке?
Сью Таунсенд. Тайный дневник Адриана Моула
Давно я так не смеялась! Мне порекомендовали эту книгу в качестве повести о подростках и для подростков, а поскольку я привыкла доверять исключительно собственному вкусу, решила сначала сама прочитать, а уж потом...
Итак, несколько первых страниц я приглядывалась, потому что я весьма осторожная читательница, но очень скоро уже не могла сдержать довольного похрюкивания(всем известно, что я люблю тонкий английский юмор). Муж, сидящий в это время за компом(не будем уточнять, что он играл, а отнюдь не работал)), начал интересоваться, что я читаю. Я не могла не зачитать ему пару фраз. Мы дружно похихикали...Потом ещё пару фраз... потом ещё... Закончилось всё тем, что я просто читала вслух, а на наш безудержный хохот прибежал старший сын, да так и остался слушать(хорошо, что младшие уже спали).
Это дневник подростка, родители которого успевают за год развестись и опять сойтись, но все перипетии семейной жизни рассказываются с такой неподражаемой серьёзностью и сознанием собственной значительности(чего стоит только постоянно повторяющаяся фраза о том, что "нас, интеллектуалов, никто не понимает"!), что я очень советую эту книгу родителям подростков: нам весьма полезно посмотреть на себя глазами наших детей. Кстати, там фигурирует и бабушка(которая прекрасно готовит и норовит всех накормить), и первая любовь, и друг-пенсионер(да-да!). Одно только: мучительно соображаю, стОит ли её давать моему собственному подростку именно сейчас, или всё же чуть попозже? Дело в том, что многие "откровения" Адриана Моула, на мой пуританский родительский взгляд чересчур откровенны. Да и родители ведут себя, скажем прямо, очень вольно и раскрепощённо. Может, это я такая отсталая?
Однако есть в книге и очень смешные по-детски отчёты о поездке в Британский музей всем классом(я-то думала, что это наши школьники не умеют себя вести в музеях), рассказы о постановке школьного спектакля(где только берутся такие новаторы-учителя?) и воспоминания о свадьбе принца Чарльза(где соседи-индусы показывают себя истинными патриотами)... А вообще всё очень узнаваемо. Подростковый эгоизм и неподражаемый цинизм, непомерное самомнение и особая ранимость - всё это свойственно подросткам вне зависимости от национальности. Надо ещё отметить концентрированность повествования: в начале книги Адриан ещё ребёнок, а на последних страницах уже юноша, и метаморфозы происходят буквально у нас на глазах. В общем, старший сын слушал с удовольствием, а папа, так тот перечитывал часов до двух ночи и будил меня каждые пять минут своим басовитым смехом.
Свидетельство о публикации №113020500660
Всегда Свами 13.02.2013 07:34 Заявить о нарушении
Я сейчас только что "Книжного вора" закончила. Ты читал?
Юлия Ви Комарова 13.02.2013 20:41 Заявить о нарушении
Всегда Свами 14.02.2013 11:15 Заявить о нарушении