Бернардинки в опале

ВИЗИТ  МАТУШКИ  ТЕРЕЗЫ

...Матушка торопила возничего – многокилометровый путь был нелегкий, она устала, и стремилась быстрее достичь конечной цели маршрута. Оставалось совсем немного,  карета въезжала в пределы Лепельского имения.

Позади было Вильно – место ее повседневного обитания, где матушка Тереза занимала главный пост бернардинок.

Настроение было не очень радужным. Дорога виляла среди темных густых чащоб, и Терезе казалось, что они нависают над ее экипажем, готовые поглотить.

«Словно православный мир, - неожиданно подумала Тереза, - распространяющий свое влияние на католические сердца».
 
...Была осень 1779 года – Российская империя, словно большой пузырь, раздувала свои границы, втягивая и Речь Посполитую в сферу своего влияния. По прямой, отсюда, из пределов Лепельского края, можно было пешком за один светлый день добраться до красавицы Западной Двины, на другой стороне которой уже семь лет хозяйничал  большой сосед.

«Что же ожидает нас в скором будущем?» - думала Тереза, и в голове возникали смутные коллизии, связанные с историей бернардинского движения. Возник образ основателя их ордена – Бернардина Сиенского.

Он был выходцем из итальянского местечка близ Сиены, рано осиротел, воспитывался теткой, а когда та заболела, ухаживал за ней, проводил время в постах и молитвах. Однажды ему явился образ страдающего на кресте Христа, явление было настолько естественным, что Бернардин круто изменил свою жизнь: раздал все имущество бедным и уединился в монастыре. Позже Бернардин приобщился к скитальчеству и публичным проповедям, донося до слушателей призывы к покаянию и презрению мирской суеты...

На этом месте Тереза вздрогнула, потому что ощутила невероятную близость с нынешним положением  лепельских бернардинок. Она ехала к своим подопечным, чтобы через судебное разбирательство прекратить безобразия, чинимые  мирским окружением.

«Бернардину тоже пришлось пройти сквозь суды», - с сожалением подумала Тереза,она хорошо представляла весь жизненный путь праотца бернардинского евангелизма. Риму не по нраву были нетрадиционные методы его проповедей(сейчас бы их назвали рекламными – авт.): молодой человек демонстрировал толпе табличку с изображением Христа и призывал  становиться на колени перед его изображением. А в речах решительно обличал порочные нравы итальянцев, выражавшиеся в развратном, содомическом  поведении. Окружение папы римского заподозрило Бернардина в ереси, и папа запретил ему проповеди, пока дело не рассмотрит церковный суд...

Тереза вздрогнула при мысли о суде. Ей предстояло на другом суде – имущественном –защищать права лепельских бернардинок.

Тереза снова поторопила кучера, глухая чаща осталась позади, и кони рванулись вперед – впереди открылась возвышенность, за ней были уже владения монашек. Стало светлее на душе.

Перед возвышенностью заблестел водоем, окруженный, словно узором, белым поясом водяных  лилий. Их головки слегка покачивались на слабой волне и посылали путнику мановения светлости и единения с окружающим миром. В сознании Терезы возник образ Клары Ассизской, тоже святой, которая  часто изображалась с лилией в руке – символом целомудрия, девственности и простоты. Дочь одной из самых богатых и могущественных семей в итальянской Ассизии, она отказалась от благополучной сытой жизни и приняла постриг. Клара была духовно близка  к Бернардину Сиенскому, проповедуя бедность и смирение. Вот почему послушниц этого, бернардинского, ордена  называли еще клариссинками.

Терезе даже больше нравилось второе название. Слово "бернардинки» приклеилось к монашкам здесь, на территории Великого Княжества Литовского, когда поначалу их селили при мужских монастырях бернардинцев. Тереза слегка покраснела при этой мысли, хотя ничего предосудительного в том «общежитии» не было – они вели затворническую жизнь. И даже с мирянами зачастую общались через решетку. Досужие языки выискивали в совместном проживании некие скрытые мотивы, и даже распространяли слухи о подземных ходах, якобы вырытых под монастырями для любовных встреч.

Тереза тяжело вздохнула: нет, ничего этого, конечно, не было.

Карета качнулась на глубокой выбоине, и она снова вернулась к истории с Бернардином. Его на суде оправдали, все обвинения были сняты. Более того, папа римский предложил ему высокие духовные должности. Но Бернардин наотрез отказался от посул, полностью посвятив себя монашескому движению францисканцев: его преобразованию и расширению. Движение распространилось за пределы Италии, обители, как грибы, выросли по всей Европе, в том числе и на славянских землях.

Тереза хорошо знала все обители, появившиеся на территории княжества Литовского: как центральный – вильнюсский, на Заречье, так и ковенский, и минский, и гродненский, и слонимский, и брест-литовский. А ехала она сейчас в лепельский, самый восточный. Еще восточнее была, правда, католическая обитель, но ее можно было назвать лишь условно бернардинской, она была, что называется, «из другой оперы». Там, в Сенно, в  семидесяти километрах от Лепеля, располагался францисканский каменный монастырь с мощами святого Фортуната, перенесенными из Рима.

«Сенно – Сиена... Сенно – Сиена... -  Два слова, словно синонимы, словно переборы духовного инструмента, завертелись в голове Терезы. - Не оттуда ли, не из итальянской ли Сиены, пришло это название – Сенно?»

«Что там теперь?» - задумалась Тереза, представляя новую жизнь обитателей монастыря. Уже семь лет как там хозяйничала православная Русь. – Неужели и нас ожидает та же участь?»

Холодок пробежал по спине Терезы. Она  молча перекрестилась.

Лепельская обитель была притчей во языцех, и доставляла Терезе немало беспокойств и хлопот. С другими было полегче – они располагались в городах да крупных местечках, и не тревожили никого своим существованием, теряясь среди обилия разных конфессий и прихожан. А  эта была как бы на отшибе, в отдалении от центра, в малообжитом глухом месте, и соперничала в завоевании доверия к вероисповеданию только с православными церквами. Но ее место расположения было в очень перспективном уголке - на важном географическом пересечении скрещивающихся путей: из Вильно в Оршу, из Минска в Полоцк.

«Что ж, дареному коню в зубы не смотрят... - пронеслось в голове матушки. - Дар надо воспринимать как данность".

Лепельский монастырь был дарован виленским монашкам-бернардинкам подканцлером Великого Княжества Литовского Львом Сапегой. Матушка даже знала наизусть некоторые строчки из дарственной, и сейчас мысленно их прочитывала: «...Воздавать в сем доме Божьем честь и прославление Господу Богу по уставу в дни праздничные, высокоторжественные и воскресные, и как возможно чаще отправлять святые литургии с проповедями, усердно научать людей...»

«Спокойно владеть...» Тереза снова перекрестилась, вспоминая выражение Льва Ивановича. Разве мог он почти двести лет назад предвидеть последствия? Жизнь изменчива, как уличная девица...
 
К горлу матушки подступил комок и навернулись слезы: жизнь преподносила неожиданные курьезы. Деятельность монашеского ордена здесь, вблизи православного пространства, становились предметом ожесточенных противоречий.

«Был бы жив Лев Иванович! Уж он бы не допустил беспредела...» - думала, крестясь, матушка Тереза.

Сапега подарил не только храм, выстроенный на берегу красивого озера. По примеру основателя ордена – Бернарда Сиенского он отказался в пользу бернардинок и от земельных угодий, принадлежавших ему в Лепельском имении до 1609 года.

В 1726 году земельный суд Речи Посполитой утвердил границы владений, и, казалось, навеки закрепил безоблачное существование монашек – земля давало надежду. Но с середины столетия мирская жизнь в крае забурлила, словно поднимаясь со дна глубокого омута и размывая сложившийся монашеский уклад. Соседи начали нахально  и безнаказанно «стричь» угодья бернардинок.

«Чего же им не хватает? - озабоченно вопрошала себя Тереза, подъезжая к границам монашеских владений. – Что нужно этим Ходкевичам, Пшишедским, Кошицам и Жабам?» Она мысленно всматривалась в лица землевладельцев, чьи угодья, словно петлей, охватывали  со всех сторон обитель, и видела непробиваемое безразличие. А ведь лица были непростые, с богатым служебным опытом, и при желании могли властно прекратить посягательства. Один был представителем Оршанского воеводского суда, другой представлял административную структуру в Жмудском княжестве, третий занимал должность в Полоцком воеводстве.

«Что же они навалились на нашу собственность?» - не давала покоя мысль.

Тереза искала мысленно ответ, а взгляд блуждал по окрестным, уходящим вдаль, пейзажам и ландшафтам, выхватывая  лежащие вдоль дороги поля и луга. Почва здесь была песчаная, болотистая и не давала высокого урожая, как, например, западнее, за Березиной. Но зато сколько природных богатств здесь! Бог словно специально одарил этот край многочисленными речками и озерами, а междуречья заполнил богатой растительностью. Грибы и ягоды, медоносные луга и вересковые поляны. А сколько рыбы в водоемах! Сколько зверья в пущах! Живи и радуйся!

«Зачем же они грабят наши угодья?» - матушка вздрогнула, когда кучер стеганул коней: а ну, бегите быстрей, скоро приедем!

Но лошади вдруг всхрапнули, и резко встали. Терезу силой приподняло с сиденья, и она непроизвольно  бросила взгляд вперед: что там? Замелькали фигурки людей в крестьянских одеждах – они мгновенно скрылись в придорожных кустах. А возле дороги лежало свежеспиленное огромное дерево - дело их рук. Тереза ахнула: это был очень древний, толстый и развесистый дуб. Она его хорошо знала – возможно, его высаживал сам Лев Сапега, дуб стоял именно там, где начинались его бывшие владения, был своеобразной меткой. Всегда, проезжая мимо этого дерева, Тереза ощущала прилив настроения в предчувствии близкой встречи с сестрами-бернардинками. От дуба исходила некая магическая уверенность в завтрашнем дне.
Теперь дуб лежал – поваленный. Тереза почувствовала, как земля уходит из-под ее ног – это был недобрый знак...

Побледневшая, Тереза махнула кучеру – объезжай! - и проводила последним взглядом распластанное покореженное дерево.

Тереза подъехала к храму сильно расстроенная. Встречавшая ее настоятельница напоминала гостью из бездны, облаченную в черное платье и подпоясанную белой веревкой. Но апостольник, доходящий до подбородка и окаймляющий грудь, выдавал в ней дородную женщину. Под черной накидкой на голове белела повязка, закрывающая лоб и спускающаяся до самых глаз, а из-под нее выглядывали такие же черные зрачки, приветливо встречавшие матушку. Саржевое платье с широкими рукавами  слегка покачивалось в нижней части фигуры, в такт шагам колыхалось на груди изображение чаши со святыми дарами в позолоченном исполнении. Из-под облачения выглядывали башмаки «на босу ногу» и без чулок, на деревянной подошве.

Настоятельница пригласила Терезу отобедать после длительной дороги. Но та отказалась. Привыкшая, как и другие монашки этого ордена к суровой жизни, она круглый год постила, а в некоторые дни вообще воздерживалась от пищи.

Отказалась Тереза и от отдыха – таким был быт монашек: аскетный. Весь год они спали на грубых простынях и соломе, носили рубашки из колючей шерстяной материи. Прерывали крепкий сон, чтобы между часом и тремя ночи читать молитвенник и петь утреню.

И разговаривали между собой монашки очень мало, придерживаясь обета молчания. Но здесь Тереза нарушила обет. Следовало срочно обсудить сложившуюся обстановку. Тереза указала настоятельнице, куда пройти, и попросила принести весь свод зафиксированных нарушений. Настоятельница дотошно учитывала все факты посягательств на собственность бернардинок.

Изучив документы, Тереза спросила:

- Как Вы думаете, почему в последнее время пошел вал нарушений, что случилось, откуда исходит беда?

Настоятельница задумалась. Тереза не торопила ее, она уже сделала свои выводы, но хотела услышать  мнение другого человека, чтобы окончательно утвердиться в своих предположениях.

- По-моему, две причины, матушка. Крестьяне втягиваются в торговлю. А способствует этому приближение Российской империи к нашим рубежам. По ту сторону Двины – уже Россия. А это каких-то восемьдесят километров от нас. Доставлять туда товар очень легко – прямо от нас стекает быстрая Улла с многочисленными рукавами. Вот местные жители и сплавляют туда все, что имеет хоть какую-либо цену, общипывают наши угодья, видя, что здесь женщины. Своих хозяев они побаиваются.

- Почему же хозяева, землевладельцы, потворствуют грабежам, не пресекают беспредел?

- Почему? Слабеет наше государство, матушка. Нет денег, чтобы построить канал и упорядочить торговлю.

Настоятельница наклонилась к уху Терезы и обеспокоенно зашептала: «Все в ожидании больших перемен... Говорят, российская власть ведет тайные переговоры с Пруссией и Австрией об окончательном разделе Речи Посполитой...»

Тереза промолчала, она уже знала об этом.

- Что будем делать с этим материалом? – она показала на документы.

- Надо давать ход делу, матушка, но толку будет мало. Наша власть погрязла во взятках, материальная выгода поселилась в душах мирян, злой порок разъедает людей.

Тереза согласно кивнула. Те же думы волновали и ее сердце.

- Но бороться будем, - выдавила Тереза из себя, и вышла во двор, на воздух. Посмотрела на костел. Полуовальный, в виде корабельного остова, он казался останками древнего корабля, выброшенного стихией в полуобжитое место, но всегда готовый к отплытию. Рядом плескалось озеро – его волны словно приглашали в обратное  плавание. Чистая вода успокаивала, и матушка  медленно побрела к плесу...


ЗА  СТЕНАМИ  ОБИТЕЛИ

«Визит матушки Терезы» основан на реальных фактах. Основой для этого рассказа послужил документ, который я открыл в Литовском государственном историческом архиве. Долго маялся с его переводом, потому что составлен он на старом польском языке. Когда мне помогли перевести, я ахнул: овчинка выделки стоила!

Приоткрылась еще одна малоизученная страница жизни моих предков. Я увидел, какие условия предшествовали развитию судоходного торгового пути в моем родном крае, узнал имена землевладельцев, их взаимоотношения. Я увидел знакомые с детства географические названия в первозданной транскрипции, ощутил величественность природных богатств в перечислении существовавших в то время лесных пущ, тихих озер и светлых речек. И увидел, как низко падает человек, когда его душу поражает вирус наживы. Как непросто было монашкам – островку чистого обитания – в окружении нараставших противоречий: как на государственном уровне, так и на местном. Быстро набирали силу ростовщические, капиталистические отношения, и монастырь оказывался в центре собственнических интересов, в кольце борьбы за землю, за собственность, которая обогащала землевладельцев, давала не только пропитание пригонным крестьянам, но и делала богаче столы магнатов, украшала их жизнь. Каждому из них хотелось получить со своих «латифундий» как можно больший барыш, чтобы «сплавить» потом за границу и иметь взамен заморские украшения, вина, меха, обустроить усадьбы по-западному. В стремлении лучше жить нет ничего предосудительного, но оно – это стремление -  выливалось в огромные противоречия, порождало насилие над совестью, вело к благополучию за счет других, за счет грабежа и беспредела. Становился прав тот, кто богаче, у кого больше власти, влияние в высших кругах. Бедные монашки! Они стремились сохранить дарованную им землю, чтобы прокормить себя и работавших на ней крестьян, но тоже втягивались, неосознанно, в борьбу за собственность, уповая на земельное право, на нерушимость границ, на законность и порядок. Но не понимали, что неумолимо грядут перемены, что уже запущен вал стихии, которая смоет старый образ жизни. Они уже не могли, как раньше, укрыться за крепкими стенами монастыря.

Привожу только одну выдержку из того документа:

"...Также был вызван в суд староста княжества Жмудского Ходкевич, имеющий имение Ворне в воеводстве Полоцком, которое граничит с имением Лепель. Его люди  специально уничтожали натуральную границу с имением Лепель – это старый дуб на дороге из Лепеля в Ворне, земли и луга в деревне Юрковой, также перешли две реки –Студянку и Ворон, и заняли наши луга в деревне Бельей, а в названной Юрковой забрали больше 30 коней, нескольких крестьян, плуги, разный скот, рожь и овощи, завезли в имение Ворне, забрали тоже сено. На суде даже пробовали угрожать земельному судье..."

Чем закончилось дело лепельских бернардинок? Сказать трудно. Надо смотреть другие документы. Похоже, что очень долго канителили. В конце документа стоят даты –«внесено в дела трибунала в 1783 году», то есть спустя четыре года! А закончено, есть отметка, «в 1788 году», почти через десять лет!

К тому времени жизнь уже приняла совсем иные обороты. Через пять лет, в 1793 году, местность, где находилось Лепельское имение, присоединили к Российской империи,которая воплотила в жизнь литовский проект судоходного снабжения между Севером и Югом, осуществив строительство Березинского водного канала.

Судьба монашеской католической обители была предрешена. В марте 1805 года русский император Александр I повелел: «Местечко Лепель,.. Виленскому бернардинскому женскому монастырю принадлежащее... со всеми крестьянами причислить в казенное ведомство и обратить оное в уездный город...»

Говоря нынешним языком, монастырь монашек в Лепеле был «национализирован».

Но поклонение Бернардину Сиенскому в католическом мире по-прежнему существует. Его влияние известно во всем мире – ведь он был еще в 1444 году причислен к лику святых. Вскоре после его смерти последовали сообщения о чудесах, и проповедник решением папы римского был канонизирован, его день поминовения приходится на 20 мая. Католики молятся в его честь при возникновении проблем с дыхательными органами. Также он покровительствует занятиям рекламной деятельностью и массовыми коммуникациями.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. "Новым Папой Римским избран кардинал из Аргентины Хорхе Марио Бергольо.
(14 марта 2013 | 08:00)
Он стал первым в истории латиноамериканским понтификом, первым иезуитом на папском престоле, а также первым, кто взял имя Франциск. В честь одного из самых почитаемых святых - Франциска Ассизкого, чья жизнь стала примером аскетизма, а также одного из основателей ордена иезуитов Франциска Ксаверия".


03.02/13


Рецензии
Дорогой Василий! Написано хорошо, легко и приятно. Но... "Хозяйничала православная Русь". "Они нависают, готовые поглотить, словно православный мир". "Монастырь монашек в Лепеле был «национализирован».
Думается, эти моменты о православии не понятны и удивительны, потому что Вы первый и к сожалению бездоказательно рисуете православие как темную силу. Похоже, просто от желания бросить тень. Тень в виде мысли, которую Вы приписали монахине, истинной святой овечке. Вряд ли она думала так.

Православие пришло из Византии и осталось до сих пор догматической ОРТОДОКСИЕЙ. Наши догматы не зависят от воли и указов папы, как это устроено у католиков (у них папа - наместник Бога на земле). Так что в своей чистоте православная вера - святая, не извратившая каноны апостольских Соборов. Ортодоксами (то есть хранящими изначальную веру) нас называют официально во всем мире.

При всем при том не все "ортодоксы" воплощают собой Православие. Так же не все католики хороши как идеалы Католицизма. Есть идеал - Христос и Церковь, как Тело Христово. А люди удобопреклонны ко греху. Достоевский ту все сказал даже для неверующих. У нас грешник, когда он грешит, знает, что он плох, и кается. А западники заплатят индульгенцию и дело с концом.
Возможно, что описываемая Тереза была святой. Тем более Бернардин Сиенский. Дело не в святости а в поврежденности католических догматов (теории). Из-за чего наши святые считали папизм (католицизм) ересью.

Далее. Веру от корыстолюбия людей вообще (любой веры) надо отграничивать. А для этого надо знать не историю, а веру с ее догматической стороны, а не судить о ней по поступкам плохих христиан, не важно, католики они или православные.

Староста Ходкевич как раз пример интернационального корыстолюбия.

О казенном ведомстве, так его чуть ли не Петр Первый учредил, а при Екатерине Великой - это я помню из истории, были отобраны земли У ВСЕХ монастырей в России, не только у бернардинок. Так что "национализация" (как намек на национальные различия)тут не при чем.
Исторически было так, что Ливонский и Тевтонский ордена, католики, были более агрессивными миссионерами, тогда как Русь терпела в своих пределах и не обращала насильно в свою веру даже язычников. Тем более бернардинок православные не могли притеснять за их веру. Западные же крестоносные рыцари не считались с тем, что Россия - православная, то есть христианская страна, где живут их братья по вере. Поэтому - кто пришел на Русь с мечом...
Что касается якобы невинного и естественного пожелания "хорошей жизни", то оно считается суетным, ибо сказано в Евангелии: "ищите прежде Царствия Божия, все остальное приложится вам". О хищнической и разбойной стихии. Это грех, к какой бы конфессии люди не принадлежали.

Рубашкина Ирина   03.02.2013 21:29     Заявить о нарушении
Ириша, спасибо за прочтение и неравнодушное замечание.
Рисовать православие как "темную силу"? Что Вы, Боже упаси, я же сам православный!
Я попытался встать на сторону бернардинок в их взаимоотношениях с землевладельцами, и их глазами посмотреть на окружающий мир. Они ведь были своего рода гостьями на чужой земле. К сожалению, как бы мы не хотели, а за экспансией определенной веры стоит политика. Бог един! Он в сердце человека либо есть, либо его нет. Но жизнь человека складывается из беспокойств о хлебе насущном, и потому возникают конфликты. Как бы ни молились бернардинки или православные, а молитва не накормит страждущего. И приходится добывать хлеб. Конечно, бернардинки желали бы процветания и себе, и православному окружению, и довольствовались бы самым малым, но жажда наживы преследует тех, кто богат, и наступают противоречия.
Ира, я не столько подкован в набожничестве, как Вы, потому и попросил взглянуть Вашими глазами. Я отталкивался от реального архивного документа, который поразил меня не столько религиозными отношениями (на самом деле, их там и нет), сколько посягательством на законное право. А посягательство возникло из перемен, из нового веяния истории, из новых собственнических интересов. Ведь церковь тоже меняется: любая! И в православном мире, и в католическом созрели сегодня перемены. Они пока не столь поверхностны, но они будоражат умы верующих, и рано или поздно найдут выход. Это и есть жизнь, движение вперед. И Бог только приветствует новое, благородное.
С уважением,

Василий Азоронок   04.02.2013 01:35   Заявить о нарушении
Василий, я рада, что наше общение продолжается на доброжелательной основе и взаимной симпатии. Мне кажется, метод перенесения современного понимания на людей прошлого не самый лучший, потому что слишком узнается наше время. А если пытаться реконструировать их сознание... Мне кажется, там была такая привычка к бедам и голоду, к ранней смерти, а уж к потере имущества тем более... Я читала подробную историю Истры - деревень Нового Иерусалима, и испытала те же чувства, что и Вы, читая о бернардинках: как много несправедливости! И конечно, пострадавших всех жалко. Тем более жалко притесняемых монахов. Им в религии была одна отрада. Особенно возмущают притеснения, происходившие от царской власти. При всем при том, я считаю, Вы высказываете сомнительный современный взгляд: "за экспансией определенной веры стоит политика". А мне кажется, в историческом прошлом России люди (и даже правители) мало думали об экспансии веры, воспринимая веру разных народов как данность. Это ведь действительно от Бога, а не от нас зависит, кто как верит. Это примерно так же, как "неравномерность" Его милостей: одни стрАны согреты солнцем и омыты водой, а другие терпят лишения. Так же роздана истины веры. Почему? Неисповедимы пути Господни. Но, как известно, Он желает всем спастись и "в разум истины прийти". С теплом, Ирина.

Рубашкина Ирина   04.02.2013 09:16   Заявить о нарушении