Вечер памяти Михаила Анищенко - продолжение
…Мне нравится лунная сырость,
что дождик строчит и поет,
Как будто одежду на вырост
Мне мама на кухоньке шьёт…
…А дождик все тише и тише,
у бабушки слезы текут…
И я уже знаю, что Мишей
Сегодня меня нарекут.
Повторенья останутся в силе,
Как приливы воды и зари.
Я упал и очнулся в России –
На соломке с иголкой внутри…
…Грустное наследство. Давняя вина.
Пробирает детство холод из окна.
Игры на соломе. Запах чабреца.
Плохо в нашем доме было без отца…
Это можно продолжать и продолжать - писать судьбу поэта легкими по восприятию, но глубокими по смыслу и отношению к жизни его же стихами.
Поэзия Михаила Анищенко исповедальная. Во всём: будь то стихи о детстве, о доме, о родине, о Волге, о деревне, о жизни и смерти ли…
И эта исповедь длиною в жизнь…оборвалась.
…Он ушел от нас навсегда. Ушел… в «квадрат тумана».
Организаторы литературного семинара при ЦСКБ «Прогресс» дважды приглашали Михаила Анищенко на творческую встречу. Первый раз - два года назад, а второй - всего…за две недели до его смерти. 11 ноября Михаил Всеволодович хоть и выглядел уставшим, но в то же время был в хорошем расположении духа: он пришел с ноутбуком, говорил о своих собеседниках и единомышленниках на страницах сайта СТИХИ.РУ, радовался огромным возможностям общаться и делиться поэтическими мыслями, получать развернутые отзывы и рецензии.
…Потом Михаил Всеволодович предоставил нам возможность прочитать по одному стихотворению. И только потом, поблагодарив нас, приступил к рассказу о себе.
Он говорил о приглашении и поездке в Москву, о том, что хозяйство свое в Шелехмети они с Татьяной раздали по соседям (помню, что одного из петухов он называл Фанфаном), сказал, что результат поездки и московских планов оказался отрицательным, и они были вынуждены вернуться в Самару. После анализа случившегося, а подобные ситуации повторялись уже трижды, Михаил Анищенко решил, что это воля свыше, чтобы ему жить в Самаре, что именно тут его жизненное пространство…
А потом мы говорили о том, как и где пишутся стихи, и Михаил Всеволодович утверждал, что информационный поток на пишущих людей в определенном месте сильнее, поэтому надо определить это место для себя и там писать всегда. …рассказал нам, что информационный поток для всех одинаков и все, что мы пишем, уже написано до нас, а нам лишь дается возможность дописать или переписать это. Он привел пример: А.С. Пушкин писал гениально, потому что умел из десяти посылаемых с небес слов прочесть восемь или все десять и только два домыслить, дописать от себя. А другие, наоборот, только два могут прочесть, а дописать восемь, поэтому и стихи получаются посредственные, бедные… А еще он высказал мысль, что плохое стихотворение даёт кому – то возможность именно на базе этой информации написать хорошие стихи, поэтому и расстраиваться по этому поводу не следует.
Было много стихов… Он потрясающе читал свои стихи! Его низкий голос в абсолютной тищине зала библиотеки, где мы собирались, звучал, обволакивая слух. И после каждого стихотворения - замирание. Мы как будто даже дышать боялись, чтобы не пропустить слова… А Лидия Семёновна Пантюшина сказала: «Какой Вы красивый, когда читаете стихи!» Он немного смутился и продолжал читать.
…Я поняла, что Михаил Анищенко - Поэт, один из немногих, кому было дано «раздвигать небеса» доступным, понятным, великим русским Словом.
Вечная память
Нет, не напрасно сердце билось
И след стекал с карандаша.
Чем меньше тело становилось,
Тем больше делалась душа.
И вот - под шорох звездопада –
Настал неведомый черед:
Мне ничего уже не надо,
Я чист и холоден, как лед.
Судьба конечно же не память,
А та - безбрежная вода,
Где можно плыть и таять, таять,
Без слез, без злости, без следа.
Светлая память о Михаиле Анищенко сохранится в наших сердцах.
Надежда Блинкова
Свидетельство о публикации №113012805683
Светлана Лисицына 19.01.2014 20:22 Заявить о нарушении