В турке вечернего времени
Варится, греясь в песке отдалённых холмов.
Цвет горизонта в напитке почти шоколадный,
С каплями отсветов окон притихших домов.
Всё для бессонницы к ночи волшебной готово:
В поле расстелен туман над росистой травой,
Ухают, звуком пугая окрестности, совы,
В тёмном лесу под темнёной небес синевой.
Вдаль убегать не спешат бедолаги-дороги:
Тянутся вдоль фонарей, будто вовсе ползком.
Месяц пасёт облака с серебристой пироги -
Каждая звёздочка вслед посылает поклон.
Ветер качает озёрный покой зазеркалья -
Все отражения дышат с водой в унисон...
И беспардонно колдует бессонье-каналья
Не подгоняя по мыслям времён колесо.
25.01.2013
Краткий анализ стихотворения
Тема
Поэтический образ тихой ночной поры, наполненной природными деталями и атмосферой бессонницы. Автор рисует целостную картину вечера и ночи через призму чувственного восприятия: запахи, цвета, звуки, движения.
Основная мысль (идея)
Ночь — особое время, когда мир преображается, обретает магическую тишину и глубину; бессонница становится не тяготой, а возможностью созерцать эту красоту.
Композиция
Стихотворение состоит из 4 строф (16 строк).
1;я строфа: образ приготовления кофе на закате, цветовая гамма вечера.
2;я строфа: пейзаж ночи — туман, звуки сов, тёмный лес.
3;я строфа: дороги и небо, образ месяца и звёзд.
4;я строфа: озёрный покой и финальный образ бессонницы как волшебного состояния.
Композиция линейная, с постепенным расширением пространства (от «турки» к горизонту, лесу, небу, озеру).
Тип речи
Описание с элементами рассуждения (размышление о бессоннице).
Стиль речи
Художественный, с яркой образностью, метафоричностью и эмоциональной насыщенностью.
Связь между предложениями
Цепная связь через пространственные и временные детали (закат ; ночь ; бессонница).
Лексические повторы («ночь», «бессонница»).
Местоимения и синонимические замены («цвет горизонта» ; «напиток»; «месяц» ; «звёздочка»).
Синтаксический параллелизм и анафора (перечисление образов во 2–3 строфах).
Средства выразительности
Метафоры: «кофе закатный», «месяц пасёт облака», «бессонье;каналья колдует».
Эпитеты: «волшебная ночь», «росистая трава», «тёмный лес», «серебристая пирога» (облаков).
Олицетворения: «ухают совы», «дороги не спешат», «звёздочка посылает поклон», «ветер качает покой».
Сравнения: «будто вовсе ползком» (о дорогах).
Перифраз: «бедолаги;дороги» (олицетворение и сниженно;ласковое обращение).
Аллитерация и ассонанс (мягкие «л», «н», «с» создают ощущение тишины и текучести).
Инверсия: «Варится, греясь в песке…», «Ухают, звуком пугая…».
Целостность и законченность
Текст завершён: тема раскрыта через последовательное описание ночи, идея о красоте бессонницы выражена ясно. Образы взаимосвязаны, создают единое поэтическое пространство. Ритм и рифма (перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм) поддерживают целостность восприятия.
Вывод
Стихотворение передаёт лирико;философское переживание ночи как времени тишины, магии и созерцания. Автор использует богатую палитру тропов и звуковых приёмов, чтобы погрузить читателя в атмосферу умиротворённого бодрствования.
Свидетельство о публикации №113012512442