О реформаторе Мартине Лютере

Мартину Лютеру

Лютер мой, где ты? Вместо ответа
Ангельской флейты звучит голосок.
Мартин упорный дышишь укором -
Поняли люди дело твоё?

Всё исказили. Правду убили.
Переводили, но как?
Пересказали, вновь оболгали.
Ты нас прости - всё не так...

29 июня 1997 г.

         После фильма

 о реформаторе Мартине Лютере

«Моя совесть в плену слова Божия»

                Мартин Лютер

Я только рупор, только Слово,
Во мне звучащее порой.
Не будьте, люди, так суровы
Ко мне, к другим. На смертный бой

Не надо смертных посылать,
Не надо лицемерить, лгать.
Лишь состраданием спасать
От гнева ксензов и князей
Свою семью, родных, друзей
Старайтесь. Пробуйте искать
Иные формы и слова.

За ложью ложь идёт и войны,
Недоуменья, споры, бойни.
О милосердии твердить
Не уставайте. Вот вердикт...

25 января 2013 г.

Мартин Лютер 10 ноября 1483 г. - 18 февраля 1546 г.

Лютер постоянно ощущал себя в состоянии подвешенности и невероятной слабости по отношению к Богу, и эти переживания играли значительную роль в формировании его взглядов...

Лютер кропотливо изучал Библию, а помимо своих обязанностей преподавателя он являлся смотрителем 11 монастырей и проповедовал в церкви.

Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха.

Он писал: «Я понял, что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515—1519 годах.

Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

В 1525 году 42-летний Лютер связывает себя узами брака с 26-летней бывшей монахиней Катариной фон Бора. В браке у них родилось шесть детей.


Рецензии
Стих хорошо по форме, но вот содержание..
Простите, но для того, чтобы так писать о Лютере, недостаточно посмотреть фильм и процитировать о нем краткие общеизвестные сведения.. Сегодня сочинения Лютера изданы уже во многих томах и их чтение порождает не столь радужные настроения.. Кроме того, издана замечательная биография Лютера, написанная Иваном Гобри, и там можно прочитать такое, что..
Вот пример:
Во время Крестьянской войны в 1524 – 1525гг. Лютер предлагает такие меры против крестьян: «необходимо с помощью пуль так прочистить им уши, чтобы их головы разлетелись на куски. Не желающий прислуживаться к Божьему слову, когда оно говорится по-доброму, должен слышать палача, когда он поднимает свой топор. Упрямый, бездушный и слепой крестьянин, который не слушает слова, не должен вызывать жалости. Каждый изо всех сил должен истреблять, резать, убивать и преследовать, их, как бешеных собак» . Правда, похоже на апостолов? Когда-то Ницше написал о лютеровской реформации: «Всякий сам себе священник» - это не более, как одна из формул распущенности .. достаточно было одного слова «евангельская свобода» - чтобы все инстинкты, имевшие основания оставаться скрытыми, вырвались наружу, как свора диких псов, - грубейшие потребности внезапно обрели смелость, все стало казаться оправданным... Люди остерегались понять, какую свободу они в сущности разумели, закрывали на это глаза… Но то, что глаза были прикрыты и уста увлажнены мечтательными речами, не мешало тому, что руки загребали все, что им попадалось, что брюхо стало Богом «свободного евангелия» и что все вожделения зависти и мести утолялись с ненасытимою яростью» .

Еще один пример - в работе «О евреях и их лжи», написанной за 3 года до смерти, достается евреям: «Если еврей придет ко мне креститься, я исполню его просьбу, но сразу после крещения сведу его на мост через Эльбу, повешу ему на шею мельничный жернов и столкну его в воду .. Сжигайте их синагоги и школы! Что не горит, то засыпайте землей! Рушьте их до основания, чтобы не осталось ни камня, ни обломка! Крушите и ломайте их дома! Отнимите у них молитвенные книги и талмудические сборники! Под страхом смерти запретите раввинам обучать остальных! Лишите евреев всех прав на охрану и защиту со стороны властей! Запретите им заниматься торговлей! Отберите у них сбережения, драгоценности, золото и серебро! А если и этого покажется вам мало, гоните их прочь, как бешеных собак! .. Поспешите к целованию, ибо дьявол как раз изволил облегчиться! .. наш дьявол со своим ангельским рылом жадно пожирает то, что евреи выблевали через глотку и вывалили через задницу. Ах, какой восхитительный десерт! Он наслаждается кормежкой, точь-в-точь свинья помоями» .

За подробностями можно обратиться непосредственно к книге Гобри (она издана в серии ЖЗЛ) или к 8томному изданию лекций Лютера о книге Бытия - там тоже подобных "перлов предостаточно"..

некоторые детали - здесь.. http://www.proza.ru/2012/02/15/1592

И еще.. В Вашем стихе упоминаются ксендзы, но это польское слово, относящееся к польским католическим священникам - немец Лютер уж никак его не употреблял.. У него речь идет о прелатах, аббатах и т.д.

Благодати Вам!

Константин Матаков   29.01.2013 14:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Константин.

Стихотворение написано под непосредственным влиянием фильма - ничего больше, об этом говорит и название его. О введении слова ксенз я думала, но прелат не умещается в строку, а мне нужна была чистая форма. Что касается жестокости Мартина по поводу крестьян, я узнала об этом позже и опечалилась очень.

Написано об этом в ответе рецензенту номер один.

Галина Ларская   29.01.2013 20:06   Заявить о нарушении
Я понял, Галина - простите, если был резок.. Просто Лютер - это, прямо скажем, не идеал христианской святости.. А сегодня из его ошибок в вопросах вероучения мы видим следствие - в лютеранских церквах Дании и Скандинавии венчают геев.. Бедный лютеранин Бах - он переворачивается в гробу..
Милостей Божьих Вам!

Константин Матаков   29.01.2013 20:16   Заявить о нарушении
Уважаемый Константин, интересно было читать Ваш комментарий к стиху о Лютере и Ваш диалог с автором стиха. Я, увы, невежда и до сих пор знала о Лютере только то, что на его могиле имеется эпитафия: "На том стою и не могу иначе". Эта фраза меня почему-то долгое время смущала, рождая какое-то томительное сомнение. Всё разрешилось одномоментно в эпитафии, которую я - по подобию той, на могиле в Виттенберге, - придумала для своей будущей могилы: "Я здесь лежу и не могу иначе" и теперь надеюсь на то, что мои родные (и не только мои), приходя на кладбище, где я буду похоронена, станут не только от души печалиться, но и от души хохотать. А по поводу Вашей дискуссии с автором стиха сразу вспомнила: благие намерения мостят дорогу в ад. И это не только горький исторический опыт, но и мой собственный - пылкие юноши-максималисты часто выбирают этот ложный путь, который тоже верен ("Ты напрасно, слепец, убегаешь от Бога. Приведёт тебя к Богу и эта дорога" - Борис Заходер), но длиннее и страшнее иных.
Вы так всё хорошо говорили до того момента, пока не коснулись геев. С этого места
чем-то лютеровским повеяло от Ваших собственных слов и геи представились мне бешеными собаками. Указующий жест (тык пальцем в кого бы то ни было, даже если это всего лишь интонация слова - как у Вас) почти всегда страшен, даже когда носит невинный характер.
Я сама часто ловлю себя на том месте, за нахождение на котором осуждаю других. Задача - поймать себя на нём до того, как начнёшь ловить других. Впрочем, очень часто я забываю
соблюсти это правило, и потом становится стыдно. Но это всё быт. Для публичного человека или выступления это правило строго обязательно. Только так не уподобишься.
Поискала в интернете о Лютере: присутствуют обе точки зрения - и автора стиха, и Ваша. Как бы там ни было, а сказано: реформатор церкви, культуры, образования, музыки и т.д. Короче (моё): ничего однозначного в мире нет. Мир неоднозначен однозначно. (Ха-ха!). Спасибо за возможность высказаться. Сейчас посмотрю, кто Вы такой.


Анна Дикар   17.05.2015 11:40   Заявить о нарушении
Уважаемая Галина, вероятно, от своей большой ущербности перед Богом Лютер в Вашем стихе называет себя Словом. И правильно делает! Назвал себя Богом - и ущербности как не бывало. Отличный способ. Что касается спора с Вами Вашего аппонента, может, он прав и Вы действительно заблуждались, идеализируя образ Лютера. А я люблю, когда люди ТАК заблуждаются. Мы дорого платим за такие заблуждения, потому что такие заблуждения дорогого стоят, ведь они и есть наша вера. В людей,то есть в Бога. Не зря М. Волошин написал:

Бог - это ты, и не ищи другого
ни в небесах, ни на земле.
Окинь весь мир, кругом закон, причинность,
но нет любви: её источник - ты!
;))

Анна Дикар   17.05.2015 12:30   Заявить о нарушении
Анна, видите ли: поскольку я уже много лет занимаюсь сравнительным богословием, и написал о лютеранстве 3 монографии - то насчет Лютера я немного "в теме". И знание фактов его жизни и его сочинений (по-русски в общей сложности вышло уже 11 томов) не позволяет так легко давать "положительные" оценки его деятельности. Человек, который ничтоже сумняшеся основательно разрушил христианскую истину, которую исповедовали 15 веков - т.е. на одной стороне тысячи святых, а на другой - вот этот персонаж, реформация которого создала тысячи разных конфессий и сект, и продолжает создавать, ведь протестантизм и сегодня дробится на множество групп, каждая из которых убеждена в своей истинности.. От этого духа раскола и нынешние явления - епископы-геи и т.п. А Бах, Шиллер и Гете - возникли не благодаря ереси и лжи Лютера - а скорее благодаря тому традиционному наследию, которое он все же не отбросил. Но эти "плюсы" тонут в огромном количестве "минусов". Подробности - посмотрите рубрику "Православие и лютеранство" на моей странице на прозе.ру. Там есть опусы, посвященные именно Лютеру..

Константин Матаков   17.05.2015 15:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.