Образ смерти в сказке Г. Х. Андерсена Снежная Коро

Сказки, содержащие в себе мотивы смерти, у Андерсена тесно связаны с темой христианства. Одной из известнейших сказок, вобравшей в себя этот мотив, является «Снежная Королева», несмотря на то, что в русском переводе это произведение во многом утратило свое религиозное направление.

Чертог Снежной Королевы трактуется как загробный мир (возможно ад у скандинавских народов), безжизненное холодное пространство: лед, снег, вечная мерзлота, замерзшее озеро, бесконечная пустота, где даже время «замерзло»- все это признаки смерти.

Умерший (Кай) , попадая в загробный мир тот час же забывает всех мира живых, поцелуй Снежной Королевы- поцелуй смерти. Следует напомнить, что все родные , собственно, и посчитали мальчика умершим. Если миром живых правят чувства и эмоции, то потусторонность тут- зеркальное (символ) его отражение- холодная рациональность, безэмоциональность, скованность души и ее порывов. Любовь и вера в христианстве всегда сильнее смерти, поэтому лишь чувства живого мира, проникнувшие чудом в мир мертвых, могут возродить душу умершего и вернуть его в царство живых.

Снежная Королева- воплощение смерти в этой сказке, она увозит мальчика в свое царство, но прежде чем попасть туда его необходимо проинициировать как умершего. Поэтому по пути они слышат волчий вой- волки здесь как символ проводничества в загробный мир.

Отдельного внимания в этой сказке требует персонаж Герды, будучи живой она должна проникнуть в царство мертвых, так же проходя обряды инициации.
Первое с чем сталкивается на своем пути девочка- это река(а текущая вода- связующее звено между миром живых и мертвых), которую она задабривает с помощью красных башмачков (цвет крови), что бы узнать, не она ли умертвила Кая.

Затем, Герда попадает в цветочный домик старушки-колдуньи, которая выращивает розы. Старушка расчесывает девочке волосы волшебным гребнем, от чего той хочется спать и она забывает о цели своего путешествия. Сон здесь так же форма смерти, мы можем увидеть подтверждение этого в том, с какой легкостью старушка своим колдовством заточила живые розы под землей в царстве мертвых. «Живая» слеза Герды возвращает цветы в мир живых и они сообщают ей, что не видели Кая в том мире. Герда совершает побег от старушке и выбегая за ограду понимает, что там было вечное лето, а в остальном мире уже поздняя осень. Цикл смены времен года в сказке не случаен. За осенью следует зима, т.е царство Снежной Королевы, мир мертвых. Забегая вперед можно сказать, что возвращаются дети весной- символ расцвета, воскресения всего живого от долгого сна..

Следующая встреча Герды происходит с вороном и его женой, которые знакомят девочку с Принцем и Принцессой. Они дают девочке муфту шубу, карету, провизию.. все то, что необходимо для поддержания жизни в дальнейшем пути.

Становясь все ближе к царству Снежной Королевы, Герда продолжает пересекать границы между миром живых и мертвых, здесь это темный лес. Голубки маленькой разбойницы( символ мира любви и добра в христианской культуре), к которой Герда попадает в плен, говорят ей, что видели, как Королева увезла мальчика в свое королевство. Олень маленькой разбойницы говорит, что оно находится в Лапландии, рассказывает, что он родом оттуда и ему хорошо знакомы места, по которым он так тоскует.
Смилостивившись, маленькая разбойница отдает Герде любимого оленя и отпускает их пересечь последнюю границу, за которой находится мертвое царство.

Чуть позже они встретят добрую финку, она предвестник хорошего исхода путешествия (шаманка, добрая колдунья). По пути в потусторонний мир Герда, важно отметить, приближается к человеку христианских идеалов- она открывает в себе всепрощение, выносливость, жертвенность, вера, любовь и доброта.

В этом по сути и есть смысл ее пути, испытаний, инициации, через которые она проходит- только истинно верующий человек может вернуть своей верой и любовью душу с того света.

Важно отметить, что до встречи со Снежной Королевы мальчик прекрасно знал «Отче наш» (одна из главнейших молитв христианства), а по прибытию в то царство не мог его вспомнить.
И вот, заходя в снежный чертог Герда начинает читать молитву.
Принято считать, что истинная молитва происходит со слезами на глазах.. именно слеза и возвращает Каю память, дети возвращаются взявшись за руки домой..

Сказка «Снежная Королева» приучает детей к осознанию смерти в контексте христианства, т.е. приучает их не бояться этой темы.
Образ смерти здесь безусловно жесток и поначалу кажется, что над ним ничто не властно, но Андерсен преодолевает это посредством обращения к христианской вере.


Рецензии