Христос - конец закона. Римлянам 10, 4

Эту статью, друзья, я решил написать потому, что у многих людей, читающих Библию,
появляются вопросы, касающиеся некоторых трудных для понимания текстов Нового Завета.
Один из таких текстов находится в 10-ой главе послания апостола Павла к Римлянам. Давайте прочитаем его:

Римлянам 10,4

Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего...

Многие люди, прочитав эти слова апостола Павла спрашивают себя: "Что он имел в виду, сказав это?"

Одно из выдвигаемых некоторыми предположений состоит в том, что Павел, якобы, сказал о прекращении действия Десятисловного Закона Божьего. Но действительно ли это так? В этом мы и попробуем разобраться сегодня!

                *******


Первое, что сразу нужно отметить - апостол Павел был чрезвычайно образованным человеком своего времени.(Книга Деяния апостолов 26,24) Он получил серьёзное богословское образование у лучшего раввина по имени Гамалиил. (Книга Деяние апостолов 22,3) Он говорил на многих иностранных языках. (1-ое Послание к Коринфянам 14,18)
Но знавшие его люди отмечали в нём одну особенность - когда Павел брался разъяснять людям какие-нибудь богословские вопросы, его рассуждения были порой столь заумными, что многие просто терялись в догадках, размышляя над смыслом сказанных им слов!
Апостол Пётр написал однажды следующее:

2-е Послание Петра 3,1-14

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь (или постарайтесь) явиться пред Ним неосквернёнными и непорочными в мире;
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное (или труднопонимаемое), что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают (извращают или искажают), как и прочие Писания.

Мы видим, что уже в те времена некоторые люди, читая трудные для понимания места в письмах апостола Павла, говорили: "Здесь он имеет в виду следующее - и объясняли эти места так, как им казалось правильным!

В наше время часто происходит абсолютно то же самое! Некто берёт слова Павла и комментирует их так, как ему хочется!

Чтобы нам с вами не попасть в такую ловушку, нужно идти следующим путём - после прочтения какого-то его непонятного высказывания, необходимо прочитать полностью весь текст послания. Затем выписать для себя на листочке краткое содержание предыдущих глав данного послания, отмечая для себя наиболее важные и абсолютно понятные
заявления Павла!
Когда же, после такого анализа, мы вновь подойдём к непонятному нам, исследуемому тексту, мы уже будем абсолютно чётко понимать логику Павла, и это поможет нам вскрыть истинный смысл его высказывания!

Давайте сейчас так и сделаем!

Мы начнём очень издалека! Прямо с самой первой главы послания к Римлянам!

                *******

Итак, в первой главе Павел обращается к людям, проживающим в Риме и уверовавшим в Иисуса, как в Спасителя мира!(Римлянам 1,6 и Римлянам 1,12) Здесь же он рассказывает о тех людях, которые не захотели верить в Бога, и которые по этой причине живут, совершая всевозможные грехи!(Римлянам 1,21-32) - Пока логика его размышлений абсолютно ясна и понятна!

Из второй главы мы узнаём, что Павел обращается преимущественно к Иудеям - к тем, кто пришли к Иисусу именно из Иудаизма! (Римлянам 2,17) Здесь же Павел напоминает своим единоплеменникам о том, что воля Божья особенно чётко открывается людям при изучении требований Десятисловного Нравственного Закона Божия! (Римлянам 2,18) И неожиданно он начинает упрекать тех, кто зная этот Нравственный Закон, в жизни своей идёт на его нарушение! Это место нужно прямо процитировать! Читаем:

Римлянам 2,17-29

17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй ", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога!

Вопрос: "Что вы поняли из данного отрывка? Как апостол Павел относится к Десятисловному Закону Божьему?"

Ответ очевиден: "Павел осуждает всякого человека, кто, зная закон, сознательно идёт на его нарушение!"

Он говорит, что нарушая любую из 10-ти заповедей, человек этим самым бесчестит Бога!(Римлянам 2,23)

А если мы с вами вернёмся к середине 2-ой главы, то увидим, что Павел отмечает ещё и следующее:

Римлянам 2,11-13

11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили (речь идёт о язычниках) - вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили (имеются в виду Иудеи) - по закону осудятся!
13 Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут!

                *******


Скажите, пожалуйста, после всех этих слов, вы можете с уверенностью сказать, что апостол Павел стремился убедить людей жить, соблюдая требования Десятисловного Закона Божьего? Безусловно!

Тогда давайте, перескочив через семь следующих глав данного послания, вновь прочитаем текст из 10-ой главы - тот, который мы взялись исследовать! Читаем:

Римлянам 10,4

Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего!...

Вопрос: "Вам понятно, друзья, что что-то здесь не стыкуется? Если Павел горячо отстаивал принципы Десятисловного Закона Божьего, то как, после некоторых рассуждений - какими бы они не были по своему содержанию - он мог вдруг сказать: "А вообще-то, я пришёл к выводу, что Христос положил конец Десятисловному Закону Божьему!"

Вы понимаете, что он просто не мог так сказать? Какой же вывод? А вывод очень простой! - Фраза "конец закона - Христос" имеет совсем не тот смысл, какой вкладывают в неё некоторые богословы!

Замечательно, что у современных людей есть компьютеры и всемирная информационная сеть Интернет!

Открываем подстрочный перевод послания к Римлянам с греческого языка -  www.bible.in.ua/underl -
и видим, что греческое слово ";;;;;" (тЭлос), переведённое как конец, имеет ещё и другое значение - завершение!

Что получается? - "завершение закона - Христос!"

Вы видите, что смысл такого высказывания уже явно иной, не так ли?

Теперь, чтобы понять о каком завершении говорит апостол Павел, нам необходимо анализировать следующие главы послания к Римлянам, начиная теперь уже с 3-ей главы!

Третью главу Павел начинает с рассуждений о преимуществах народа Израильского! (Римлянам 3,1)
И в то же время он говорит: "Если смотреть с общечеловеческой точки зрения, то в плане виновности перед Богом все люди Земли находятся в одинаковом положении! - Абсолютно все являются грешниками перед лицом Святого Творца! (Римлянам 3,9-18)

И Павел подчёркивает интересную мысль! - Именно закон Божий (десять заповедей) показывает, что есть грех в глазах Бога, и именно этот закон выносит приговор каждому человеку Земли: "Виновен!" (Римлянам 3,19-20)

Вы, друзья, проверяйте, пожалуйста, по своим Библиям, правильно ли я говорю!

И вот с 23-го стиха Павел переходит к главному - к спасению через веру в Иисуса Христа. Читаем:

Римлянам 3,23-25

23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде!

Вопрос: "В какой взаимосвязи, согласно высказыванию Павла, находится Десятисловный Закон Божий со Спасителем мира - Иисусом?"

Ответ: "Закон Божий обличает абсолютно каждого жителя нашей планеты в преступлениях против Бога! А Спаситель мира даёт возможность каждому желающему получить прощение своих грехов!" Так или нет? Да.

Вопрос: "Почему бы Богу просто не взять и не сказать грешнику: "Ты прощён!"? Зачем обязательно нужно наказывать какого-то Заместителя за грехи человеческие?"

Ответ: "Через наказание Заместителя Бог демонстрирует всем правду Свою!" (Римлянам 3,25)

А правда состоит в том, что любое преступление должно быть наказано! Виновный должен расплатиться за совершённый грех! И расплата - очень страшная! - смерть! (Римлянам 6,23)

Господь Бог говорит грешнику: "У тебя есть только два варианта! Или ты лично несёшь ответственность за свои грехи, или принимаешь предложение Спасителя Иисуса! А Он предлагает Себя, как Того, Кто встанет под удар справедливого наказания Божьего вместо тебя!"

В последнем тексте 3-ей главы Павел ясными словами говорит о том, что вера в Спасителя мира никоим образом не уничтожает Десятисловный Закон Божий! Читаем:

Римлянм 3,31

Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак! Но закон утверждаем!

Когда человек, хорошо знающий Библию, слышит фразу о том, что вера в Спасителя утверждает Закон Божий, он сразу вспоминает текст из книги пророка Исайи, где также говорится о взаимосвязи Спасителя с законом Творца! Читаем:

Исайя 42,21

Господу угодно было ради правды Своей возвеличить и прославить закон!

Именно потому что Бог не мог отменить справедливые требования Своего Закона, именно поэтому и понадобилось вмешательство Спасителя! Дьяволу очень бы хотелось, чтобы Бог сказал: "Хорошо! Для того, чтобы Мой закон не осуждал согрешивших, Я просто беру и отменяю его!" В этом случае сатана сказал бы: "Я же говорил, что Твой закон
не является совершенным и требует либо доработки, либо полной отмены! Теперь, раз нет закона, Ты не можешь осуждать и меня, как преступника, ведь где нет закона, там нет и преступления! (Римлянам 4,15)

Идём дальше!

С самого начала 4-ой главы, Павел начинает рассуждать о вере, как о единственном способе примирения с Богом! Поверил Богу - получил прощение и стал праведным (Римлянам 4,9) Не поверил - не получил прощение и не являешься праведным в глазах Создателя!

Всё просто, правда?

Да, просто - но вот Иудеи, изучая Писания пророков, пришли однако совсем к другим выводам!

Они посчитали, что обрести праведность перед Творцом можно другим путём! - путём тщательного соблюдения всех требований Бога и всё! Мы, перескочив через несколько глав, сразу прочитаем конец 9-ой главы, где Павел говорит именно об этом! Читаем:

Римлянам 9,30-32

30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32 Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения (об Иисуса Христа!).

Вопрос: "Как же всё-таки получилось, что Иудеи пришли к выводу, что никакой Спаситель им не нужен?
Почему они посчитали, что достаточно просто в точности исполнять требования закона Божьего и будешь спасён?"

Видимо, сказалось воспитание, которое еврейские дети получали с раннего детства! Взрослые внушали им, что они - евреи - особый народ на Земле! Раввины убеждали своих подопечных в том, что именно из-за тщательного соблюдения законов Творца они являются людьми, которые находятся под особым покровительством Неба!

Вопрос: "Какие тексты Писания могли приводить раввины в качестве подтверждения идеи о том, что праведность достигается именно через соблюдение требований закона Создателя?" Вот один из таких текстов!

Второзаконие 6,25  Читаем:

И в сём будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам!".

Раввин мог процитировать на память это место Писания и спросить своего ученика: "Ты понимаешь теперь, как можно быть праведным перед Богом? - Соблюдай, что говорит Господь, и Он вменит тебе твоё послушание в праведность!"

Ещё более подробно об этом говорится в 18-ой главе книги пророка Иезекииля! Если мы начнём читать эту главу с 1-го текста, то увидим, что Бог, перечисляя многие правильные поступки человека в повседневной жизни, в 9-м тексте подытоживает Свои высказывания такими словами:

Иезекииля 18,9

(и если он) поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник...!

Вопрос: "Действительно ли Бог заинтересован в том, чтобы жители Земли соблюдали Его закон?"
Ответ: "Безусловно!" Но если человек уверен, что этого вполне достаточно, то здесь он весьма заблуждается!

Что должен был делать человек, который жил в период Ветхого Завета, если он вдруг нарушал какое-то требование закона Божьего? - Бог предписывал ему принести жертву за свой грех! (Книга Левит 5,5-6)

Что символизировала жертва животного? - Спасителя мира, Который должен был в будущем прийти в мир и взять на Себя все людские грехи! (Евангелие от Иоанна 1,29)

И вновь вопрос: "В чём была проблема современников Иисуса?"

Ответ: "Большинство из них не чувствовало никакой нужды в Спасителе, потому что они были уверены, что с самого детства в точности соблюдают все требования Творца!"

Даже сам апостол Павел до своего обращения к Иисусу был уверен в том, что он - человек непорочный (то есть, безгрешный!) (Послание к Филиппийцам 3,6)

Для Иисуса было большой проблемой доказать самонадеянным Иудеям, что они - грешники и нуждаются в Спасителе! Однажды Он даже рассказал притчу для тех, кто были уверены в собственной праведности! (Евангелие от Луки 18,9-12)

Но для многих слова Иисуса так и остались пустым звуком!

И вот после столь долгих рассуждений мы вплотную подошли к 10-ой главе Послания к Римлянам! Прочитаем с 1-го текста!

Римлянам 10,1-4

1 Братия! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение! (в другом переводе - чтобы спаслись!)
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. (в другом переводе - они ревностно относятся к Богу, хотя и не знают верного пути!)
3 Ибо, не разумея праведности Божьей и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божьей, (которая даруется человеку только через веру в Иисуса!)
4 потому что конец (или завершение) закона - Христос, к праведности всякого верующего!

Теперь, друзья, Вам понятна мысль, заложенная в рассматриваемом нами тексте?

Да, теперь всё ясно! Павел говорит:

"Христос является естественным завершением Закона Божьего! Он - вершина закона! Он стоит над законом! Только благодаря Христу человек становится праведным!
Если убрать Христа и оставить только закон, то спасение становится невозможным! Ведь закон всего лишь открывает человеку, что есть грех, но не освобождает от него! Освобождает только Христос, и в этом смысле Он - чудесное завершение Закона Творца!"

                *******

И последнее, на чём стоит остановиться, это ещё один текст, который следует сразу же за Римлянам 10,4. Читаем:

Римлянам 10,5   Моисей пишет о праведности от закона: "исполняющий его человек жив будет им!"

В другом переводе этот же текст звучит так: "Кто хочет обрести жизнь, следуя этому, должен исполнять закон!"

Вопрос: "Что этими словами, после заявления о том, что Христос - вершина закона, хотел подчеркнуть Павел?"

Ответ: "Он подчеркнул точно ту же самую мысль, которую провозгласил однажды и Сам Спаситель! Когда некто спросил Его - "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" - Иисус указал ему на необходимость соблюдать заповеди Нравственного Закона Божьего!"

Давайте освежим эти слова Спасителя в нашей памяти! Читаем:

Евангелие от Луки 18,18-20

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог!
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою...

При прочтении этих слов у кого-то может сложиться впечатление, что Иисус предлагал тому  человеку спасаться через дела закона, не принимая во внимание Спасителя! Но мы то знаем, что это не так! Иисус всегда убеждал слушающих Его людей, что Спаситель необходим абсолютно каждому человеку! Помните Его слова?

Евангелие от Иоанна 8,24   .... Если не уверуете, что это Я, ... умрёте во грехах ваших!

Закон Божий не противоречит тому, что делал Спаситель, а Спаситель никогда не противопоставлял Себя закону Божьему! Это две грани одного и того же плана спасения людей
Земли!

Через закон человек видит свой грех и осознаёт свою вину! Затем, обращаясь к Спасителю, он получает прощение своих грехов! После же прощения Спаситель вновь направляет взор прощённого на закон Творца и говорит: "Иди и впредь не греши!"(Евангелие от Иоанна 8,11)

Смотрите, какая стройная картина получается! После того, как человек обретал прощение, независимо от того жил ли он в период Ветхого Завета или живёт сейчас в Новом Завете, он получал (и получает) ясное наставление от Бога: "Я считаю тебя теперь праведным, но только до тех пор, пока ты действуешь в рамках Моего святого Закона! (смотрите книгу пророка Иезекииля 18,1-23)
Однако помни! Как только ты согрешишь вновь, тебе опять тут же понадобится помощь Спасителя, ибо только благодаря Ему Я прощаю твои преступления! (Иезекииля 18,24)" 

Пусть же, друзья, наш Добрый Небесный Отец обильно благословит всех Вас быть искренними людьми, которые крепко держатся правды Божьей!

С уважением и братской любовью ко всем Вам, Игорь.


Рецензии
Игорь, очень гармонично ты изложил суть, которую можно и не уловить с первого раза...Я ещё не дошла до послания Апостола Павла римлянам, но теперь у меня уж точно проблем с этим не будет)))
Спасибо, что так трудишься, для тех, кому нужна твоя помощь))))
Два раза сегодня прочла эту статью,чтоб ничего не упустить. Вообще-то твои произведения нужно читать в полной тишине, когда уже все улеглись спать в доме, чтобы хорошенько всё осмыслить...
С теплом, благодарностью и глубоким уважением к тебе и твоему творчеству, Олеся.

Олеся Мовчан-Орхидея   23.01.2013 00:13     Заявить о нарушении
Олесенька! В твоём лице я нашёл такого вдумчивого читателя, что радуюсь бесконечно! Если все эти рассказы принесут пользу только тебе одной, то и это уже будет означать, что трудился я не напрасно! Ведь даже спасение одной-единственной души вызывает несказанную радость в душе Бога и ангелов!
Слава нашему Создателю за тебя!

Пусть, Олесенька, наш Дивный Бог изольёт на тебя самым обильные Свои благословения!
С огромной радостью от общения с тобой, Игорь.

Игорь Плохатнюк   23.01.2013 05:01   Заявить о нарушении
Понимаешь, Игорь, это я такой редкий экземпляр, который к 34 годам только заинтересовался Заветом)))))Ведь многие люди(верующие и даже не верующие) уже прочитали и сделали каждый свой вывод...Кто-то просто изучил, чтоб была информация для споров с оппонентами, кто-то принял и проникся. И тем и другим нечего тебе написать в рецензии... Если человек понял не так, как ты расписал(он ведь уже скорее всего своего мнения не поменяет)...Ты же сам писал о Новых мехах для вина и о старых мехах))))))))

Олеся Мовчан-Орхидея   23.01.2013 12:24   Заявить о нарушении