Рассветный луч

Рассветный луч - велик возможностью начала...
И выбор каждого - свободен, но увы,
Когда дыряво днище лодки у причала,
Сперва сумей, не поднимая головы,
Надёжно судно залатать, потратив силы
На то, чтоб в будущем отправиться на ней
В любое плаванье... жаль, только до могила
Путь короток. К рассвету путь куда длинней.

Когда реалии страны в руках сатрапов -
Весь выбор: можешь молча гибнуть иль крича.
Боль за народ российский всё же горяча:
Ведь наши судьбы жгут, как хлам хапужьи лапы.
Кто отвечает за слова свои, тот знает,
Сколь мало слов делам творящимся верны.
Уже терпенье подпирает цель иная
Довольно много настрадавшейся страны.

Здесь ради мира жизней трачено немало.
Здесь честью родины не тешились торги.
Ведут во власть из власти адовы круги...
А мы всё ждём ещё рассветного начала.
За это время нас обчистили до нитки,
Лишили повода себя же уважать...
В чести у властвующих - золотые слитки...
А для народа - под рукой всегда вожжа.

22.01.2013
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Социально;политическая рефлексия о судьбе страны и личности в условиях несправедливой власти. Центральные образы — рассвет (надежда), лодка (судьба человека), сатрапы (власть).

2. Основная мысль
Несмотря на свободу личного выбора, реальные возможности человека ограничены системными проблемами общества. Надежда на «рассветное начало» сталкивается с горькой реальностью: власть корыстна, народ обездолен, а путь к переменам требует огромных усилий и может оказаться слишком коротким.

3. Композиция
Три строфы, выстраивающие логическую цепочку:

1;я строфа: метафора лодки и рассвета — личная ответственность перед лицом ограниченных возможностей.
2;я строфа: обличение власти («сатрапы») и разрыв между словами и делами.
3;я строфа: итог — разочарование в системе, утрата достоинства и циничная иерархия ценностей («золотые слитки» vs «вожжа» для народа).
4. Тип речи
Рассуждение с элементами описания (метафорические образы) и повествования (динамика от надежды к разочарованию).

5. Стиль
Публицистический с чертами гражданской лирики. Признаки:

острая социальная проблематика;
риторические приёмы (вопросов нет, но есть императивы и обобщения);
эмоционально окрашенная лексика («хапужьи лапы», «обчистили до нитки»).
6. Средства связи

лексические повторы («рассветный», «выбор», «страна»);
анафора («Здесь…» в 3;й строфе);
синтаксический параллелизм («Можешь молча гибнуть иль крича»);
местоимения («мы», «нас»).
7. Средства выразительности

метафоры: «дыряво днище лодки», «судно залатать», «наши судьбы жгут, как хлам»;
эпитеты: «рассветный луч», «горяча» (боль), «адовы круги»;
сравнения: «как хлам»;
антитезы: «молча гибнуть иль крича», «рассвет… до могилы»;
символы: рассвет (надежда), лодка (жизнь), вожжа (принуждение);
архаизм: «сатрапы» (подчёркивает тираничность власти);
ирония: «В чести у властвующих — золотые слитки…».
8. Ритмика и форма

нерифмованные строки с вариативной длиной;
интонационная разбивка через тире и многоточия;
дата в конце придаёт документальность, подчёркивает актуальность на момент написания (2013;г.).
9. Эмоциональный тон
Горечь, разочарование, сдержанный гнев. Лирический герой осознаёт системность проблем, но сохраняет элемент надежды («ждём… рассветного начала»).

10. Итоговый вывод
Стихотворение — манифест гражданского недовольства, где личная ответственность («залатать лодку») противопоставлена бездушной машине власти. Образ рассвета остаётся символом хрупкой, но неуничтожимой надежды.


Рецензии