Барды

               

                Из приезжавших в Дубну бардов, меня  поразили Высоцкий и Розенбаум. Летом 1963 года было первое публичное выступление Высоцкого в Дубне. Потом он два раза приезжал с большими концертами - в 1976 и в 1979 годах. В 1976 я работал в Костромской области и концерт слышал лишь в записи. Зато во второй приезд Владимира Семёновича я попал на оба концерта сразу - на 19-00 и на 21-00. Тогда мой дядя подрабатывал в  ДК “Мир” рабочим сцены  и  проводил меня бесплатно на все вечера отдыха и концерты. А тут ещё и беременная жена ко мне прицепилась (тоже хочу на концерт!), хотя Высоцкого никогда не любила и не понимала его песен. Пришлось дядьке ставить два стула за занавесом на сцене слева, если смотреть из зала. Четыре часа мы слушали и смотрели  на живого Высоцкого. Он стоял метрах в семи от нас, почти рядом. В перерыве между  концертами мы с дядей не удержались и пошли смотреть в гримёрку, как он отдыхает. Высоцкий пил чай и курил, сидя на диване. (С ним приехали несколько мужчин и одна полная красивая женщина. Один из мужчин сидел на сцене напротив нас и записывал концерт на магнитофон.)  В гримёрке было полно народу, но дядька сумел пролезть поближе  и даже спросил у Высоцкого, правда ли, что он  его земляк  и тоже родом из Тамбова. (В то время никто ничего толком про него не знал, все пересказывали друг другу слухи, один нелепее другого.) Высоцкий недовольно буркнул что-то типа: “ – Ох, и достали меня эти поклонники”.  Отвернулся  и нас тут же вытолкали в коридор. А у  дяди был специальный блокнотик, где все приезжие артисты оставляли ему автографы на память. Так  вот у Высоцкого он так и не взял в тот раз автограф, не подпустили нас больше к артисту.  Мы долго ещё заглядывали в дверь через спины толпившихся около неё и хорошо было видно, что Высоцкий очень устал, он всё время морщился,  как  от зубной боли,  откидывался  на  спинку  дивана и закрывал глаза. Но потом вышел на второй концерт и опять шутил, улыбался и пел даже дольше, чем на первом. А дядя весь концерт промучился  от  того,  что так и не узнал,   земляк  ему  Высоцкий  или нет. (Это было 10.02.1979. На улице мороз  -25 градусов, но зал был полный, приходили даже с детьми. А 11.02.1979  Высоцкий дал ещё два концерта во Дворце культуры “Октябрь”. Попасть туда я даже и не пытался. Пускали, как и у нас,  по пригласительным билетам от общества книголюбов, а все прошедшие по блату стояли вдоль стен и сидели  на  ступеньках.)
                Что касается нас с женой, то мы прослушали оба концерта на одном дыхании,   как говорится, открыв рот. Это стало событием для нас на многие годы, особенно, после того, как  через год  узнали о смерти Высоцкого. Прикосновение к  любой большой судьбе делает нас значительнее  в  глазах  окружающих. Позднее, бывая в других  городах, в какой бы компании я ни сказал, что видел живого Высоцкого, всегда  ко мне сразу менялось отношение, на меня смотрели  кто с чувством зависти, кто с недоверием и непременно просили рассказать о Высоцком  всё,  что только знаю  о   нём.
Несколько раз  мне попадались  рассказы-воспоминания о том, как совершенно незнакомые прежде люди, объединённые только любовью к творчеству Высоцкого, послушав  его песни, выпив водочки, потом сами до хрипоты пели,  как  могли и после этого становились  роднее   братьев.  С  тебя не брали денег, помогали  во  всём,  могли бесплатно отвезти хоть на край света, организовывали встречи с нужными людьми, тебе всегда был обеспечен стол и кров. И  всё это только за то, что  ты, как и они,  любил  Высоцкого. Особенно такие отношения проявлялись в  профессиях, где сильно мужское братство – у  геологов, лётчиков, моряков, военных,  журналистов. (Смотри статью Юрия  Калещука  об этом  в “Алфавите” №  4  за   2002  год.)
                В 1981 году вышел первый официальный сборник стихов Высоцкого “Нерв”. Под редакцией Роберта Рождественского – 237 страниц.  Книги не было ни в одной дубненской библиотеке. Я читал её в январе 1982 в областной научной библиотеке города Иваново. Утром брал  под роспись, весь день переписывал понравившиеся стихи в тетрадку, а вечером возвращал. Был всего один экземпляр на всё Иваново и область и то, только в читальном зале. Вот с таким трудом печатные тексты Высоцкого прорывались к читателю.
                До сих пор могу слушать Высоцкого часами, в любое время дня и ночи. Энергетика его песен помогает в трудные минуты жизни не опустить руки, а уж в праздники сам Бог велел слушать нашего лучшего барда, “всенародного Володю”, как  окрестил его Андрей Вознесенский.  Поэтому я очень рад, что  в честь Высоцкого  в Дубне   названа аллея на берегу реки Волги  и открыта памятная доска   26.07.2003  года,     поставлен   памятник  25.01.2008.  К  нему   приезжают молодожёны в день свадьбы и приходят поклонники Владимира Семёновича  в день его рождения  и  смерти,  как   и  на  Ваганьковском  кладбище  в  Москве.
                Настоящий талант всегда знает себе цену и имеет своих поклонников. Всего два примера о силе воздействия искусства. Сергей Есенин влюбился в американскую танцовщицу  Айседору Дункан, сел у её ног и весь вечер читал ей свои стихи. Она ни слова не понимала по-русски, но была  заворожена  голосом  и страстью, с которой этот золотоволосый  русский красавец  читал стихи.  Полвека спустя почти также Владимир Высоцкий завоевал сердце француженки Марины Влади. Её поразили сначала не столько слова песен, сколько накал и надрыв барда, поющего для неё одной так, как будто это всё в последний раз и он стоит на сцене огромного зала. Такое исполнение никого не может оставить равнодушным. И Влади выбрала простого артиста Высоцкого в мужья, хотя вокруг неё  увивались все самые лучшие  и  богатые  женихи  СССР, тогдашняя  золотая  молодёжь.
                25.07.2010, в воскресенье, поклонники поэта отмечали 30 лет со дня его смерти. В 12-00 возложили цветы к памятнику, потом дубненский  меценат Игорь Вяземский выступил  с речью. Как только лучший бард  Дубны  Эльдус  Сайфулин начал  петь песни Высоцкого, хлынул проливной дождь и народ побежал под крышу ДК “Мир”.  Природа тоже  по-своему  оплакивала Высоцкого. Через полчаса дождь перестал  и  снова  выглянуло солнце. Но все промокли и концерт продолжать не стали.
                В конце 2012 года вышла книга Любови Орелович “Высоцкий в Дубне”. В ней она на 384 страницах собрала воспоминания дубненцев о приездах Высоцкого в Дубну. Есть там и мои воспоминания на 353-354 страницах.               
                Александр Розенбаум тоже приезжал в Дубну  и давал концерт в Доме культуры “Мир”,  на котором  я отбил все ладони. После Высоцкого он  сейчас, без всякого сомнения, первый из  бардов России, его все хорошо знают, так что нового про него ничего сказать не могу. Розенбаум на  слуху, даёт концерты, снимается  в кино, как  и Высоцкий раньше. Дай ему Бог  здоровья и  дальнейших творческих  успехов, пусть радует нас новыми песнями. Когда снова приедет в Дубну,  то,  как пел Владимир Семёнович,  “если  будет  выступать,  я  пойду   смотреть”. (Розенбаум  повторно  приезжал  в  апреле  2007  в Дубну.)
                Из исполнителей мне очень нравится Григорий Лепс. Очень самобытный и темпераментный. Ему лучше всех удаётся  исполнять песни Высоцкого. За ним идёт Гарик Сукачёв и Шевчук  из “ДДТ”. Никита Джигурда тоже любит покричать,  но за душу  не берёт. А романсы лучше Александра Малинина  так никто и не научился  петь. Андрея Макаревича  почти  не  слышно,  а  Александр  Градский  ушёл  в  классику – написал и сам спел мюзикл “Мастер и Маргарита” по Булгакову. (“Машина времени” выступала в Дубне в 1974, а в 1993 Андрей Макаревич  дал  сольный концерт.)
                Из дубненских бардов мне ближе всех  два - Михаил Брусин и Эльдус  Сайфулин. Оба они имеют своих поклонников и почитателей,  могут собрать полные залы зрителей. У  них есть неповторимые по своеобразию песни о Дубне. Было бы неплохо ко Дню  города объявить конкурс на лучшую песню о Дубне, собрать всех дубненских бардов на Молодёжной поляне и порадоваться тому, сколько ярких  талантов живёт у нас в городе. А то всё приглашают каких-то скоморохов и горлопанов, орущих невесть что и неизвестно о чём. Уверен, что все дубненские барды и исполнители песен  с  удовольствием  выступят перед своими  горожанами.
                В последние годы много и хорошо выступает в Дубне исполнитель шансона Николай Озеров  с левого берега. Он работает  в стиле Михаила Круга,  да и внешне похож на него.
                Не хочется обижать и остальных дубненских бардов,  певцов и поэтов. Без сомнения,  у каждого есть свои фирменные произведения, которые многим нравятся.  На вкус и цвет, как  говорят,  товарищей нет. Искусство, как  и сама  жизнь,  тем  и  интересно, что  мы все разные,  и  одни  и  те же  явления и события каждый видит и отражает в творчестве по-своему, в силу своего таланта.  Только представьте, какое  большое и красивое полотно о  родной  Дубне нарисуют словами наши таланты на конкурсе ко Дню города.  Особенно,  если отцы города не  ударят в грязь лицом, а возьмут да и назначат  победителю подобающий приз -  для начала  хотя бы  автомобиль  “Оку”.

(Написал в 2003, с добавлениями 2013 года.)
(Из воспоминаний "Моя Дубна".)



Рецензии