Примечания к Бургомистровой жене

Они жили долго и счастливо, и покончили с собой в один день.
Потому что жили они в Содоме.
Потому что им казалось: они – последние праведники.
Они шли по приказу американских властей за город в праздничных своих одеждах, вдоль соляных карьеров, мимо лагерных вышек, и оборачивались, наверно, эти Лотовы жены, эти Лотты и Гретхен. Идти было недалеко: лагеря размещались сразу за городом.
Меня поразило, что в Дахау ходил трамвай из центра Мюнхена.
Меня поразили эти невинные, вечно печальные женщины на фотографиях, просто жившие во времена, казавшиеся им непростыми.
Этот материал преследовал меня.
Я увидела эти женские фигурки по-настоящему несколько месяцев назад в документальном фильме о Холокосте, и вдруг поняла, как им было страшно. Они ведь ничего не знали. Потом я прочла о двойном самоубийстве и о предсметрной записке. Потом- о приказе Эйзенхауэра и о целом движении, демонизирующем его за жестокость по отношению к немецким военнопленным и те жесткие меры, которые он предпринял для того, чтобы все без исключения немцы узнали, что же натворил нацизм.
Мой психоаналитический пациент, не знающий, конечно же, о моем навязчивом расследовании, вдруг пришел с рассказом о документальном фильме о лагерях, снятом и никогда не выпущенном на экран. Хичкок заинтересовался Холокостом не случайно. Ужас лагерей выпустил из подсознания тех демонов, которые так занимали его. Этот фильм- девятичастевку можно посмотреть на ЮТьюбе. Начиналась мистика... Тот же пациент, с которым я ощущала очень тесную эмоциональную связь, стал видеть сны о лагерях и даже с удивлением сказал мне: откуда это- может, я был евреем в прошлой жизни?
Может, я была немкой в прошлой жизни. До того, как сгорела в печи.
История с повесившимися бургомистром и его женой реальна. Я не нашла их имен и точных дат, но нашла много других имен, других историй, свидетельств и фактов и фактиков.
Я не знаю точно, где, кроме черного рынка, можно было купить пальто в воюющей Германии, но нашла имя и адрес сапожника, который отоваривал карточки, а также статью в английской газете, описывающую быт немецких домохозяек в самом начале войны.
Я изучила, как могла, славную историю города Готы, а также его роль в военной промышленности и в научных разработках, касающихся атомной бомбы. Есть некая неувязка по поводу самого Ордруфа, под-лагеря Бухенвальда, первого лагеря, освобожденного американцами: был ли это сугубо лагерь уничтожения или т. н. рабочий лагерь, нашли ли там 40 трупов, которые не успели сжечь перед отступлением, или, как утверждают американские очевидцы, освобождавшие лагерь, там были груды, сотни тел. Есть также различные мнения по поводу эффективности предпринятой американцами кампании денацификации. Но меня гораздо больше занимают защитные механизмы человеческой психики, позволяющие нам отрицать очевидное, идентифицироваться с агрессором или находить объяснения вещам за пределами человеческого понимания.
В начале моей профессиональной карьеры часто возникал вопрос: с какими категориями пациентов, людей, я не могу работать? Через много лет мне кажется, что я могу понять всех, кроме убийц детей, кроме насильников. Написав о жене бургомистра, прожив ее жизнь еще раз, я поняла и ее. Мне тяжело от этого понимания, и я благодарна всем, кто прочитал.
Спасибо, что разделили это знание со мной.

“Бургомистрова жена":
http://stihi.ru/2013/01/17/2626


Рецензии
Здравствуйте, Галина! Поэма о жене Бургомистра мне очень понравилась,
написана искренним, думающим и очень чувствующим, к тому же, талантливым автором.
Хорошо, что эта тема (тема Холокоста) всё ещё тревожит, занимает, трогает
авторов и читателей. Покончившая собой немецкая пара, конечно, достойна описания: они не выдержали шока, узнав о том, что творили у них под боком люди одного с
ними круга, одной с ними веры, почувствовали себя причастными к этому. Их взяла за горло её величество СОВЕСТЬ. Насчёт жестокости Эйзенхаура, не верьте, это -
фрагменты всё той же развёрнутой антиамериканской пропаганды. Военопленные,
попавшие к американцам, провели в плену сытно и тепло несколько месяцев и вернулись ДОМОЙ. Попавшие к советским - погибли от голода, холода и каторжных работ, никто
из них домой не вернулся. Да, можно посочувствовать жене бургомистра, она в хорошем платье пошла убирать труппы и добровольно рассталась с жизнью в своей собственной квартире. Все мы не вечны, все расстаются с жизнью рано или поздно.
Она выбрала для себя момен и место. Душа болит за тех, кого замучили, жгли,
топили, закапывали живьём... Я понимаю эту пару. И понимаю Эйзенхаурера, он хотел,
(после всего,что открылось его глазам и охватившего его ужаса)чтоб чистенькие немки, которые боготворили Гитлера, прикоснулись к ЭТОМУ и пожет быть что-то поняли,
почувствовали... Извините за длинный отклик. Тема-то неисчерпаема.
Если будет время и желание, тема войны и евреев:
http://www.stihi.ru/2014/04/25/5913 http://www.stihi.ru/2013/07/21/122
и тема российской пропаганды: http://www.stihi.ru/2014/09/07/1627
Удачи Вам, доргая Галина, тепла и вдохновения.

Радмила Островская   17.05.2015 06:22     Заявить о нарушении
Спасибо, обязательно загляну! Благодарю вас за интерес

Галина Иззьер   18.05.2015 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.