Епископ Одо и раб

- Остановись, мальчик, - сказал епископ.
- Да, мой господин, - ответил маленький раб.
- Могу я поговорить с тобой, - спросил старый Одо.
- Вы – мой повелитель, вам и распоряжаться моей волей, - покорно ответил мальчик.
- Каково быть в теле раба? – задал вопрос епископ.
- Тяжело, - вымолвил раб.
- Хочешь облегчить свою участь? – поинтересовался Одо.
- Да, конечно, мой господин, - с надеждой в голосе сказал закрепощённый малыш.
- Зачем? – спросил, с выражением скорби в глазах, епископ.
- Чтобы быть свободным, самому распоряжаться своей волей, - твёрдо сказал бойкий парень.
- Своей волей, - повторил за мальчиком старик. – Тут, мой друг, не всё так просто. Во-первых, важно знать, зачем тебе распоряжаться собственной волей. Во-вторых, задумайся, насколько ты лишён воли в данный момент? В конце концов, ответь, для чего человеку вообще нужна собственная воля?
Раб задумался. Через минуту он ответил:
- Воля нужна человеку, чтобы он мог ей правильно распорядиться. Направить её на добро.
- Прекрасный ответ, - восхитился епископ. – Но скажи мне: имеет ли смысл делать добро, если ты зависишь от другого человека?
- Точнее… должен ли раб следовать приказам господина? – уточнил мальчик. - Если господин велел ему побить собаку, то раб... знаете, мой господин… это все сложно... я не могу на это ответить.
- Я имею в виду, волен ли раб выбирать? – помог парню старик. - Или приказ господина для него неукоснителен?
- Если подумать... раб должен следовать приказам хозяина, ибо он его раб... но раб может быть добрым, даже если его хозяин злой, - пришёл к выводу маленький раб.
- Выходит, ты волен выбирать? – спросил епископ.
- Выходит, что так…
- А что есть свобода, как не свобода выбора и полнота действий? – добавил Одо.
- Всё это так, мой господин. Вот только полноты действий я как раз лишён.
- Пойми, - сказал епископ, - все свои действия ты должен направлять на добро. В этом основная полнота действий. Всё остальное – бездействие и зло. А теперь скажи мне, покорность и смирение – добродетель или нет?
- Сказано, что так, - ответствовал раб.
- Вот и выходит, - заявил старый священник, - что ты свободен.
- Но я, раб, коснею в трудах, - смело сказал мальчик, - а вы, пользуясь плодами моего труда, отдыхаете.
- Разве зависть – это атрибут свободы? – спросил епископ.
- Нет, - промолвил парень. – Но вы ответьте, раз уж сами попросили говорить откровенно.
- Хорошо, - согласился Одо. – Без вас, рабов, мы давно бы погибли, так как неприспособленны и не обучены тем навыкам, которыми владеете вы. Поэтому, можно сказать, что и мы – всего лишь ваши рабы. Но это ещё не всё. Подумай-ка, что будет, если я тебя сейчас отпущу? В нашем мире, в нашем времени очень опасно быть свободным. За каждым углом стоит убийца, грабитель, работорговец. Кроме этого, не имея работы, как ты добудешь себе хлеб? А болезни? Они то и дело кружат по свету. Но, знаешь, я готов прямо сейчас сломать твой рабский ошейник и дать тебе вольную. Если ты попросишь. Но взвесь всё сам. И скажи, нужна ли тебе такая свобода?
- Вероятно, нет, - угрюмо ответил мальчик.
- Ты меня понял, - сказал епископ. – Когда подрастёшь, если поймёшь, что такое свобода, я сделаю тебя своим приемником.
Сказав эти слова, старый Одо повернулся к мальчику спиной и направился в свою сторону. Но он не сделал и двух шагов, потому что упал замертво, пронзённый детским перочинным ножом.


Рецензии
Аркадий, твой рассказ задел за живое .
Сильно написано .
Глубокий смысл вложен в этот рассказ .
--------------------------------------
С сердечностью и теплотой души,

Хельга Ястреб   01.05.2014 10:30     Заявить о нарушении
СпасиБо! Я всё же вижу ущербным это произведение.

Аркадий Фомин   26.06.2014 11:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.