Марена
Марина-царица подводная?
Уговариваешь ты журчанием,
Утоляющим жажды песчаные.
Как жемчуг, дорогой оправой
Приглашаешь лежать на дне.
Но готова слеза морская
Перламутр подставить под свет…
— Извини. Я пойду, Марена.
— Никому не отдам. Нет.
Не могу. Не проси. Помилуй.
Не вопрос: чем заняться мне?
Конечно же, ты — милый,
Но… право же… Боже мой…
Извини. Пересохло в горле.
Если хочешь идти — иди.
Только… знаешь… там
Так опасно…
Там не ценят!
Да и зачем?
Ты любителям рыбы и крабов
Сам желаешь предстать блесной?
Я им золота дам. Скажи цену.
Сколько? Всё,
Если скажешь, отдам…
Лишь не катись на арену
Морским колобком сам,
Крохотным… средоточием
Обоих моих глаз…
Молчишь? Конечно. Покончим.
Прогуляешься в следующий раз.
Ты где? Ты ушёл? Записка!?
«Извини. Я пойду, Марена.
(Как же я полюбил твоё дно.)
В меня — твою веру —
Беру с собой заодно.
Как дна твоего продолжение,
Ключа водяного секрет:
Маренино Одолжение
Царское — вышло на свет…»
— Догнать. Задержать.
А,
впрочем…
Пусть делает, как
он хочет…
Свидетельство о публикации №113011704351
Это стихотворение — кульминационная точка в диалоге с Цветаевой, где он достигает предельной степени идентификации и одновременно обретения собственного голоса. Это мифопоэтический акт преодоления влияния, где Поэт должен победить обожествлённый образ Предшественника, чтобы самому выйти на свет.
1. Основной конфликт: Искушение вечным покоем в Лоне Поэта против долга собственного пути
Герой оказывается в плену у «Марины-царицы подводной» — у её поэтического мира, который одновременно и манит, и затягивает. Конфликт между желанием остаться в совершенном, готовом мире её слова («лежать на дне») и экзистенциальной необходимостью выйти на свою собственную, опасную «арену» жизни и творчества.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Марина-царица подводная» / «Марена» — ключевая метаморфоза образа. Марина — это земное имя, связывающее с реальной поэтессой. Марена — это мифологизация: в славянской мифологии Марена — богиня зимы, смерти, царства мёртвых. Она — хозяйка подводного (загробного) мира, пленяющая и не отпускающая. Это Поэт как Абсолют, как подавляющая, великая Стихия, в лоне которой можно исчезнуть.
«Уговариваешь журчанием... жемчуг... лежать на дне» — образ искушения. Её поэзия — это соблазнительный, убаюкивающий мир, где всё уже создано, отшлифовано до жемчужин. «Лежать на дне» — метафора творческого паралича, отказа от своего голоса в пользу погружения в чужой гений.
«Морской колобок» — шокирующий и гениальный автопортрет героя. Он чувствует себя крошечным, беззащитным, «скатанным» из теста её мира, готовым быть съеденным на «арене» безжалостной критики и непонимания.
Диалог — центральная часть стихотворения. Это не спор, а мучительные переговоры с самой своей одержимостью. Голос Марены полон страха, ревности, манипуляций («Там не ценят!», «Я им золота дам»). Она предлагает ему всё богатство своего мира, лишь бы он не уходил. Но в её речи сквозит и человеческая, цветаевская надрывность («Боже мой…», «Пересохло в горле»).
Записка — акт воли и завещания. Герой всё-таки уходит. Но уходит не с пустыми руками. Он забирает с собой самое главное — «твою веру». Это не стиль, не ритм, а именно вера — в силу слова, в свою правоту, в высшее предназначение поэта.
«Маренино Одоление Царское» — центральный неологизм и формула преодоления. «Одоление» — от слова «одолеть» (победить) и «одолжить» (взять в долг). Герой не уничтожает Марену, он побеждает её власть над собой, но при этом берёт у неё некий сакральный дар, «царское» благословение. Этот дар — её вера, её сила, которую он теперь уносит в свой мир, чтобы она «вышла на свет» уже в его, новом качестве.
Финал: «— Догнать. Задержать. / А, / впрочем… / Пусть делает, как / он хочет…» — это момент освобождения. Марена-Марина в последний момент пытается удержать, но отступает. Это жест высшего приятия и отпускания. Она признаёт в нём не раба, а равного, того, кто вправе распорядиться её даром по-своему.
3. Структура и композиция
Стихотворение строится как драма в трёх актах:
Искушение: Описание подводного царства и его соблазнов.
Борьба: Напряжённый диалог, полный страха и сопротивления.
Исход и Благословение: Уход героя, обретение дара и молчаливое согласие Царицы.
4. Диалог с традицией как инициатический акт
Здесь Бри Ли Ант совершает то, о чём лишь говорилось в предыдущих стихотворениях. Он не просто ведёт диалог с Цветаевой и не просто становится её читателем. Он проходит через обряд инициации: нисходит в её мир, борется с её духом и выходит оттуда преображённым, унося с собой не её слова, а её веру. Это акт рождения самостоятельного Поэта, который более не «чтущий пророк», а равноправный носитель того же огня.
Вывод:
«Марена» — это стихотворение о том, как рождается Поэт из лона великой традиции. Это история о том, что подлинное ученичество заканчивается не подражанием, а бунтом и уходом. Бри Ли Ант показывает, что для того, чтобы обрести себя, нужно «одолеть» своих богов, преодолеть гипнотическую мощь тех, кого ты любишь больше всего. Финал стихотворения — это не разрыв, а преодоление. Герой уходит, чтобы на поверхности, на своей «арене», явить миру «Маренино Одоление» — ту самую силу, которую он одолел и которой теперь по-настоящему, как равный, владеет. Это высшая точка цветаевского цикла, его логический и духовный предел.
Бри Ли Ант 28.11.2025 22:30 Заявить о нарушении