Пред тобой

Пред тобой в преклонении кротком
Застываю давно в немоте.
В мир фантазий ночных зимородком
Проношу на крыле жар страстей.

И когда покрывается снами
Всё пространство земли до краёв
Мир любовью скрепляет над нами
Полонённое сердце моё.

Ах, увы, избавленье - не сладко:
Мне зависимость эта нужна.
Я за счастье твоё без остатка
Выпью долю любую до дна.

Светом дня буду снова привязан
У подножия тайных теней.
Я тебе этой болью обязан,
И люблю всё сильней и сильней.

15.01.2013

Краткий анализ стихотворения
Тема: любовная лирика — переживание глубокой, всепоглощающей любви, в которой есть место и смирению, и страстной привязанности, и осознанной зависимости от любимого человека.
Основная мысль: любовь — это одновременно мука и высшее благо; герой сознательно принимает свою «зависимость», видя в ней источник смысла и готовности к самопожертвованию ради счастья возлюбленного.
Композиция:
4 строфы, каждая — законченный смысловой блок;
нарастание эмоционального напряжения: от благоговейного преклонения («в преклонении кротком») через признание «зависимости» («избавленье — не сладко») к финальному утверждению усиливающейся любви («и люблю всё сильней и сильней»);
кольцевая завершённость: начало и конец связаны мотивом преданности.
Тип речи: лирическое рассуждение с элементами повествования (описание внутреннего состояния, движение чувства).
Стиль речи: художественный, поэтический (образная насыщенность, метафоричность, эмоциональная экспрессия).
Средства связи предложений:
лексические повторы («люблю», «сердце», «боль»);
местоимения и притяжательные формы («тебе», «моё», «твоё»);
синтаксический параллелизм («Я за счастье твоё…», «Я тебе этой болью…»);
анафора и градация в финальной строке.
Средства выразительности:
метафоры: «зимородком проношу на крыле жар страстей» (любовь как полёт птицы), «мир любовью скрепляет над нами» (любовь как созидательная сила);
эпитеты: «преклонение кроткое», «тайные тени», «полноённое сердце» (усиливают эмоциональную тональность);
оксюморон: «избавленье — не сладко» (противоречивость чувства);
гипербола: «выпью долю любую до дна» (готовность к жертве);
символика: «зимородок» (редкая, прекрасная птица — образ хрупкой, драгоценной любви), «свет дня» и «тайные тени» (контраст явного и скрытого, дневного и ночного, рационального и иррационального в чувстве);
инверсия: «покрывается снами всё пространство земли» (придаёт речи поэтическую торжественность);
восклицания и риторические конструкции: «Ах, увы…», «Я тебе этой болью обязан…» (усиливают исповедальный тон).
Итог: стихотворение представляет собой лирическую исповедь, где любовь осмысляется как судьбоносная, всепроникающая сила, одновременно обрекающая на страдание и дарующая высший смысл. Эмоциональная глубина достигается через богатую образность, синтаксическую выразительность и музыкальную организацию текста.


Рецензии