Теневой рисунок

ТЕНЕВОЙ РИСУНОК

1.
Сумерки входят в жилище,
словно приют свой ищут
от городских огней
полчищами теней.
В комнате свет и темень
множат контрастом тени,
тянущиеся от вещей,
вышедших из плоскостей.

2.
Тень сохраняет верность
предмету, пока трехмерность
свою сохраняет он,
зримый со всех сторон.
Пока не исчезнет в тлене,
его окружают тени –
как двойник и второе «я»
параллельного бытия.

3.
Или миров ушедших,
бывших мужчин и женщин,
бывших от их двора
утвари и добра.
Тени ложатся косо,
так искажая позы,
что могут и сам предмет
собою свести на нет.

4.
Движущиеся тени –
точности и искажений
вечные мастера.
Ваша пришла пора.
Тени плывут по полу,
полуреальны и полу-
сущие – как ни тронь,
не ощутит ладонь.

5.
Тени плывут по обоям,
по часам с гитарным боем,
по гитаре самой, на гвозде
висящей, и дальше везде,
где только доступны взгляду
могут быть, или рядом,
меня задевая чуть-чуть,
ложатся, не дав уснуть.

6.
Тени плывут вдоль стенок.
У них есть своя система,
как до конца пути
дойти и вмиг отползти,
чтоб вновь по торцам оконным
тянулся звериный контур,
подрагивал и обмирал,
касаясь краев одеял

7.
и наволочек подушек.
Подобно умершим душам,
которые только и ждут,
чтоб вновь появиться тут,
друг с другом шепчась и ссорясь,
вскармливая бессонниц
моих усталых ресниц,
как в клетке домашних птиц.

8.
Тени, сплошные тени.
Времени и старенья
не знающие, они
всюду, куда ни взгляни.
В закрытом ночном пространстве
рассказывают про страсти
тех, кто обрел покой,
соединясь с землей.

9.
В пластике линий, пятен –
шум карнавальных платьев,
контуры спин, волос,
спицы лихих колес,
взлеты копыт лошадиных,
свечи, шпаги, картины,
перья роскошных шляп
и строгий лакей-арап.

10.
Усы, парики, камзолы,
кальяновый дым тяжелый,
трости узорной взмах,
ларец золотой в руках,
вычурность очертаний
пышной лепнины зданий,
колонны и своды дворцов,
павших, в конце концов.

11.
Как в них пустившие корни,
хозяева пали и дворня,
и свора холеных собак,
и ворон, крадущий злак.
Как все в поднебесном, Господнем,
ранним днем или поздним
падет навеки затем,
чтоб превратиться в тень.

12.
Но все эти тени, эти
тянущиеся сквозь столетья,
в мире живут моем,
в комнатном, теплом, ночном.
Сумерки стали тьмою,
и тому, что пока есть мною,
суждено когда-нибудь пасть,
с ними соединясь.


1992


Рецензии
Здравствуйте,Николай!
Это стихотворение для меня схоже с заговором:читаешь,и потихоньку
перестаёт беспокоить то,что ещё недавно болело.
Спасибо Вам за волшебный рисунок,который оживает и не отпускает
своей мелодичностью.
Когда дом-это не просто крыша над головой,а родовое гнездо,
то все,кто жил в нём,оставляют после себя память.
Как будто стены и предметы впитывают в себя их дух,а потом-отдают.
С благодарностью и радостью,что я нахожу у Вас такие стихи.

Лидия Романчук   06.03.2019 12:54     Заявить о нарушении
Этот стишок, дорогая Лидия, некоторым образом мистический. Но в хорошем, скажу с усмешкой, понимании этого слова. В нем не люди, а тени. Тени прошедших времен и эпох. И предметы комнаты имеют значение не сами по себе, а со всеми тенями прошлого, которые стоят за этими предметами.

Если нас экзистенциально окружает лишь одна реальность, она может обеднять или даже разрушать саму жизнь, а еще превращать людей в социофобов, социопатов и мизантропов. Если за всем, окружающим нас, мы видим всё богатство прошлого, всю историю, частью которой и сами являемся, то это расширяет мировосприятие, духовно обогащает нас и придает смысл тому, что в реальности может казаться бесполезным и бессмысленным.

Не знаю, удалось ли мне пояснить замысел, который закладывал в написанное. Но дело в нем обстоит вот как-то так.

Лидия, спасибо, что читаете и отзываетесь на прочитанное. С уважением,

Николай Левитов   07.03.2019 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.