Сорок первый

http://www.proza.ru/2009/11/08/325

Я тоже так подумал. Даже усомнился- в тот ли зал попал- в кинотеатре было 3 зала, где
демонстрировались разные фильмы. Хотел уже выйти, но вскоре сюжет так захватил, что оставался сидеть, когда все наперегонки устремились к выходу после просмотра.
Кто видел этот фильм, или читал драму Б.Лавренёва, поняли о чём речь. Кто нет- рекомендую просмотреть этот старый, уже, фильм( я смотрел его в 1957, в 20-летнем возрасте и, разумеется, восприятие его было адекватно возрасту), или прочесть книгу
http://book-read.ru/libbook_100559.html
Пересказывать сюжет не имеет смысла, т.к. это надо читать и видеть.
Скажу лишь, что долго ещё находился под впечатлением фильма, а главное, не мог понять,
что именно меня так в нём затронуло. Видел столько фильмов о войне(как всех мальчишек,
в отличие от тех, что с косичками) эта тема занимала ведущее место. А 41-й - совершенно
о ином, хотя тоже о войне, правда, гражданской. "Да, рано заниматься любовью- вы здесь
 наворотите"- в устах белогвардейца это звучало так двойственно, непривычно...
Но в чём суть, как можно в нескольких словах выразить, как нас учили в школе -"идейное
содержание произведения". Вот, например, у Пушкина- всё ясно. "Пора пришла- она влюбилась
У меня, значит, пора ещё не пришла(первый раз поцеловал в 18 и ощутил скорее потрясение
неожиданности, чем удовольствие). Так же всё ясно с сумрачным гением Лермонтовым, сопоста
вимым по возрасту. Нас учили анализировать, отличать причину от повода, препарировать,
находя "идейный смысл". Ответ, как ни странно, я узнал из совершенно иного источника,
когда несколько месяцев спустя, в Курске, куда попал по распределению по окончанию
строительного техникума, после работы читал в парке газеты в застеклённых стендах.
"На днях, в Израиле с успехом прошёл советский цветной кинофильм "Сорок первый".
Зрители тепло встретили фильм, где так ярко и драматично выражена тема борьбы между
любовью и ЧУВСТВОМ ДОЛГА". И сразу всё стало ясно и встало на свои места в разрезе
патриотизма и "социалистического реализма"...


Рецензии