Любилейное

     Звонит мне кума моя Татьяна. Лючика, говорит радостно, мы опять харьковские дураки! Пиши, говорит, Любовь Лаврентьевне поздравление, а то мы всем классом к ней на юбилей идём!
     «Харьковский дурак» – это такие кодовые слова у нас для обозначения заказа на изготовления виршей «по случаю». Не за так, а за какое-никакое вознаграждение.
     Образ перетёк в нашу жизнь из любимой нами книжки Валентина Катаева «Алмазный мой венец». Сюжетец там был такой, про расторопного молодого интенданта территориальных войск, делающего «карьеру души общества» необременительным способом: ловко преподнося в нужный момент начальству как бы свои как бы экспромты. Которые «симпатичный пройдоха» заказывал не кому-нибудь, а Катаеву и Олеше, которые чуть не с голоду подыхали в Харькове, ещё не очухавшемся от гражданской войны.
     Ну вот. Я хоть и не Катаев с Олешей, но тоже литературный раб, потому что пишу для всех своих друзей, приятелей и знакомых – с их друзьями, приятелями и знакомыми. Не все, конечно, делают на моих стишатах карьеру, но ничьей карьере они не навредили, факт. Иногда мне платят. Вот Таня и ввела в обиход выражение «харьковский дурак», чтобы долго не объясняться. Сразу же понятно, что к чему.
     Пишу я всё подряд: поздравительные дурки, памятные «адреса», свадебные тосты... Песенки, речёвки, кричалки, рекламные слоганы… Могу и девиз на герб измыслить, если что. Это аристократам на заметку. Вдруг начну с голоду помирать?
     «Люд, – орёт, значит, Танька, – надо, как всегда, вчера, так что давай! Подарок мы купили уже, но не переться же с голым подарком! Слова надо! С нас, естественно, причитается! А читать Малахов будет! Он красавец, ты же знаешь!»
     …Ага, ага. Они с красавцем идут, а я сиди тут, пиши... Но Танча, уловив мои колебания, приводит железобетонный аргумент: «Ромке с Майкой ещё в институт поступать! А кто их по математике лучше Любочки подготовит?»
     Ну и кто после этого устоит?..
     Про Любочку я и так много чего знала – она была классной в Татьянином классе, и они её обожали. Бесперечь цитировали, хотя школу закончили не вчера. Все эти Любочкины «сотри – никто не видел», «ну, озвучь своё выступление» и «о небесных галушках мечтаешь?» я будто своими ушами слышала сто раз. Если бы у меня была такая математичка, я бы не оборачивала учебник алгебры чёрной бумагой из дядькиного рентгенкабинета и не клеила бы на обложку череп с костями…
     Везёт же людям! Маленькая, круглая, добрая… Гениальный учитель! Все в её классах знали математику! Все! Никого не унижали, не гнобили – Любочка определяла границы способностей каждого и, стремясь их расширить, распределяла учеников по группам: сильные, средние, слабые. Задания в группах соответствовали не только требованиям школьной программы, но и возможностям учеников. Поэтому «пятёрки» и «тройки» в каждой группе были свои, всегда заслуженные честным трудом. И она учила думать! Учила мыслить нестандартно!
     …Наша математичка была злобной кикиморой – губы в ниточку, сухопарая, ядовитая… Мы её боялись. Способные к точным наукам дети скучали и отвыкали радоваться открытиям – какие уж тут открытия, если думать не над чем? А не очень способные тряслись: хоть бы не вызвали, хоть бы пронесло! И приобретали не знания, а комплексы… Эх, да что говорить!
     …Я полезла в словари за специальными терминами – надо же как-то оматематичить поздравлялку-то? Накопала, давай тасовать… Выходило как-то безразмерно, и первые четыре строфы были, в конце концов, отвергнуты.
      …Но прибежавшие ввечеру Танька с Малаховым захапали всё, вместе с черновыми вариантами: «Пригодится!» Поэтому привожу «произведение» непричёсанным, каким оно было в той спешке сделано и сдано. И за которое я получила… роскошное платье из кружевного трикотажа, только что прибывшее из городу Парижу с выставки и снятое прямо с расстроенной манекенщицы. Ишь, глаз на него положила! Но моя кума, которая художник по трикотажу, с манекенщицами церемониться не склонна. И потом. Кто трусы ребятам шьёт? Уж конечно, не пилот! В смысле, кто стих-то соорудил?)))

                ЛЮБИЛЕЙНОЕ

                ЛЮБОЧКЕ, Захаровой Любови Лаврентьевне,
                учителю математики школы № 18 города Омска, посвящается

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Пока Учитель – слава Богу! –
Не вывел нас на верный путь.

Математика – даже дискретная! –
Есть наука совсем не секретная.
Если к Любочке в класс попадёшь,
То хоть что-то, но всё же поймёшь.

Если интегральных исчислений,
Дифференциальных уравнений
Без неё ты не сумел объять,
Это только значит – ты не гений.
Можешь не бояться: ты – не гений!
Просто будешь знать предмет на «пять»!

Если пищу дать уму,
Станет ясно, что к чему:
Что анализ-то функциональный
Нам понятней, чем Кодекс моральный,
И что врут, будто очень противная
Геометрия проективная…

...И мне без математики прожить
Нельзя! Не вру! Кончайте корчить рожи…
Я помню, что отнять и поделить
Надёжней, чем сложить или умножить.

Экстремумом по горло сыт в быту
(Я к крайностям привык, они мне ближе),
Ведь я зарплату-минимум – и ту
По максимуму месяцев не вижу.

А с радикалом всё-таки дружу –
Я корни извлекаю… в огороде…
Любовный треугольник нахожу
Приятней пирамид (подлец Мавроди!)

А матанализ… Нынче утром мат
Такой слыхал!.. Теперь анализирую:
Кого в виду имели? Всех подряд?
Или?.. Но лично я – не рефлексирую!

Мечтаю о небесных я галушках!
(Хотя почти совсем большой я стал).
Царевну не оставлю я в лягушках –
Да, я – Дурак! (Но не анацефал).

Я ухо к носу быстренько прикину
(Что-что, а уж считать умеем мы!):
Мне большую подайте половину!
(Вот так смятенье вносится в умы…)

Любовь Лаврентьевне – салют! виват! ура!
Банзай! Вы научили нас учиться!
Выходим потихоньку в мастера,
И всё официальней наши лица.

Смотрите: Ваши мы ученики:
Художники, банкиры, бизнесмены,
Директора и налоговики,
Любившие Большие Перемены…

Вы, громоздя пред нами формул горы,
В нас видели – о, радость! – не ослов –
Евклидов, еврипидов, пифагоров, –
Грядущих потрясателей основ.

И пусть я оступался – путь негладок –
Я средство от ошибок применял:
«Сотри – никто не видел!» – и порядок!
Я школьный свой задор не растерял!

Каникул в школе жизни, точно, нету,
И я «своё озвучить выступленье» –
Пусть курам на смех, на потеху свету –
Всегда готов! Да здравствует УЧЕНЬЕ!


 


Рецензии
Здорово)
А я вот, когда читала этот эпизод еще впервые, подумала:"И какого черта я до сих пор пишу просто так? Хоть бы чем-то брала..." И посмеялась)
Наверное, у всех у нас богатейший опыт написания вот такой "заказухи"...

Мари Полякова   11.11.2019 17:53     Заявить о нарушении
Борзыми щенками!)))
Да, приятно, когда хоть как-то расплачиваются, факт!))
Спасибо, Мари!

Фили-Грань   11.11.2019 18:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.