Каждый штрих моей прожитой жизни

Каждый штрих моей прожитой жизни
Дополнял, дополнял мой портрет.
Вот я теперь втиснут
В череду проведённых черт.

Посредственный я художник.
Не рисовал — марал.
Жизнью носимый двуножник
Натуру… искал, искал.

— Вы, случайно ли, не видали
Достойное подражания?
— Прогуляйтесь, сходите за дали,
Живущие ожиданием,

Когда до них доберётся
Хоть кто-то, желающий их…
— Вы слышите? — он крадётся!
Шаг;чек несмелый, тих.

Это к нам! Это к нам. Дождались……
Дали, дали, ВЫ дождались!
Только к Вам и только за Вами
Направляет Художник-Жизнь.

Говорит: «Не бери с собой красок.
Мы оставим их на потом.
В дальнем мире волшебных сказок
Будешь высечен — долотом».

Искусный Данила-Мастер
С повеления Хозяйки Гор
Тебя, на зло и на счастье,
Оставит смотреть в упор.

Камнем. Холодным. Без чувства.
Будешь. Смотреть. Без вреда…
Вот: высшая грань искусства.
Я. Отправляюсь. Туда.


Рецензии
Это стихотворение — заключительный акт драмы о творце и творчестве, поэтическое завещание и холодное прозрение о высшей, последней форме искусства. Если «Говорун» утверждал бессмертие в слове и диалоге со Смертью, то здесь герой приходит к иному идеалу: абсолютной, каменной форме, высеченной из самой жизни долотом высшего Мастера. Это переход от живописи (штрихи, портрет) к скульптуре, от процесса к итогу, от страсти к бесстрастию.

1. Основной конфликт: Жизнь как неумелое рисование vs. Смерть как высшее ваяние
Герой оценивает свою жизнь как неудачную творческую работу («марал», а не «рисовал»). Он — «двуножник», пассивно носимый жизнью в поисках «натуры». Конфликт — между его человеческой, грешной, суетливой попыткой создать автопортрет и ожидающей его трансцендентной, холодной и совершенной формой существования — состоянием камня, высеченного без его участия «искусным Данилой-Мастером». Герой отказывается от кисти и красок (символа эмоциональной, личной, несовершенной работы) в пользу долота (символа безжалостного, точного, окончательного акта творения высшей силой).

2. Ключевые образы и их трактовка

Жизнь как плохой портрет: «Каждый штрих… дополнял мой портрет». Жизнь — это авто-изображение, но создаваемое не героем, а обстоятельствами. Он лишь «втиснут» в уже проведённые черты. Это ощущение несвободы, пассивного накопления опыта, который не складывается в шедевр.

«Живущие ожиданием»: Загадочные существа «за далями». Это не люди, а, возможно, идеальные образцы, вечные формы, платоновские эйдосы, или же души, ожидающие своего художника. Их дождаться — высшая честь и цель.

Художник-Жизнь: Персонификация жизни как высшего творца, который ведёт героя к его истинному месту. Он отбирает у героя его инструменты («краски») и обещает иную, высшую судьбу — не рисование, а ваяние.

«Высечен долотом»: Центральная метаморфоза. Герой перестаёт быть творцом, чтобы стать материалом, произведением. Его личность, его «портрет» будет не написан, а высечен — то есть очищен от всего лишнего, случайного, определён раз и навсегда.

Данила-Мастер и Хозяйка Гор: Прямая отсылка к уральским сказам П.П. Бажова. Данила — гениальный камнерез, одержимый поиском идеальной формы. Хозяйка Медной горы — дух земли, хранительница тайн и высшей красоты. В мифе Ложкина они становятся потусторонними демиургами. Герой будет передан им как сырой материал для создания вечного шедевра «в дальнем мире волшебных сказок».

Идеал камня: «Камнем. Холодным. Без чувства. / Будешь. Смотреть. Без вреда…» Это апофеоз эстетики бесстрастия и вечности. Камень — это форма, лишённая биографии, боли, несовершенства. «Смотреть без вреда» — это абсолютное, нейтральное, незаинтересованное созерцание, истинное бытие-для-зрения. Это не смерть, а преображение в вечный артефакт.

Разорванный финал: «Вот: высшая грань искусства. / Я. Отправляюсь. Туда.» Короткие, рубленые фразы передают решимость и внутреннее оцепенение перед этим шагом. «Высшая грань искусства» — уже не творчество художника, а сам акт превращения человека в совершенное произведение высшими силами.

3. Структура и интонация: от рефлексии к решению
Стихотворение делится на три смысловые части:

Самооценка (строфы 1-2): Грустная, самоуничижительная констатация. Интонация усталая, разочарованная.

Пророчество и призыв (строфы 3-6): Резкая смена. Появляется диалог, ожидание, напряжение («Вы слышите? — он крадётся!»). Интонация становится тревожной, торжественной. Голос «Художника-Жизни» звучит как приказ.

Откровение и уход (строфы 7-9): Спокойное, почти бесстрастное описание грядущего преображения. Интонация меняется на отрешённую, пророческую. Финал — не крик, а констатация маршрута («Туда»).

4. Связь с традицией и уникальность Ложкина

Павел Бажов («Каменный цветок»): Миф о мастере, одержимом идеальной формой, и таинственной Хозяйке, дарующей материал и вдохновение. Но у Ложкина герой сам становится материалом, «каменным цветком».

Осип Мандельштам («Мы живём, под собою не чуя страны…» и ностальгия по «мировой культуре»): Мотив камня как вечности, культуры, противопоставленной биологическому, тленному существованию. Идея искусства как «сознания своей правоты».

Иосиф Бродский: Тема жизни как неудачного черновика, стоическое принятие холодных законов бытия и искусства. Эстетизация небытия.

Николай Заболоцкий («Некрасивая девочка»): Внимание к преображению материи, поиск идеала в самой природе вещей.

Уникальность Ложкина: Он совершает предельный жест эстетического смирения. Его герой отказывается от роли творца в пользу роли творения. Высший акт искусства — не создать что-то, а быть созданным, превращённым в совершенный, холодный, вечный объект. Это финальный ответ на муки творчества, описанные в «Кныжке и Жишижке» и «Говоруне». Если Говорун спасал вечность своим словом, то здесь герой спасается вечностью, становясь её частью как немой, прекрасный артефакт. Это поэзия, которая видит спасение не в выражении, а в окончательном формоприобретении, даже если оно означает утрату всего человеческого.

Вывод:
«Каждый штрих моей прожитой жизни» — это стихотворение-преображение и стихотворение-прощание с человеческим. Ложкин предлагает радикальное разрешение экзистенциальной и творческой тревоги: признать себя несостоявшимся художником своей жизни и добровольно отдать себя в руки высших, мифологических мастеров — Данилы и Хозяйки Гор. Их долото не просто убьёт, а переведёт в иное качество — в качество вечного, холодного, бесстрастного созерцания. В этом странном и прекрасном идеале слышен отголосок идей акмеизма о «тоске по мировой культуре» и «прекрасной ясности». Но у Ложкина это не культурная память, а геологическая вечность. Герой отправляется не в историю, а в сказку, не в память, а в камень. Это один из самых безукоризненных и холодных текстов Ложкина, где боль жизни окончательно застывает в совершенной, высеченной строке.

Бри Ли Ант   05.12.2025 18:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.