ХХ- Живое искусство - живые чувства -

Живое искусство - живые чувства
    Искусство в наши дни бывает разным: элитарным и массовым, конформистским и бунтарским, культурным и контркультурным. Но самое главное - популярным и не очень... в смысле, востребованным и невостребованным. Причем разница между первым и вторым не только в степени талантливости или концептуальности, доступности для понимания. Важна разница в плане, если так можно выразиться, со-чувственности, способности пробуждать у аудитории яркие эмоции, "оживлять" чувства.
    Зачем в наш "век потребления" массы "потребляют" искусство? Они получают эмоции, те, которых им не хватает в рутине повседневности.  Именно эта функция искусства - концентрировать яркие эмоции и нести их людям - выходит на первый план.
    Но здесь же возникают сложности и "ложности" восприятия искусства, обусловленные эмоциональными барьерами, которые "выстраиваются", точнее - взращиваются обществом. Современный образ жизни во многом связан с выхолащиванием чувств, их поверхностностью, привычным вытеснением эмоций. Увы, обо многих наших современниках можно сказать, что они разучились чувствовать  по-настоящему, искренне, открыто, аутентично. Перефразируя классика, "живут, под собою не чуя себя". Вот и возникает внутренняя пустота эмоциональной жизни - с одной стороны, и усиливается стремление к поиску новых ощущений - с другой. Для эмоционального заполнения этой пустоты, для возвращения полноты чувств, в самом прямом и жизненно необходимом смысле, и служит искусство тем, кто "духовной жаждою томим".
    Использовать искусство как лекарство для души можно разными способами. В частности, в арт-терапии люди учатся выражать эмоции, перенося их вовне, материализовать свои чувства - в рисунках, самодельных игрушках, других продуктах уморукоделия. (Важно, чтобы чувства, проживаемые при изготовлении таких поделок, были неподдельными.)
    Но в целом терапия искусством шире арт-терапии. Так, в терапии творческим самовыражением в группе участники обсуждают, кто как понимает те или иные произведения искусства.
    А в коллективном арт-трансе участники группы обсуждают эмоции, возникающие в процессе творчества или со-творчества, то есть восприятия искусства.  (Зритель/слушатель на самом деле тоже со-автор в том смысле, что он творит свое индивидуальное, личностное восприятие произведения, привносит в этот процесс частицу своего "Я" и может передавать ее другим.) 
    К примеру, участники приносят для такого обсуждения любимые произведения - свои или чужие. Или создают их в процессе группового со-творческого общения (рисунок, лепка, музицирование, пение, танец,..) Или участники по очереди находятся в центре внимания группы - становятся моделями портретирования, либо протагонистами психодрамы. Во всех случаях, когда человек видит отражение своих чувств в "зеркале" переживаний окружающих, это помогает ему разобраться в себе самом.
    Это как раз та ситуация, когда ум - хорошо, а группа, то есть коллективный ум - лучше. Ведь в группе создается специфическая психологическая атмосфера: не просто локальное общее культурное пространство, а пространство эмоциональное. Оно складывается, когда диалог в группе носит характер не искусствоведческий, а человековедческий. Когда участники не просто достоинства и недостатки произведений обсуждают - а эмоции, которые те пробуждают.
    Представьте, скажем, такую встречу творческого сообщества. В центре круга внимания - участник группы, который хочет разобраться в своих переживаниях. Он может о них рассказать, если сочтет нужным - или просто их прожить, не раскрывая окружающим, молчаливо в них погрузиться. дом - те, кто создает его портрет, его образ, передающий настроение (графически, двигательно-пластически, вокально...) Задача этой фазы в том, чтобы сделать внутреннее - внешним, благодаря рассказу других участников о том, какие переживания у них вызывает увиденное/ услышанное.
    Сюда добавляется эмоциональное "эхо", или резонанс - переживания одних людей откликаются у других. Эмоции ведь на самом деле - не едноличный процесс, а коллективный. Возникающие у человека эмоции всегда в той или иной мере предназначены не только "для себя", но и "для других" (как показал еще Дарвин).
    Задача следующей фазы - сделать внешнее внутренним. Помочь понять смысл переживаний, как первичных, так и "отраженных", резонансных. (Для этого служат психотехники "диалога через ощущения" - ТИСА и РЭТ). И в завершение возврат к "герою" всего творческого действия - что в результате коллективного переживания и осознавания изменилось в его мыслях и чувствах, взгляде на себя и видении жизни.
    Вот так и получается "живое искусство". Живое - потому, что делает жизнь более полной. Живое - потому, что оживляют его эмоции, точнее их непосредственное проживание в кругу со-переживающих людей. Эмоции, которые приближают автора к его аудитории, и само искусство - к его "адресатам". Ведь общие переживания объединяют людей, а произведения искусства как раз и служат способом передачи эмоций от их создателей к другим людям, к ЗСЧ (зрителям/ слушателям/ читателям). Эмоции прокладывают произведениям искусства дорогу к людям. А  людям помогают проложить путь к самим себе.


Рецензии