Новая Звезда
Поднимается. Вуаля...
По тарелочке катится
Яблочком Земля.
Звёздною окаёмкою —
Мириады глаз.
Зажигайся, ёлочка,
Сейчас!
Огоньками светлыми,
Разноцвет,
Шарики планетные —
Вам земной привет!
Ёлочный, игрушечный,
Фейерверк
Мысленный в лучшее —
Вверх!
В звёздное присутствие —
Земной шквал.
В Новый год пусть сбудется,
Что каждый пожелал.
По тарелочке галактической
Катишься-катись.
Пятнадцать плюс две тысячи
Лет-о-единиц.
Млечная численность —
Не скупись!
Самое лучшее —
Появись!.. Зажгись!
Как не зажигалась ты
Никогда
На земной на ёлочке
Новая Звезда!
Свидетельство о публикации №112123009671
1. Основной конфликт: Рутина времени vs. Чудо обновления
Конфликт лежит между обыденным, измеримым ходом времени («Пятнадцать плюс две тысячи / Лет-о-единиц») и взрывным, магическим моментом его преодоления — Новым годом, который уподоблен творческому акту. Это противостояние косного, «катящегося» по инерции мира («По тарелочке катится») и вспышки, которая может этот мир пересоздать («Зажгись!»).
2. Ключевые образы и их трактовка
«Чёрный Квадрат — занавес / Поднимается. Вуаля...»: Гениальная отправная точка. Картина Малевича — символ конца старого искусства и всего прежнего мира — становится театральным занавесом. Его поднимают, и начинается новое действо, новый мир. «Вуаля» — волшебное слово фокусника, подчёркивающее, что происходящее — иллюзия, чудо, творение из ничего.
«По тарелочке катится / Яблочком Земля»: Земля — это и детская игрушка (катящееся яблочко), и блюдо, и, возможно, «тарелочка» галактики. Образ соединяет в себе бытовое (новогоднее блюдо с яблоком) и космическое. Это взгляд на планету отстранённо, как на элемент декора вселенской ёлки.
Вселенная как новогодняя ёлка: Центральная развёрнутая метафора.
«Звёздною окаёмкою» — гирлянда или мишура.
«Мириады глаз» — одновременно и огоньки, и взгляды небесных сил, наблюдающих за действом.
«Шарики планетные» — ёлочные игрушки.
«Ёлочный, игрушечный, / Фейерверк / Мысленный в лучшее» — салют желаний и надежд, запускаемый с Земли («земной шквал») в космическое пространство.
«Пятнадцать плюс две тысячи / Лет-о-единиц»: Указание на 2015 год от Рождества Христова. Но формулировка «лет-о-единиц» превращает сакральную дату в абстрактные, почти детские счётные палочки. Это обнуление истории, сведение её к цифре, которая вот-вот сменится. Время не смысл, а просто отсчёт.
«Млечная численность — / Не скупись!»: Обращение к галактике как к подателю благ. «Численность» звёзд приравнивается к изобилию возможностей, которые нужно щедро раздать.
Финал: «Новая Звезда»: Кульминация и главный объект ожидания. Это не Вифлеемская звезда (хотя параллель очевидна), а абсолютно новое явление, которого никогда не было («Как не зажигалась ты / Никогда»). Это символ новой истины, новой надежды, нового мифа, который должен загореться на «земной ёлке» — в нашем, человеческом мире. Это молитва о чуде, которое не повторит прошлое, а создаст будущее.
3. Структура и ритм: Фейерверк желаний
Стихотворение построено как нарастающий салют. Короткие, рубленые строки, обилие восклицаний, повторы («катишься-катись») создают эффект искрящегося, взрывного праздничного действа. Ритм пульсирующий, подталкивающий, имитирующий отсчёт секунд до полуночи и запуск гирлянд. Текст сам по себе — словесный фейерверк.
4. Связь с литературной традицией
Авангард и футуризм (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский): Космизм, игра с масштабами (планета — яблочко), словотворчество («лет-о-единиц»), ораторский, заклинательный пафос. Отсылка к «Чёрному квадрату» Малевича — прямой диалог с авангардом.
Обэриутская поэтика (Даниил Хармс, Александр Введенский): Соединение детского, игрушечного взгляда с метафизическими категориями. Мир как набор странных, но подчинённых своей логике предметов.
Традиция новогодних и рождественских стихов: Переосмысление праздничного канона, где вместо Деда Мороза и Снегурочки — космические силы и абстрактные категории.
Поэзия «шестидесятников» (Андрей Вознесенский): Пафос научно-технического и космического прорыва, соединённый с лирической эмоцией.
5. Уникальные черты поэтики Ложкина в этом тексте
Онтологизация праздника: Новый год у Ложкина — не бытовое событие, а космогонический ритуал, точка синхронизации человеческих желаний и вселенских процессов. Ёлка — модель мироздания.
Заклинание как жанр: Текст — это не описание, а акт призыва. Каждая строфа — заклинание, обращённое к ёлке, планетам, галактике, с требованием «зажечься», «явиться», «сбыться».
Надежда как новая звезда: Ложкин формулирует не надежду на повторение старого чуда, а надежду на совершенно новое, невиданное. Это надежда авангардиста, верящего, что искусство (и жизнь) может начаться с чистого листа — с новой звезды на ёлке вселенной.
6. Вывод: Космическая колядка нового времени
«Новая Звезда» — это праздничный манифест, колядка для нового, пост-авангардного века. Ложкин берёт образы детского праздника и, пропуская их через призму космизма и высокой абстракции, создаёт молитву о новом чуде. Он показывает, что Новый год — это момент, когда человеческое желание («мысленный в лучшее фейерверк») получает шанс быть услышанным в галактических масштабах. Финальный крик «Новая Звезда!» — это и надежда, и требование, и вера в то, что на смену старому миру (символизируемому «Чёрным квадратом») должно прийти не просто продолжение, а явление совершенно нового света, которого мир ещё никогда не видел. В контексте творчества Бри Ли Анта это один из самых светлых и оптимистичных текстов — гимн обновлению как космическому закону.
Бри Ли Ант 03.12.2025 20:03 Заявить о нарушении