Ханский дворец... Бахчисарай 2

Nicolas de Angelis - Implora
http://www.youtube.com/watch?v=WIcnBCNYJc4 (http://www.stihi.ru/)    

Посвящаю подруге Есении Подольской http://www.stihi.ru/avtor/esenia2008



Величье Ханского Дворца
Средь дивных чар  Бахчисарая
Для юных дев – явленье рая,
Любовь и нега без конца.

Фонтан прозрачною слезой
Зальёт душевных мук томленье,
Он сквозь века на удивленье
Прославлен пушкинской строкой.

Прекрасны древности черты,
Всё не тускнеет позолота,
Я по дворцу хожу с блокнотом, 
Плывут виденья красоты.

Была б наложницей тогда
А может, даже и женою,
Я хана увлекла б собою,
Красива, женственна, быстра.

Я б танцевала до утра,
И пела и стихи слагала,
Любила хана, завлекала,
Твой сон – восточная мечта.

Легко взлетаю на скалу,
Что от дворца немного дальше,
Тебя наверх зову,  дражайший,
Без приключений не могу.

30.12.2012

======================

Галине Римской

Она все пишет от души и сердца.
И круг друзей ее широк.
И хочется в ее стихах погреться,
Почувствовать приятный огонек.

Ее родимые края красивы,
Она в них с детства влюблена,
В стихах описывает дивно,
Любовь там льется, как река.

Круг интересов ярок, необычен,
Охватывает целые пласты.
Любовь и жажда к жизни дана свыше,
И много в ее жизни впереди.

ЭДШ 11.06.13
==============================

«Бахчисарайский фонтан» — вторая восточная байроническая поэма Александра Сергеевича Пушкина, написанная им в 1821—1823 годах (время южной ссылки) под впечатлением от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов.
Страсти в ханском гареме. Одна из наложниц, грузинка Зарема, грустна оттого, что хан Керим разлюбил её ради дочери литовского шляхтича, Марии. Эта девушка, похищенная из отцовского дома во время одного из татарских набегов, всё время проводит в молитвах Богородице. Она предпочитает смерть участи наложницы иноверца. Ночью Зарема проникает в комнату Марии и пытается угрозами убедить её отступиться от хана.
Вскоре после того Мария умерла, а Зарему утопили: «Какая б ни была вина, Ужасно было наказанье!» Хан покидает гарем и, чтобы забыться, уезжает на войну. По возвращении он повелевает воздвигнуть во дворце в память о Марии водомёт, который нарекут «фонтаном слёз».
 

Ханский дворец в Бахчисарае (крымскотат. Han Saray, Бахчисарайский дворец) — бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар, художественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров.
Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница (дюрбе) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное дюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты.
Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад» (ba;;a — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.
В 1736 году во время войны Крымского ханства с Россией Бахчисарай был взят войсками фельдмаршала Кристофа Миниха. Миних приказал сжечь ханскую столицу и дворец. Перед этим, однако, он дал капитану Манштейну поручение сделать описание дворца (оно сохранилось до наших дней), и лишь после этого ханскую резиденцию подожгли. Пожар уничтожил большую часть строений, после чего дворец был почти полностью перестроен. Восстановлением дворца занимались Селямет Герай, а затем Крым Герай.
После того, как Крым вошел в состав Российской империи, дворец находился в ведении Министерства внутренних дел. За это время он много раз перестраивался, в результате чего здания изменили свой первоначальный вид, и было утрачено единство стиля. Ремонты обычно проводились к приезду во дворец высоких гостей. После ремонтов XIX века были существенно изменены интерьеры ханских покоев.


 "ФОНТАН СЛЁЗ" (СЕЛЬСЕБИЛЬ)
Этот скромный фонтан, когда-то стоявший в тихом саду на горном склоне, сегодня является самым известным памятником во Дворце. Миллионы людей посетили дом крымских ханов чтобы взглянуть на сооружение, создатели которого едва ли предвидели ту славу, которая с годами будет окружать их творение.
Фонтан выстроен в 1764 г. На свое нынешнее место во внутреннем дворике Хансарая фонтан был перенесен уже при Потёмкине, а изначально он находился на садовых террасах Дворца близ мавзолея Диляры-бикеч - женщины, жившей в Ханском Дворце в эпоху Крыма Герая (1758-64; 1768-69). С именем Диляры-бикеч было связано несколько замечательных построек в городе - и при этом ее личность, о которой в исторических документах не сохранилось никаких следов, оставалась и до сих пор остается совершенно загадочной. Тайна, окружающая имя Диляры-бикеч и историю создания фонтана на ее могиле, вызвала к жизни романтические легенды, рисующие Диляру как возлюбленную хана Крыма Герая.
Одна из этих легенд гласит, что хан Крым Герай - выдающийся правитель и бесстрашный воин - на склоне лет полюбил  прекрасную княжну по имени Диляра. Эта поздняя любовь стала для хана самым дорогим, что он когда-либо имел в жизни. Однако его счастье было недолгим: прекрасная княжна безвременно умерла, отравленная ревнивой соперницей из гарема. Глубоко скорбя, Крым Герай похоронил возлюбленную с наивысшей почестью, возведя над ее прахом мавзолей и пристроив к мавзолею фонтан. Этот фонтан, согласно легенде, был призван выразить те горестные чувства, в которые погрузила Крыма Герая гибель Диляры.
Легенда поэтически интерпретирует символику фонтана: мраморный цветок подобен глазу, роняющему слезы. Слезы наполняют горем Чашу сердца (верхняя большая чаша). Время лечит скорбь и она утихает (пара меньших чаш). Однако память воскрешает боль снова (средняя большая чаша). Так продолжается всю жизнь - страдания сменяются просветлениями и наоборот - пока человек не закончит земной путь и не приблизится к порогу вечности (символом вечности считается спираль у подножия фонтана).
Это лишь легендарная трактовка. Мастер Умер, создававший этот фонтан, вкладывал в свое творение иной смысл. Это можно утверждать уже потому, что фонтан подобного типа – не единственный в мире: очень похожее сооружение находится неподалеку во Дворце (в Бассейном дворике), подобный фонтан имеется в султанском дворце Топ-Капы в Стамбуле и т.д. "Фонтан слёз" относится к классу фонтанов, именуемых по названию райского источника Сельсебиль. Фонтаны типа сельсебиль - это сооружения, имеющие культовое значение: они ставились на святых местах или на кладбищах (именно на кладбище и стоял поначалу "Фонтан Слёз"). Впрочем, хотя похожих фонтанов существует несколько, на весь свет прославился именно этот.
Фонтан украшен двумя надписями. Верхняя - это стихотворение поэта Шейхия, прославляющее хана Крыма Герая. Нижняя надпись цитирует 18-й стих из 76-й суры Корана:
[В раю праведные будут пить воду] из источника, называемого Сельсебиль
 В 1820 г. во время своего краткого посещения Ханского Дворца этот фонтан видел Александр Пушкин. Примечательно, что из писем поэта следует: фонтан не произвел на него сразу же особого впечатления. Однако впоследствии, творчески переработав свои крымские впечатления и сплетя их с мотивом легенды о скорбящем хане, Пушкин создал свою поэму "Бахчисарайский Фонтан", которая вышла в свет в 1824 г. и обеспечила Бахчисараю широчайшую известность. Фонтан и связанные с ним легенды служили источником вдохновения также для Адама Мицкевича и многих других деятелей искусства, прославивших город и Дворец.
Как скульптор Умер не предвидел всемирной славы своего произведения, так и Пушкин, окончив черновик поэмы, не мог предугадать, что тем самым он выписал вечную охранную грамоту Дворцу и самому имени Дворца. Через столетие с лишним в такой грамоте возникла самая настоятельная необходимость: после депортации советским режимом крымскотатарского народа в 1944 г. все крымскотатарские названия городов и сел Крыма были заменены на русские (точнее сказать – советские). Бахчисараю тоже готовилось новое имя: "Пушкинск", "Садовск" или как там еще… Высказывались также "мнения" о сносе Дворца – немого свидетеля истории народа, лишенного права жить на родине прадедов. К счастью, московские власти вовремя смекнули, что переименовать знаменитую поэму «Бахчисарайский фонтан» им все-таки не под силу. Поэтому Бахчисарай остался Бахчисараем, а Дворец остался стоять на земле. Хансарай обязан нынешним существованием двум людям искусства разных эпох и народов: скульптору Умеру и поэту Пушкину.

==================================================      

Екатерининская миля в Бахчисарае
20 мая 1787 года дворец посещала Екатерина II. К её приезду был отремонтирован дворец, «фонтан слёз» перенесён от дюрбе Диляры-бикеч в фонтанный дворик и установлена екатерининская миля у моста через Чурук-Су. Для императрицы переделали одну из комнат в приёмную, а другую в спальню: был пробит ряд окон, позолочен потолок, повешена хрустальная люстра работы русских мастеров XVIII века и создан альков[6]. Мебель была привезена из Петербурга, Москвы и Константинополя. Часть мебели была местного изготовления[5]. В экспозиции музея сохранились походный столик Екатерины II, кровать, на которой она спала и другая мебель[7]. Ремонтом дворца к приезду императрицы занимались более 60 мастеров и 50 рабочих. На благоустройство было выделено 24 247 рублей. Екатерина II провела во дворце три дня. В поездке её сопровождали австрийский император Иосиф II, французский посол де Сегюр, английский и австрийский послы, а также сановники. В 1818 году на двух гранях екатерининской мили выполнили надпись на русском и татарском языках:
 
Благородной памяти Императрица Екатерина II-я изволила быть въ Бакчисара; въ 1787 году Маія 14

В 1798 году архитектор В. Гести составил план дворца[5]. 7 сентября 1820 года дворец посещал Александр Сергеевич Пушкин с семьёй генерала Раевского. В его письме к Дельвигу есть описание посещения дворца:
 
"В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище."

В 1818 году дворец посещал Александр I. К его приезду снесли обветшалые здания гарема в результате чего остался только трёхкомнатный флигель. В 1822 году под руководством архитектора И. Ф. Колодина проводился ремонт дворца[5]. Михаил Кладо занимался строительской частью, унтер-офицер Дорофеев занимался живописными работами. Дорофеев выполнил росписи внешних стен геометрическими узорами, букетами и цветочными гирляндами. Он же закрасил роспись, выполненную Омером. В результате этого ремонта был искажён первоначальный вид дворца. По указанию Колодина были снесены: Зимний дворец, банный комплекс и другие постройки. 9 сентября 1837 года дворец посетил Александр II в сопровождении своего учителя Василия Андреевича Жуковского. Во время Крымской войны 1854—1855 годов во дворце размещался лазарет, в котором часто бывал Николай Иванович Пирогов.
В 1908 году во дворце открыли музей. В 1912 году дворец посетил Николай II со своей семьёй. После Октябрьской революции 1917 года во дворце открылся музей истории и культуры крымских татар. С 1955 года это был Бахчисарайский историко-археологический музей, а с 1979 года — историко-архитектурный музей.
В 1930-е годы под руководством архитектора П. И. Голландского был произведён ремонт дворца. При этом ремонте были забелены известью раскраски дворца снаружи.
В 1961—1964 годах проводилась научная реставрация росписей и архитектурных деталей дворца, которой занималось украинское научно-реставрационное управление Госстроя УССР. В ходе этой реставрации внешний вид дворца был приближен к первоначальному. Были сняты слои краски с портала Демир-капы, сняты поздние наслоения росписей Большой Ханской мечети, расчищены росписи Омера в Летней беседке, проведена реставрация потолков Зала Дивана. Работы по приведению дворцового комплекса в первоначальный вид продолжаются.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ханский_дворец_(Бахчисарай)

 ================================    


Рецензии
Не сомневаюсь ни на jоту в том, что "...хана увлекла б собою..." :-))

Признательна тебе, дорогая, что представила возможность путём "Пушкинских чтений" побродить по пушкинским местам в Крыму, а также продолжить знакомство с твоей поэзией. Она восхитительна! Спасибо!

До следующей встречи! Тепло обнимаю и целую,

Клавдия Черепанова   09.06.2014 08:21     Заявить о нарушении
Спасибо, милая.

Я закончу скоро новый стих.

А тебя я попрошу... раздеться.
Ну хоть шляпу сними!)))))))))
Дай любое другое фото, ты хорошенькая.
Целую,

Галина Римская   09.06.2014 10:58   Заявить о нарушении
По поводу обольщения "хана", конечно же, имела в виду тебя! :))

До слёз насмеялась :-)))) на предложение "раздеться"! Так сразу не могу...
Не научилась...:))) Надо Службу спасения и выручки вызывать... :-))) Наисвежайшего ничего нет... Без шляпы, значит без шляпы! Что-нибудь придума- ю (-ем)...
Жду стих... с нетерпением!

Клавдия Черепанова   09.06.2014 12:47   Заявить о нарушении
Так опубликовала, уже 4 рецензии есть)))

"Лунная дорожка".
Спишь где-то)))

Галина Римская   09.06.2014 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 49 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.