Насколько

На шестерых?.. На семерых?..
Готовлю новогодний стол мой,
А время рыком-рогом - в дых.
Придут Ян с Эммой, Валдек с Томой...

Весна. Лунастый циферблат.
Ползёт лениво стрелки лучик.
За окнами случайный мат -
Извергнут, как из чрева тучи,

Хлопок петарды, шарк шагов,
Деревьев скрючены сюжеты,
А дома много скучных слов
В прихожей тесной... Нет, не это!

На шестерых? На семерых?
Знать, интегралов не усвою.
Понять бы мне своих родных -
Их на планете только двое.

Он ждал. Его она ждала.
Всё прочее - чужие роли.
Ввиду отсутствия стола
Скатёркою стелю им поле

В дому, который строил ветр,
И ставлю только два прибора,
Фужеры Лобачевский-мэтр
Творит* (изящней Пифагора**)...

Суть мира мер - шкала и тьма.
Последнее пятиминутье:
- Серёжа, Додик, Фатима,
Вокруг стола садитесь, жуйте!

С экрана смотрит президент,
За пробку держится бутылка -
Сюжет истекших многих лет.
Тут с грохотом упала вилка.

Седьмое небо полусфер
Послало предзнаменованье -
Решён с приборами пример -
Быть встрече после расставанья.

Пришла она, и не одна,
Стушёван куцый бой курантов
И возгласы "За год - до дна!"
Вневременным: "Non moderato!"

 2янв08-30дек12

 * посыл к гиперболам (слово, объединяющее математиков и виршеплётов); по теории Лобачевского аксиома звучит так: через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайней мере две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и не пересекающие её, - КАК МИНИМУМ - две, а теперь представьте МАКСИМУМ;
**" это о "пифагоровых штанах" - в пику им в гиперболической геометрии сумма углов треугольника меньше ста восьмидесяти градусов;
Наводящая цитата: "...потому что в реальном мире вообще нет прямых, как нет и других объектов геометрии...  С прямыми дело обстоит ещё сложнее: ведь прямая бесконечна..." (В.А. Успенский)


Рецензии
.........................................

Переношу сюда ( так как не нашла, куда ещё) рецензии из "Диалога", т.к. пришло время убирать оттуда обсуждаемое стихотворения. Обычно авторы делают с этими рецензиями, что хотят: сохраняют или удаляют.

Не прочла полностью всех предыдущих ораторов, могу повториться.

То, что ПОНРАВИЛОСЬ:
Лунастый циферблат - СУПЕР
Из чрева туч - уже отметили
Скрюченные сюжеты деревьев - уже отметили, тоже отмечаю. По-моему, отличный образ, без вопросов.
Куций бой курантов - хорошо!
За пробку держится бутылка - 5 баллов!

Финал очень сильный (хотя я не помню точно, что означает "Нон модерато", но - звучит хорошо).

Вообще в целом - сквозная тема грусти, геометрия-семья-отношения-непогода-расставание-опять-все-как-всегда-и-бутылка-шампанского-и-даже-президент-в-телевизоре...
Математически-печальное, и выхода в стихотворении нет.

Единственный недостаток - по-моему, длинноватое, слишком много грусти на один квадратный сантиметр стиха, но все куплеты необходимы и по смыслу, и по образам... Ничего ниоткуда НИ ВОТ НА СТОЛЬКО не уберешь.
Образы хорошие, рифмы - удачные, образы - точные.
У меня придирок нет.
Нещадно эксплуатирующая логин
N.
Тм Гуси-Лебеди 28.01.2013 15:33 •

Натико, Это Вы, да?
Рада Вас видеть! Думаю, стиш уже устоялся (может, и улёгся в корзину? - не помню). Жаль, нет ссылки.

"печальное, и выхода в стихотворении нет." - Вы ошибаетесь из-за непонимания "Нон модерато" (не умеренно, не сдерживая)
Если присмотреться: две темы, две группы лиц, две интонации, даже два геометра - м.б. два стишка в одном флаконе?
Спасибо, что вернули сюда. Приятно вспомнить.
Тамара Барышева 28.01.2013 20:47

Тамара, здравствуйте!
Хотела написать нечто оригинальное по несогласию с предыдущими ораторами, но ППКС Ланы Сноу )).
"в дому" звучит поэтичнее, чем "в доме" ( вспомним Высоцкого "Если беден я , как пес, один, и в дому моем -шаром кати").
"Из чрева тучи" - шикарный и мощный образ. Перед глазами возникает картина чего-то мощного, осязаемо-настоящего.
"деревьев скрючены сюжеты"- великолепный образ. При чем тут "сюжеты скрюченных деревьев"? - это из другой оперы.
"Скатеркою стелю" - конечно же, во сто крат поэтичнее, чем "скатертью стелю", живо и ВАШЕ.

Держитесь своих образов и своего языка, иногда советы могут увести поэта от его личностного способа выражения. Мы можем быть порой неудобны для ппервичного восприятия, но важнее оставаться верным себе, "держаться корней" )))
То есть мой совет - советы тоже следует фильтровать. В том числе - и (Вашего покорного слуги)данного рецензента.))
Елена Липаткина 16.01.2013 17:18 •

Насчет "геОметра" или "геомЕтра" - я думаю, это правило Вы не соблюли вместе с Бродским, к примеру, да и еще массой других поэтов...))
райский анфас --
ах, кроме ветра
нет геометра
в мире для вас! (Бродский, Облака , 1989)
Мимо нас прошагает гигантский Петр,
Мимо целующихся и плюющих на палубе.
Я взмолюсь ему: "Ангельский Геометр!"
На тебя накатаю длинную жалобу (У. Ангелевская,поэт и актриса театра музыки и поэзии Камбуровой)
Сотри чертеж, упрямый геометр, иное дай решенье теоремы. Над водами – осатанелый ветр, а небеса блистательны и немы. ( О. Кольцова, известный русский поэт, лауреат премии "за сохранение традиций поэзии серебряного века в русской литературе", переводчик, журналист).
Признаюсь, для меня это правило ударения тоже в новинку оказалось.)))
Елена Липаткина 16.01.2013 19:09 З

--------------------------------------------------------------------------------

Рецензия на «Обсуждаем - Тамара Барышева - Настолько» (Тм Гуси-Лебеди)

Тамара, добрый день!

А я вот не согласна с предыдущим рецензентом. Именно по его "советам".

- "Извергнут, как ИЗ ЧРЕВА тучи" на порядок ваше, чем
"как поток из тучи". Я вижу значительную разницу: получается, что созданные образы теряют свою окраску! действие преобладает...
ИМХО, но для меня интересней суть вещей в вашем стихо, образы, ну, и действия конечно, но они вторичны)))

- "Деревьев скрючены сюжеты" и "деревьев скрюченнЫХ сюжеты"? - совершенно разный смысл! Скрюченные сюжеты совсем не одно и то же, что Скрюченные деревья)))

- и "в дому" мне интересней и приятней на слух, чем "в дОме"...

ПоэНтому, Тамара, я бы на вашем месте оставила так, как есть)))

с уважением, Светлана
Лана Сноу 15.01.2013 18:16 •

Лана, спасибо за высказанное мнение.
Скажите пожалуйста, кто выставляет тексты в "Диалоге"?
с непременным уважением -
Тамара Барышева 16.01.2013 08:32

Теперь весь проект "Диалог" курирует Лана Степанова, а также - Выставки и Галерею))
Все ответственные редакторы озвучены на основгой странице ТМ "Гуси-Лебеди".
Сноу
Лана Сноу 16.01.2013 09:52

Спасибо.
Тамара Барышева 16.01.2013 10:11

Тамара, я, как всегда, только смысловые непонятки, неувязки и улучшалки
(по-моему мнению):

1.
"За окнами случайный мат
Извергнут, как из чрева тучи"
мат из тучи?
уж лучше "как поток из тучи", например
2.
"Деревьев скрючены сюжеты"
может, "деревьев скрюченнЫХ сюжеты"? - как-то ближе к пониманию
3.
"Скатёркою стелю им поле"
может, чуть строже? - "я скатертью стелю им поле"
4.
"В дому, который строил ветр"
Употребление "в дому" в русском языке встречается
только в Поучении Мономаха, а так - однозначно "в доме"
5.
"Фужеры чертит геометр."
а) геОметр и никак иначе
б) как имеющий матобразование, совершенно не понял, к какой части теории
Лобачевского относится рисунок (чертёж) фужера

Тамара, прошу не винить, стихо-то замечательно-красивое!
Владимир Марциновский 14.01.2013 23:26 •

Однако, Владимир... Это здорово, что стиш Вас дождался! Замечание серьёзное - геОметр, заберу на свою страницу.
Здесь только про "фужеры" - его параллельные во внеземной перспективе.
Ага, ещё про "в дому" посопртивляюсь: Вы так не говорите? Но варианты равноправны грамматически - на доме, на дому, в доме, в дому - нюансы в оттенках.
остальное - наше с Вами различие предпочтений?
Тамара Барышева 15.01.2013 05:56

Тамара, если набрать в гугле "в дому" - НИГДЕ не встречается, кроме Мономаха. Да и сами посудите: "Вчера в Белом Дому Барак Обама..."
или в "в городском дурдому сделали ремонт" :)))

С искренним уважением к хорошему Автору
Владимир Марциновский 15.01.2013 11:57

Ой, Владимир, мало ли чего в гУгле - в углУ гуглА - на дому гУгла - в углЕ гуглА - нэма... А всё потому, что меня там нет)))
Тамара Барышева 15.01.2013 14:00

Вы меня извините, но, правда, не люблю когда язык (не мой, нет - наш) укорачивают.
Тамара Барышева 15.01.2013 14:03

Як казав би Кобзар: "Добре, дивчинко!"
:)))
Владимир Марциновский 15.01.2013 18:34

Де він таке казав?
Мені дуже подобається його:
"Либонь уже десяте літо..." - співаю з ним на два голоси.
Тамара Барышева 16.01.2013 03:14

Сказать по правде, окончательный вариант "Произведение удалено автором"
очень мне не по душе...
:)))
Владимир Марциновский 16.01.2013 14:44

Ну простите, растяпу - лишний раз бубликнула))) и не ту ссылку дала. Значит не судьба.
Тамара Барышева 16.01.2013 15:13

Это... я нашёл:
http://stihi.ru/2012/12/30/2133

но тут же оригинал, выставленный на обсуждение?
Владимир Марциновский 16.01.2013 19:44

И на обсуждении название "НасТолько", а в оригинале "НасКолько"
(уж такая я зануда :))))
Владимир Марциновский 16.01.2013 19:45

Это больно - название или рубрика - невнимательность ведущего, но молчу, потому как и сама не отличаюсь пунктуальностью (Вы, Владимир, уже заметили). Ох, пойду править...
Спасибо! Что б я без Вас делала.
Тамара Барышева 16.01.2013 20:52

Мне тоже, Тамара, не очень приятно, так как ошибку в названии допустили вы, а не я - http://www.stihi.ru/rec.html?2012/11/05/3021.
Или я чего-то не увидела?
Сноу
Тм Гуси-Лебеди 17.01.2013 06:54

ссылка не открывается))) я приведу цитату заявки:

Бабка Яга   01.03.2013 06:43     Заявить о нарушении
--------------------------
Рецензия на «Приём заявок на обсуждение стихотворений» (Тм Гуси-Лебеди)

Тамара барышева
о тех двоих.
Придут Лариса, Валдек с Томой...

.......
Пришла она, и не одна,
Стушёван куций бой курантов
И возгласы "За год - до дна!"
Вневременным: "Non moderato!"

* посыл к теории Лобачевского

Писалось несколько лет. Мне Настолько

На шестерых?.. На семерых?..
Готовлю новогодний стол мой
И думаю -то кажется завершённым, именно кажется... Вчера выставила в одном конкурсе, но там комментарив не дождёшься. Потом правки пошли...

Люди добрые, откликнетесь! Подскажите: что не так?

Тамара Барышева 31.12.2012 10:33 • Заявить о нарушении правил / Удалить
-------------------------------

в названии написано "НасТолько"!

Сноу
Тм Гуси-Лебеди 17.01.2013 06:58

Что-то Маринина вспоминается: "Бой тигров в долине"... А я сижу на холме и горжусь: это ж надо, такую волну всколыхнул!
:))))
Владимир Марциновский 17.01.2013 21:09

"Употребление "в дому" в русском языке встречается
только в Поучении Мономаха" - вот с этим позволю себе не согласиться! :

"Береза в лесу без вершины
Хозяйка без мужа в дому".
(Н. Некрасов)

"У людей-то в дому - чистота, лепота,
А у нас-то в дому - теснота, духота.

У людей-то для щей - с солонинкою чан,
А у нас-то во щах - таракан, таракан!"
(Н.Некрасов)

"Невысокие, сырые,
Были комнаты в дому.
Называть ее Марией
Трудно сердцу моему".
(А.Тарковский)

В пословицах тоже эта форма встречается:

ХОЗЯЙКА В ДОМУ, ЧТО ПЧЕЛА В САДУ.
ХОЗЯИН В ДОМУ, КАК АДАМ В РАЮ.
ХОЗЯИН В ДОМУ — ЧТО МЕДВЕДЬ В БОРУ;
У ВСЯКОГО В ДОМУ НЕВЕДОМО НИКОМУ.
ХОРОШО НА ДОНУ, ДА НЕ КАК В ДОМУ.
ГОРЕ ТОМУ, КТО ПЛАЧЕТ В ДОМУ, А ВДВОЕ ТОМУ, КТО ПЛАЧЕТ БЕЗ ДОМУ.

Тм Гуси-Лебеди 18.01.2013 09:57 Заявить о нарушении правил
Лана Степанова это была.
Тм Гуси-Лебеди 18.01.2013 09:58

"Как дева в терему, я заперта в дому..." (с)
Тамара Барышева 18.01.2013 10:46

Убили! Затопталииии!!! Гугл я у меня малосодержательный, гадёныш!
А безгуглового гуманитарного образования - недостаточно... :((((
Сдаю-ю-ю-юсььььь!!!!!!!!

Тамара, примите мои искренние стадевяностасантиметровые извинения...
Владимир Марциновский 18.01.2013 20:57

Тогда уж и я свой вклад в сокровищницу ВДОМУвой культуры внесу:

НА СТИХИРЕ КАК В ДОМУ ВОЛЬНО ТЕЛУ МОЕМУ

:)))
Владимир Марциновский 18.01.2013 21:04

Думаю, в этом произведении автор пишет о своем, личном, о чем только приходится догадываться, от чего выигрывает, не раскрывая всех тайн. О бутылке с вилкой, если их нельзя заменить, как воспоминание о важном,то соглашусь с автором, пусть будут со всеми "сюжетами" стиха. Она пишет душой. И тот,кому адресован стих, если "тот кто-то" прочтет, то поймет смысл.
Такое мое мнение, хотя, Тамара, я плохо комментирую, извините, что присоединилась.
А стих понравился.
Тамара, поправьте слово "расставанье", в нем пропущена буква.
С уважением,Любовь
Любовь Пономарева 2 02.01.2013 22:50 •

Спасибо, Любовь. На странице, думаю, текст застыл в окончательном варианте, и расставанье там по правилам. Удивительно, что другое слово сюда попало в момент колебания - там их было несколько, каждое локтями дралось за место в строке.
Относительно личного - не уверена, что личное графоман способен годами держать взаперти, да и рубрика мной выбрана сознательно.
Ну и "вилка с бутылкой" - не воспоминание. С бутылкой - пробка - символ последнего пятиминутия года. А вилка упала - предсказала приход тех, кого ждёт ЛГ. Рифмы обманчивы.
Любовь, пожалуйста, не подумайте, что напрасно писали рецензию, раз автор, вроде бы, сопротивляется. На самом деле Вы помогаете укрепиться в чём-то важном. Я очень Вам благодарна!
Тамара Барышева 03.01.2013 08:33

Бабка Яга   01.03.2013 06:46   Заявить о нарушении
--------------------------------------------------------------------------------

Рецензия на «Обсуждаем - Тамара Барышева - Настолько» (Тм Гуси-Лебеди)

Не подумайте, Тамара, что придираюсь, но с первого раза не понял многих деталей. И со второго не понял. Нравятся пересечения "высокого" с "низким" и бутылка/вилка совершенно не смущает, но не смог понять что вложено вот в это: Понять бы мне своих родных - Их на планете только двое. Он ждал. Его она ждала... Не вижу здесь чего-то важного, что вам "понятно и без слов". Видимо, я не могу въехать в сюжет.
Урий Зорин 2 01.01.2013 20:09 •

Урий, спасибо за поддержку бутылки. Они с вилкой меня не смущали.
Зацепили Вы больное. Считаете, мне без слов понятно? А я боюсь, что наговорила лишнего - в тексте несколько цитат, не взятых в кавычки. Ставить кавычки - нарушать рисунок? Добавлять сноски - я запутаюсь сама и окончательно запутаю читателя. называя имена. Их будет много.
Короче, растерянность...
Тамара Барышева 01.01.2013 20:49

Я однажды читал теорию стихосложения у Лотмана и обратил внимание на важность местоимений. Увы, но обычно это два-три персонажа (для короткого стиха). Вот между ними должны быть основные линии сюжета. Но! Никто не запрещает, допустим, я/они или я/семьЯ. Только семья обычно синонимична с понятием корни (родители, деды). Если речь не об этом (о детях), то важно это указать. То есть мне важно понять о чувствах по-больше.
Урий Зорин 02.01.2013 10:18

Урий, это дооолгая история. О семье и о "ней", и о "нём" речь шла до войны (естественно, не в моих текстах). Ваше непонимание мне прояснилось: Вам ни о чём не говорит первая строка. Мне очень не хочется называть имена. Даже одно озвученное резко сузит тему. Думаю...

Спасибо. Семья - это правильно. Знаете, будто предвидя Ваши слова о семье, вчера из одного реального имени сделала два нереальных персонажа. Смею надеяться, "семья" моя при этом обогатилась национальностями.
Ещё раз благодарю!
Тамара Барышева 02.01.2013 11:24

Урий, даю Вам ссылку http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=2220
Но повторяю, она мало прясняет, поскольку история начинается задолго до А.Т. Стишки любят цепляться друг за друга.
Тамара Барышева 03.01.2013 08:48

--------------------------------------------------------------------------------

Рецензия на «Обсуждаем - Тамара Барышева - Настолько» (Тм Гуси-Лебеди)

По-моему, всё замечательно. Единственное, что мне не понравилось - это рифмы "семерых"-"двоих" и "бутылка"-"вилка". Будь стихотворение очень простым и примитивным, эти грамматические рифмы не вступали бы в диссонанс с остальным текстом. Но стихотворение непростое и по лексике, и по образам. Когда "бутылка-вилка" соседствует с "мирами древнейших полусфер", получается даже немножко комично. Стихотворение опрощается. Хотя, может быть, так и было задумано?

Также вкралась пара опечаток: "расставнья", "куций", Извергнут, как из чрева тучи,(здесь, наверное, точка должна быть).
Лана Степанова 01.01.2013 18:57 •

Спасибо, Лана, а полуботинок я в упор не видела! Бутылка с вилкой останется - бутылка в том мире нужна, вилка в этом, тут без них не обойтись. Куцый, подлец, я уж его гнала-гнала, а он опять здесь, как цуцик. Про тучу - наверное, поставлю тире перед извергнут - пояснение, а в общем идёт перечисление за окном и переход в прихожку.
Лана, посмотрите, пожалуйста, что я Урию писала. Он задел самое больное.
Тамара Барышева 01.01.2013 21:35

Лана, на страницу сможете заглянуть?
Тамара Барышева 01.01.2013 21:49

Да, я сейчас загляну на страницу.
Лана Степанова 01.01.2013 21:55

Спасибо, дорогая!
30.01.2013 12:01

Здравсвуйте все!
А знаете... все так, все так и все тысячекрактно так...
Не вижу недостатков. Чувства высказаны неоднозначно и полностью. В технике я "анфас", а не "фас". Здоровско!
Не сразу понятно "за кого что", но потом все ясно - технология жизни. Мне понравилось, не вдаваясь в "технику", да и в ней я не нашла недостатков - Браво!
Ирина Учкудук 01.01.2013 15:26 •

Тамарочка, а не поверить ли Вам в себя?!
Ирина Учкудук 01.01.2013 15:35

Молодец, Тамара!
Дуй до горы!

С искренним уважением.
Феодор 01.01.2013 17:44

Спасибо, дорогие, за поддержку,но проблемы есть...
Ирина, в себя верю, иногда, когда с горы по сухой траве или осыпи спускаюсь.*)
Тамара Барышева 01.01.2013 21:41

Лана Степанова 30.01.2013 12:01 Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо, Лана! приятно вспомнить. Наверное, удалила его?.. С чего бы это?..
А хорошо народ помог, помню!

Тамара Барышева 30.01.2013 12:03 и

Бабка Яга   01.03.2013 06:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.