Теория адаптации
Как ни странно, но в результате своих занятий в 1965—70 гг. ритмологией и типологией текста, то есть поисками
ответа на вопрос, как я пишу, я пришел к интересной, на мой взгляд, философской идее абсолютизации биологического явления адаптации, называемой мною адаптационизмом, ответившим на вопрос: зачем я пишу.
Я писал пессимистические стихи и под влиянием общественной среды задал себе вопрос: почему я пишу о смерти, старости, страхе, отчаянии? В поисках ответа на этот вопрос я задал себе другой и впервые не из академического интереса, а из практической необходимости: в чем смысл жизни? И ответил на него, как должен был ответить материалист: в жизни смысла нет. (Кстати, впоследствии я узнал, что Маркс считал так же, только это важнейшее положение в популярной марксистской литературе отсутствует, вероятно, из-за того, что по политическим соображениям нельзя призывать к революционной переделке жизни, одновременно утверждая, что она не имеет смысла.)
Но, не имея смысла, жизнь человека имеет цель. В самой обобщенной форме целью жизни человека является биологическая адаптация. В свою очередь, биологическая адаптация делится на физиологическую и психологическую. Физиологическая адаптация вызвана материальной сущностью жизни, являющейся формой существования белковых веществ, поддерживаемой средствами извне.
Цель всей человеческой деятельности — поддержка совершенствования (способность к воображению, опережающая роль идей) адаптационных процессов на физиологическом и психологическом уровне. Физиология и ее продолжение — добывающая, перерабатывающая, медицинская, сырьевая, пищевая отрасли промышленности, а также часть научной деятельности.
Психология и ее продолжение — пищевая (вкусовые, алкогольные), медицинская (психотропные препараты), все виды искусств и литература. Такое понимание поэтической литературы дает возможность сделать вывод:
1.Нет литературы хорошей и плохой, профессиональной и дилетантской, а есть литература, адаптирующая данного индивида или нет.
2.Хороший писатель — это адаптатор, который психологически адаптирует наибольшее количество адаптантов.
Адаптационные процессы этноса требуют наличия ареала обитания. Ареал обитания является главной ценностью этноса. В этом смысле прав был де Голль, заявивший: «Нет политических партий (выражающих интересы социума.— В.Б.), а есть националистические интересы» (стоящие выше классовых — В.Б.)
Поражение социализма — явление временное. Старик Мальтус прав: земному шару угрожает перенаселение, так как на земле все конечно: земля, вода, кислород, энергоно¬сители и прочие ископаемые. Голод — удел большей части населения нашей планеты. А когда нас будет не 5, а 25 миллиардов? Да еще при современных этических табу (каждый человек имеет право на жизнь)? Адаптирующиеся массы заставят вспомнить забытый распределительный социализм и поставить под общественный контроль средства производства. Сейчас капитализм еще не прошел пик своих возможностей, он еще является притягательным для населения большинства стран.
Адаптационные процессы происходят на трех уровнях: личность, социум, этнос. Перемена в иерархии этих процессов приводит к соответствующим общественным потрясениям:
1.Абсолютизация адаптационных процессов этноса приводит к возникновению фашизма.
2.Абсолютизация адаптационных процессов социума
(трудящегося класса) приводит к возникновению социализма.
3.Абсолютизация адаптационных процессов личности (предпринимателя) приводит к возникновению либерализма.
Все они выступают от имени народа, клянутся именем народа и считают себя демократическими.
Философия адаптационизма позволяет по-иному посмотреть на многие вещи. Адаптационистская социология, видя мощный адаптационный инстинкт, по-иному отвечает на классовую типологию общества, считая, что существует только один класс — класс собственников. Класса несобственников не существует, потому что каждый несобственник комплексует перед собственником, хочет им быть и при первой возможности становится им.
Мир — это вещи, а вещи любят хозяев.
Национальная политика — это концентрированное выражение адаптационных процессов этноса. Войны — борьба за ареал обитания этноса. Спорт — создание эталонов физиологической адаптации.
Физкультура — улучшение процессов биологической адаптации при помощи физических упражнений.
Наука — одна из опосредованных форм биологической адаптации. Вот почему нет «чистой» науки, она вся, в конечном счете, служит человеку.
Экономика — непосредственная форма выражения биологической адаптации.
Космонавтика — одна из форм психологической адаптации человека, средство спасения от страха смерти.
Адаптационные психологические процессы проходят в основном как стрессы и дистрессы. Об этом подробно сказано у знаменитого французского ученого Селье.
Основные последствия психологической адаптации в искусстве: восхищение — стресс со знаком плюс (заумь — восхищение перед звуком как таковым, абстракционизм — восхищение перед цветом как таковым).
Философия – это наука о смысле человеческого существования. Идеализм и диалектический материализм по-разному отвечали на эти вопросы, но в одинаковой мере неправильно.
Если религиозная философия считала, что смысл человеческого существования на земле заключается в созревании и очищении человека для перехода к высшей вечной форме существования на небесах, то материалисты-диалектики совершали подмену тезиса и уводили все к проблеме первичности материи и вторичности сознания.
Счастье - это момент удовлетворения тщеславия («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»).
Тщеславие может быть высоким и низким.
«Человек создан для счастья, как птица для полета». Идеалистический детерминизм. Человек создан. Кем? Для счастья? А что такое счастье? Счастье не может быть перманентным состоянием, так как момент удовлетворения тщеславия недолговечен (чем умнее человек, тем недолговечнее - знаменитая неудовлетворенность собой).
Эстетика (стили) как идеал формы адаптационного процесса, продиктованный определенными социально-экономическими причинами.
Морально то, что целесообразно.
Продление акта тщеславия (звания, ордена, премии и
т.п.) приводит к нравственным (психическим) сдвигам и вызывает такие отрицательные последствия в характере человека, как зазнайство, чванство, мания величия, высокомерие, консерватизм.
Моральное наслаждение – это чувство, испытываемое при совпадении наших эстетических идеалов с формой адаптационного процесса.
Человек как причуда эволюции.
Итак, в жизни нет смысла, но есть цель. Целью всего сущего на земле является приспособление, или адаптация, к окружающей среде. У низших организмов имеется толь¬ко одна форма адаптации — физиологическая. У высших имеется еще психологическая адаптация, которая у человека получила очень развитые формы. Одной из форм психологической адаптации является искусство.
В жизни каждого человека психологическая и биологическая адаптация неразрывно связаны и, по идее, должны проходить в форме эстетического идеала данного человека или данного человеческого общества.
Феномен поэтической литературы.
Не в отражении действительности, а в ответе на безусловную потребность в психологической адаптации к ней заключается феномен литературы.
Типология конфликтов.
Меня или печатали или не печатали, но никто не мог меня заставить изменить себе. «Скована жизнь — искусство свободно» — эпиграф известной серии монографий под редакцией Грабаря.
Художники — жрецы адаптации. Адаптаторы взаимно адаптируют друг друга. Реадаптация — замирание адаптационных процессов с возрастом.
Поэзия — способ воссоздания и создания модели психологической адаптации.
Переадаптация (социальная) в масштабах целого общества — революция, в масштабах одного человека — смена профессии.
Поэзия социального конфликта.
Поэзия этического конфликта.
Поэзия лирического конфликта.
Поэзия политического конфликта.
Поэзия политического конфликта преходяща. Разового употребления. В наше время всеобщей политической грамотности и средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение)существование широко развитой политической поэзии немыслимо и необязательно. Неспособность поэзии обслуживать политические нужды: она всегда вульгарна и неуклюжа. Неспособность нести и передавать информацию. Для этого есть сатира, политические песни, гимны, реквиемы.
У поэзии социального конфликта в нашей стране из-под ног выбита почва. Она влачит жалкое существование в виде «сатирической поэзии», темой которой является борьба с бюрократизмом, мещанством и т.п.
Поэзия - род человеческой деятельности по психологической адаптации человека в жизни посредством создания идейно-осознанного образа, объекта или явления. Передача состояния или явления в форме иносказания.
Жизнь - самосохранение белковых веществ средствами извне. Образование белковых веществ — это еще не жизнь. Сохранение белковых веществ в холодильнике — это тоже не жизнь. Когда в результате термохимических пертурбаций на земле появились белковые соединения, это еще не было жизнью. Жизнь появилась тогда, когда эти белковые вещества смогли сами себя сохранить, замещая разложившиеся (окислившиеся) элементы новыми.
В период переадаптации люди делятся не только по классовому признаку, а и в зависимости от этических и эстетических идеалов. Именно люди с осознанными этическими и эстетическими идеалами и возглавляют этот процесс.
Культура — добавка к генетическому коду.
Стремления, не связанные с адаптационными процессами, считаются ненормальными, дезадаптационными и реадаптационными, вызванные в одном случае душевными заболеваниями, а в другом естественным процессом старения.
Адаптация на клеточном уровне.
Адаптация на уровне организма (особи).
Адаптация на уровне популяции (общества).
Адаптация на уровне конгломерата популяций (государств).
Адаптация на уровне конгломерата планет (миров).
Фашизм — это перенесение методов биологической адаптации в сферу социальной адаптации.
Настоящее — миг сознания факта реальности. Два мига создают инерцию (последовательность) фактов. Футурумный феномен воображения плюс память, плюс интуиция создает категорию «будущего». Квамперфектный феномен воображения плюс память создает категорию «прошлого».
Движение от мига 1-го к мигу 2-му создает категорию будущего.
Движение от мига 2-го к мигу 1-му создает категорию прошлого.
Осознание факта реальности 1-го создает категорию «настоящего».
Осознание факта реальности 2-го создает категорию «будущего».
И футурумный феномен воображения и квамперфектный феномен воображения имеются у многих людей. Человек, одаренный талантом футурумного воображения, называется фантастом. Человек, одаренный талантом квамперфектного воображения, называется историком.
Цель жизни индивида — выживание.
Цель существования человечества — сохранение себя как вида, то есть и своих потомков, близких и далеких.
Христианство — философско-этическая модель мира и метод социальной консервации (стабилизации), психологической адаптации.
Марксизм — философско-этическая модель мира и метод социальной переадаптации.
Прогресс и стабилизация — две стороны существования человеческого общества.
Человек – не орган самопознания природы (для чего? это было бы мистикой), а одна из форм ее самоуничтожения. Это раковая опухоль земли. ( У нас у всех впереди смерть и мы ничем не рискуем).
Выделившись из животного мира, человечество нарушило экологическое равновесие в природе, вследствие хозяйственного использования окружающей среды и создания искусственной защиты от естественных форм смерти.
Два главных момента в истории планеты Земля: -
1.Зарождение на ней жизни (природа в значительной степени потеряла контроль над развитием человечества).
2.Зарождение сознания у живого существа и выделение человека из животного мира.
Гуманизм как тормоз к искусственной регуляции населения.
Условий, подобным земным, в солнечной галактике не существует.
Надежда на переселение на иные планеты нереальна.
Мы в западне.
Из записных книжек. ТЕКСТЫ-2
Свидетельство о публикации №112123001424