Предательство

    При одном этом слове в памяти каждого, отягощенного годами, человека сразу же всплывают в памяти давным-давно забытые обиды на тех, кто, в далеком прошлом, сообщал родителям о проделанных нами шалостях, так быстро пролетевшего детства. Тут же вспоминаем и доносчиков, раскрывавших секреты наших наивных школьных авантюр, классному учителю. И, конечно же, с презрением возобновляем в памяти имена дерзко-бесстыдных сикофантов в среде студенческого братства. Мы точно знаем всех «стукачей» на работе. Боимся, ненавидим и игнорируем их. Но общаемся с ними по долгу службы. И,  даже, иногда лебезим перед теми, кого презираем, в душе проклиная себя последними словами, за свое поведение. Что поделаешь: жизненные обстоятельства и безысходность существующего положения выдавливают из нас малодушие, а, иногда, и самую обыкновенную трусость.
    Что же это за феномен, и какие силы его порождают? Сначала обратимся за разъяснением к словарю русского языка Ожегова. Читаем: «Предательство – предательский поступок, вероломство». Ну-у-у, не внятно. Если продолжим дальше выяснять, в толковом сборнике слов, смысл выражения: «предательский поступок», то узнаем, что это: «измена», «нарушение верности», «коварство», «обман», «отступничество», «отречение». Тогда получается, что слова «отречься» и «предать» имеют один смысл. То есть, мы, в таком случае, должны дать одинаковую оценку нехорошим поступкам Апостолов Петра и Иуды по отношению к Иисусу Христу, в самую ответственную для него минуту. С такой постановкой вопроса не согласно Святое Писание.
    Я твердо уверен, что на каждое событие в жизни люди придумывают только одно слово. Поэтому, оставляющие на душе плохой осадок, слова: «предательство» и «измена» - обрисовывают разные жизненные ситуации. Можно изменить человеку, но не предать его. Например, кто-то изменяет жене со своей кумой, а не предает ее участковому, как самогонщицу. Итак, что же такое – предательство?
    По моему глубокому убеждению, предатель – это человек преднамеренно, с целью наживы, раскрывающий чужие секреты, в которые был посвящен по тем или иным причинам. Посвящают в чужие секреты, естественно, лишь пользующихся доверием людей: друзей, товарищей по общему делу, родственников и так далее. На уровне государственных тайн – чиновников, подвергшихся неоднократным испытаниям. Поэтому предательство столь ненавистно всем нам.
    Иуда Искариот полностью подпадает под определение предателя. Налицо преднамеренные действия с целью обогащения. И разжиться деньжатами, сей ближайший помощник Сына Божьего, задумал за счет выдачи врагам Новой веры тайного местонахождения своего Учителя.
    Со стороны Апостола Петра не было преднамеренных действий против Небесного Посланника. Он отрекся от Иисуса Христа только потому, что испугался за свою жизнь. Со временем Петр сумел переломить себя и осудить свой поступок, за это был прощен Учителем. Иуда тоже одумался через день, и осудил свой поступок, но ему прощения уже не последовало. Разный уровень отступничества.
    А если кто-то обнародует чужие секреты (или грехи) не обогащения ради, а чтоб, скажем, повеселиться? Самый элементарный случай: на работу принято приходить вовремя, но кто-то опоздал. И «хороший товарищ» донес, о случившемся нарушении производственной дисциплины, начальству только затем, чтоб потешиться мрачным лицом своего сотрудника. Как воспринимать такого «весельчака»? Я думаю, как неприятного типа, и не более того.
    Различного рода общественные структуры создают, своим членам, внутренние правила поведения, отступление от которых преподносится как предательство. И, резко клеймящие позором человека, характеристики имеют самую разную интерпретацию. «Предатели» выглядят по-разному в безжалостной банде и в милицейском подразделении, в спортивном клубе и в семье, в группе, отдыхающей на пикнике и в рабочем коллективе и так далее. Но, мне кажется, оценка поведения, кого бы то ни было, во всех случаях жизни, должна быть одна. Если, например, бандит (милиционер) преднамеренно, с целью наживы, выдает, доверенные ему, секреты подельников (сотрудников) – он предатель. А если действия бандита (милиционера) объясняется иными причинами, скажем – моральным протестом, то и действия его должны квалифицироваться иначе.
    Все государства тоже, по собственному усмотрению (а, значит, по-разному), устанавливают критерии: кого называть «предателем». Так, в Советском Союзе, времен Сталина, военнопленные считались предателями родины. В Европе такие вояки числились в мучениках за отечество. В этой связи очень характерная личность украинского гетмана Ивана Мазепы. Одна половина стран мира (естественно, тех стран, кому он интересен) считает его предателем за то, что он тайно переметнулся с подданства русского царя Петра Первого в подданство шведского короля Карла Двенадцатого. Другая – патриотом Украины. Более того, на его родине, тоже, нет единого мнения, по поводу деятельности одного из известнейшего политического флюгера.
    Дело в том, что Мазепа, как человек, не может не вызывать к себе отвращение. Юность он провел при дворе польского короля, откуда был с позором изгнан за интриги. Свою политическую деятельность на новом месте он начал с того, что переправлял пятнадцать, связанных, запорожских казаков в дар крымскому хану. После этого он отличился сочинением кляуз московским хозяевам на всех казацких предводителей, даже на тех, кто спас ему жизнь. Будучи гетманом, он дошел до такой низости, что казнил отца своей любовницы. А дамой сердца у него была его крестная дочь. Одним словом – мерзостный тип. Но, тем не менее, к предателям его причислить нельзя. Не было у него мечты Иуды – приобрести тридцать серебряников. Сей клятвопреступник, заведовал казной всей Украины.
    Настало время поговорить о Власове и ему подобным. Он, советский генерал, после пленения, начал сотрудничать с фашистами. Случай в истории войн далеко не единичный. Так гетман Украины Юрий Хмельницкий (сын Богдана Хмельницкого) слыл врагом Польши, но, попав к ней в плен, стал ее союзником. А вообще-то, классическим примером, подобных кульбитов с людьми в мировой истории, можно считать жизнь Иосифа Флавия. Древнееврейский полководец, побежденный поработителями его страны – римлянами, стал откровенным сторонником своих врагов. Естественно, современники и Власова, и Юрия Хмельницкого, и Иосифа Флавия, и всех остальных, повторивших их судьбы, проклинали своих бывших предводителей. Но были ли те предателями? Вряд ли. Людьми с нетвердыми жизненными принципами – это точно.
    Зачем я все это пишу? Затем, чтоб точнее определять: кто по жизни бледная поганка, кто мухомор, а кто, придавленный навозом, груздь? Если ко всем подходить с единой меркой, то и Дмитрий Донской, и Александр Невский – тоже были предателями своей земли. Дмитрий Донской оставил на произвол судьбы москвичей, когда к их городу подошел хан Золотой орды Тохтамыш. А Александр Невский жестоко подавил восстание соотечественников против монгольской навалы.       
       


Рецензии