Двойка

     Судьба детей военнослужащих - переезжать с места на место, менять школы, друзей. В школу я пошла
в  Сибири, куда загнала нас война, потом папа забрал нас в Чугуев, где он преподавал в знаменитом
авиаучилище. И вот снова привыкать к новому месту - это г. Лебедин. Время очень трудное, на Украине
была страшная засуха. Везде разруха. Правда, этот город мало пострадал. Разрушен только авиагородок
(до основания), большая школа, где был в войну военный госпиталь, и ещё несколько зданий.
     Здесь - две воинские части, поэтому одна из трёх средних школ - русская (остальные - начальные
или семилетки). В русской школе учились дети военнослужащих, но и местные стремились попасть сюда.
А вот помещение ещё только отстраивалось, поэтому приходилось нашей школе кочевать из одной в другую.
Учились в третью смену, часов с пяти-шести вечера. Нас с братом записали, конечно, в эту школу, меня -
в 5-й "А".
     Как ни странно, но в самые трудные времена не забывали о детях и летом. При воинской части был
организован кружок худож. самодеятельности. Был хор, были танцы, разыгрывались смешные сценки, сказки,
мы выступали, имели успех. Здесь я познакомилась с ровесницами, но они были из 5 "Б". Я упросила папу
записать меня тоже в 5 "Б". Папа пошёл к директору школы, и меня без проблем "перезаписали" в этот
класс, тем более он считался трудным, а я была отличницей.
     И вот начались занятия. Ох, какая теснота была в классах! Сидели по три человека на одной парте.
Тесно и душно! Но ничего не поделаешь, к неудобствам тогда было не привыкать. Познакомились с учителями.
У нас классный руководитель - преподаватель украинского языка и литературы Павло Васильевич. Математику
ведёт Андрей Фёдорович, "классный" 5-го "А". И вот А.Ф. стал начинать урок с вопроса: "Зина, ты почему
до сих пор не в своём классе?". Я объясняю, что ещё летом меня "перезаписали", что я хочу быть здесь.
А наш "Павло" меня убеждает, что это мой класс и нечего беспокоиться. И такая нервотрёпка целый месяц
была, пока не вызвал меня завуч. Он спросил, где я хочу быть. Оказывается, даже на педсовете решали
этот вопрос. Ну, наконец, решили, я осталась в 5-м "Б".
     А надо сказать, что моим любимым предметом всегда была математика. Задачки и примеры щёлкала, как
орехи. И А.Ф. проводил проверку домашнего задания по моей тетрадке. И частенько, когда класс плохо
справлялся с задачкой, он вызывал меня к доске: "Решай и объясняй!". И после нового материала он опять
вызывал меня - "для закрепления". А.Ф. хвалил меня, но спуску не давал, очень строгим был ко мне. Обидно
было, но я понимала, что он не может простить моего упорства.
     И вот контрольная за 1-ю четверть. Задачка и много примеров. Я быстро всё решила и уже хотела
сдавать тетрадь, как вдруг заработала "почта": стали передавать бумажки с ответами. У меня совсем другой.
Алик, что сидел сзади, передаёт своё решение задачки: "У всех так, и у Юрки Федина!". А времени думать
уже нет, скоро звонок. И я, ничего не понимая, крест-накрест перечёркиваю своё решение и тупо переписываю
с бумажки. Алик - тоже отличник, серьёзный мальчишка. Звенит звонок, собирают тетради. Я рада,что успела.
А через день приносит А.Ф. тетради, долго молчит, потом глубоко вздыхает и произносит: "Плохо, очень
плохо! На оба класса - ни одной пятёрки. (Длинная пауза.) А ведь могла быть одна-единственная". Открывает
мою тетрадь и показывает классу. Всеобщее "у-у-у!". Ужас! На полстраницы - огромная,жирная ДВОЙКА! Там,
где я перечеркнула, он красным карандашом перечеркнул мой крест, а где переписала - жирно поставил свой.
А какую злость он вложил в эту двойку! Видно, что у него сломался карандаш, так он по второму разу обвёл.
Такой тишины в нашем буйном классе ещё не бывало. Мне так стыдно, готова сквозь землю провалиться! Еле
дождалась переменки. Подошла к А.Ф. и спросила: "Но почему двойка?! Ведь все примеры правильно решила,
у других за худшее - тройки". Он всех отогнал от стола и сказал: "Да, другим я бы поставил тройку, а
может, и четвёрку с минусом, т.к. примеры были сложные. И, если бы ты сама решила задачу неправильно,
я бы двойку ни за что не поставил. Но ты решила ПРАВИЛЬНО! Понимаешь? Ты поддалась чужому влиянию, не
устояла и слепо переписала. Вот именно за это - двойка. Чтобы на всю жизнь запомнила: нельзя идти на
поводу у других. Вот в мой класс ты не захотела переходить. Жаль, но я это ценю. А тут..." Потом, видя
моё состояние, он открыл журнал и показал: напротив моей фамилии стоял прочерк. "Я не могу в журнал
поставить тебе двойку, это несправедливо. Здесь должна была стоять пятёрка!"
     Через некоторое время была ещё одна контрольная. Тут уж я никого не слушала, с ответом не сверялась
и получила большую заслуженную пятёрку. А ту тетрадку с огромной двойкой я брала, по Маяковскому, как
бомбу, как - ежа... Эта жирнущая двойка стояла перед глазами, обжигала меня, и я запомнила её на всю
жизнь!


Рецензии
Вы описАли прекрасный воспитательный и педагогический момент. Прочитала с интересом. Благодарю. С искренним уважением.

Надежда 18   15.12.2012 11:14     Заявить о нарушении
Да, на таких моментах и учимся уму-разуму.
Спасибо за отклик! Всего Вам доброго!

Зинаида Торопчина   15.12.2012 11:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.