Российский менеджмент

Российский менеджмент: истоки, современное состояние, перспективы.


Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Основная часть.
Параграф 1. Понятие, функции  и методы менеджмента……………………………………………..………………4
Параграф 2.  Особенности различных систем менеджмента.
 Японская система менеджмента………………………………………………………….......9
Американская система менеджмента…………………………………12
Европейская системе менеджмента…………………………….......…14
Параграф 3. Возникновение российского менеджмента как  самостоятельной системы………………………………………………17
Параграф 4.  Признаки современного российского менеджмента…. 22
Заключение……………………………………………………………....27
Список литературы……………………...…………………………….…29





Введение

Менеджмент – один из важнейших факторов развития организаций в условиях рыночной экономики. Он постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями рынка. Возможности применения технологий  менеджмента в различных сферах общественной жизни, в том числе  и в области освоения рыночного пространства, исключения деструктивных процессов, безграничны. Однако используются они в российских системах управления пока недостаточно эффективно. Сложилось реальное противоречие между огромным интеллектуальным потенциалом, накопленном в науке и практике, и уровнем применения наукоемких технологий в различных сферах управления, в частности в повышении эффективности самого менеджмента. Российский менеджмент зачастую использует подход бездумного копирования зарубежного опыта, но в тоже время нельзя забывать, что применение иностранных подходов российским менеджментом будет их видоизменять. В связи с этим, актуальность данной работы  неоспорима. В ней я буду рассматривать и пошагово анализировать понятие и функции менеджмента как такового.
 Рассмотрю основные мировые школы менеджмента, такие как американская, японская, европейская, какие из их элементов активно применяются в российских организациях. Рассмотрю этапы развития российского менеджмента как самостоятельной системы, и попытаемся определить в каком направлении идет его развитие на данном этапе. Также в работе мы попытаемся понять, какие элементы менталитета российской нации наиболее явно видоизменяют импортированные подходы в менеджменте, таким образом, образовывая новую систему – российский менеджмент. При написании работы я  пользовался следующими печатными источниками: «Российский менеджмент - технологии успеха» М2005; А.Парабеллум, Н Мрочковский «Трансформация бизнеса – построение эффективной компании»; Э.М. Кортков «Концепция российского менеджмента» М2005; В.М.Танаев, И.Н. Карнаух «Восьмая нота менеджмента, или бизнес, как он есть на самом деле» М2008; Учебно-методический комплекс «Менеджмент» М2010 РАГС. Помимо печатных источников мы также будем пользоваться и интернет ресурсами, ссылки на которые будут размещены в конце работы, в разделе «литература».

Основная часть

Понятие, функции и методы менеджмента

Слово «менеджмент» происходит от английского слова management, буквально означающее «управление». В то же время и у русского слова «управление», и у английского слова «менеджмент» есть свои языковые оттенки, которые в разных контекстах имеют разный смысл и разное стилевое восприятие. Слово «менеджмент» обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям. «Менеджмент организации» означает управление этой организацией. Закономерности, принципы и методы управления организациями составляют предмет науки общего менеджмента. Менеджмент – это: процесс управления людьми и организациями; наука об управлении, область знаний об управлении социально-экономическими процессами; аппарат управления и люди, входящие в него. 
Как массовое явление и область общей теории управления менеджмент возник в результате осуществления управленческой революции на Западе в 60-80-е годы ХХ века. Он вплотную связывается с эффективностью управленческих воздействий в социальной сфере и их обратным влиянием на рыночные структуры, экономику, финансы, персонал управления и т.п. Теоретический фундамент современного менеджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Майо, П. Дракера, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области гуманизации труда и новых форм организации управления, стали основой специальной управленческой функцией, называющейся управление персоналом, или, более широко, управление человеческими ресурсами, что во многом тождественно понятию социальный менеджмент.
Менеджмент подразделяется на общий и специальный. Под общим менеджментом понимается процесс изучения принципов, методов, технологий и закономерностей управления социально-экономическими процессами (функции управления, принятие управленческого решения, управленческий цикл, стратегическое управление, лидерство). Стандартные функции управления, или менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) встречаются в жизни любой организации – и в армейском подразделении, и на предприятии, и в коммерческой фирме, и в государственных учреждениях, и в различных неформальных организациях. Специальный менеджмент, в свою очередь, рассматривает управление специфическими объектами, например, менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, менеджмент знаний. В рамках специального менеджмента возможно детальное дробление с выделением специфических объектов управления. Так, в рамках муниципального менеджмента можно отдельно и более подробно рассматривать и изучать менеджмент переработки мусора (управление сбором и утилизацией бытовых отходов), в рамках финансового менеджмента – менеджмент наличности (управление денежными потоками).
Функция менеджмента – это специфический вид управленческой деятельности, обособившийся в процессе разделения управленческого труда и направленный на достижение поставленной цели.
Функции менеджмента – это целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, стимулирование, коммуникация, обучение и контроль. Все функции менеджмента взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации – коммерческой и некоммерческой, большой и малой, формальной и неформальной – присутствуют все функции менеджмента. В ряде случаев бывает полезно провести анализ выполняемых функций: в какой мере и насколько полно в управленческой деятельности присутствуют все функции менеджмента. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно полно осуществляется целеполагание; в государственных организациях нередко отсутствует должное стимулирование персонала; в некоторых государственных и частных организациях не всегда в необходимой мере осуществляется контроль.
Методы менеджмента – это, в свою очередь, способы выполнения вышеизложенных мною функций. Классификация методов менеджмента может производиться по различным признакам: по масштабам применения, по отраслям и сферам применения, но данное деление условно в том смысле, что четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт. В то же время присущие им различия в способах воздействия на объекты управления позволяют рассматривать каждый из них по отдельности.
Административные методы – реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться через административные приказы и распоряжения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административные или организационно-распорядительными.
Экономические методы – их сущность состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников с помощью цен, оплаты труда, налогов и других экономических рычагов добиваться эффективной работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, на заинтересованности работников, на инициативе осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. При использовании экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Управление избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня их саморегулирования.
Социально-психологические методы – их сущность состоит в воздействии на неэкономические интересы работников с помощью социально-психологического механизма. В практике менеджмента могут использоваться, в частности, такие методы, как убеждение, внушение, личный пример, организация соревнования, методы управления конфликтами, формирование благоприятного психологического климата и обстановки доверия. Данные методы воздействуют на эмоции людей, они основываются на использовании моральных стимулов, особых методов коммуникации, образов и метафор.  Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения  социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы управления.
Как мы видим, менеджмент с момента его появления в середине прошлого века активно развивается, все более детализируясь по разным направления, учитывая все больше новых показателей. Таким образом, происходит процесс оптимизации управления различными социальными и экономическими системами, что позволяет производить максимально точное планирование управленческой деятельностью в долгосрочной перспективе. В следующей главе мы увидим, как само понятие классического менеджмента видоизменятся в зависимости от национальной специфики и менталитета  тех или иных стран.

Особенности различных систем менеджмента

Японская система менеджмента

Японская система менеджмента считается наиболее эффективной во всем мире, и главная тому причина - умение использовать человеческий фактор.  Японский менеджмент, основан на коллективизме, использует все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.
В японском менеджменте есть шесть основных признаков:
Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность также способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.
Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать и корпоративные ценности на всех уровнях.
Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но главным образом причины неисправности и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей, и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и в итоге в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справиться с затруднениями и содействовать решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управленческий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
Поддержка чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.

Американская система менеджмента

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество). Корпорации пришли на смену не¬большим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих. Создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. В модели американского менеджмента в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.  Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система. Основой стратегического управления является системный  и ситуационный анализ внешней и внутренней  среды.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
      В американской системе менеджмента также необходимо обратить внимание на партисипативное управление, то есть формы привлечения рабочих к управлению. Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:               
1. Предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);
2. Предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
3. Участие работников в совершенствовании деятельности, как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
4. Предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений.
 В настоящее время в США получили распростране¬ние четыре основные формы привлечения рабочих к управ¬лению:
1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне  цеха.
2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.
3. Разработка систем участия в прибыли.
4. Привлечение представителей рабочих в советы ди¬ректоров корпораций.
     Важным элементом американского менеджмента является культура управления временем. Это можно сравнить с портфельным инвестором, которому все равно, куда инвестировать средства, лишь бы достигнуть оптимального соотношения риска и доходности. Представьте, что каждое утро у американского менеджера на счету появляется 86400 долларов США и если ими грамотно не распорядиться, то к концу дня это списывается. Эта сумма - эквивалент количества времени в секундах в сутках.
     Как мы видим, американский менеджмент построен на принципах индивидуализма, где интересы каждого члена команды принципиально выше общих интересов. Личная заинтересованность заставляет всех членов команды конкурировать между собой, применяя все вышеуказанные практики.

Европейская система менеджмента

Европейская система менеджмента, вследствие своей интернационализации, объединяет в единое целое теорию и практику менеджмента специалистов из разных государств. И именно поэтому во многих европейских странах системы менеджмента схожи между собой.
Всесторонне развитие науки, в общем, оказало существенное влияние и на систему менеджмента. Например, развитие и внедрение экономико-математических способов, кибернетики и компьютеризации управления обеспечили активное внедрение системного подхода в управление, не зацикливающегося на одной стороне существующей проблемы. Эволюция европейского менеджмента привела к тому, что был окончательно решен спор о преимуществах той или иной школы управления. К семидесятым годам прошлого столетия большую популярность приобретают идеи ситуационного подхода, которые подтверждают целесообразность различных систем менеджмента.
В восьмидесятые годы двадцатого века были выделены основные направления европейской системы менеджмента, ратующие за совершенствование и изменение технологии и техники производства, за приоритет правильной организации производственной деятельности всего коллектива сотрудников и отдельного индивида. Немного позже к этим направлениям прибавилась «организационная культура», в которой упор делался на поведенческие и системные особенности предприятия.
На данный момент в европейских странах размещены офисы очень многих старейших и крупнейших международных корпораций. И хотя во многом их методы управления схожи с американскими (это справедливо в основном для не слишком крупных и не сложных в плане организации предприятий), все же европейская система менеджмента несколько отличается.
Во многих европейских организациях всеми вопросами внедрения системы менеджмента качества  занимается специализированная служба. В данной службе число работников определяется исходя из общего количества работающих — приблизительно один человек на 140 сотрудников. В компетенцию данной службы могут также быть включены бухгалтерские вопросы относительно оплаты труда. Основной принцип, по которому назначаются руководители, заключается в наборе таких людей, которые были бы в состоянии проявлять полную ответственность и самостоятельность в рамках имеющегося опыта и знаний.
Работа в области системы менеджмента во многом определяется ситуацией — изменение задач и целей предприятия, характеристики персонала, государственное регулирование и т.д. Следовательно, деятельность в сфере управления персоналом считается довольно важной в любой организации, и по этой причине ею занимается кто-то из высшего руководства. И поэтому в европейской модели отсутствует глобальная политика в области системы менеджмента.
В европейскую систему менеджмента качества входят особенности оплаты деятельности. Затраты на обслуживающий персонал можно разделить на непосредственно заработную плату, предназначенные на выплату сотрудникам социальных пособий и на повышение квалификации. Причем в трудовом договоре имеется пункт, запрещающий разглашение сведений о размере получаемой заработной платы остальным сотрудниками организации. Также широко практикуется аттестация и оценка деятельности работников, которая осуществляется строго конфиденциально. При этом обязательно согласие самого работника с полученной оценкой, а иначе он вправе обратиться к вышестоящему руководству. Рядовые сотрудники компании могут участвовать в управлении, и выражается это в деятельности наблюдательных и производственных советов, но не стоит ассоциировать их с профсоюзами, поскольку в таких советах состоят только работники одной фирмы.
Европейская система менеджмента предполагает мотивацию сотрудников, их материальную заинтересованность и социальную защищенность. Но, как показывают исследования последних лет, именно высокая социальная защищенность во многих европейских странах и становится причиной того, что трудовая активность работоспособного населения снижается. Наблюдается так называемое социальное иждивенчество, что препятствует эффективному применению трудового потенциала и тормозит предпринимательство.
Как мы видим в перечисленных системах менеджмента, существуют различия. Каждая национальная модель менеджмента в числе факторов, определяющих успех менеджмента, выделяет основополагающие пути к достижению успеха. Например, японская модель главным образом построена на общинных основах японской цивилизации, стремлении к гармонии.   Американская модель построена на традициях индивидуализма и прагматизма, что соответствует чертам их национального характера. Европейская система менеджмента представляет собой смешанный тип американской и японской системы менеджмента, но в тоже время в своих отличиях базируется на принципах социального общества и равенства, что обусловлено процессами исторической интеграции на европейском пространстве.

Возникновение российского менеджмента как  самостоятельной системы

     Начало развития управленческой науки в России было положено в XVII веке преимущественно в рамках теории государственного управления. Прошло много лет, но и до сих пор теория и практика государственного управления слабо базируется на общей теории и методологии социального управления, а рождающийся российский менеджмент слепо копирует зарубежный опыт, оторван от питательной среды общей теории управления и опирается на безнадежно устаревшие формы и методы государственного управления, в рамках которого он преимущественно и складывается.
     В России до 1917 года существовала во многом ущербная и односторонняя школа административного права, в границах которой исследовались проблемы государственного управления и общей теории управления.
     Земская реформа в России XIX века инициировала разработку этих вопросов, но прорыва в этой области так и не произошло до сих пор. Теория и методология как социального управления, так и государственного во многом остались в застывшем состоянии и не востребованы практикой управления ни на государственном уровне, ни на менеджеральном. Хотя вышедший в предреволюционные годы труд А.А. Богданова «Всеобщая организационная наука (тектология)» (1913-1917) предвосхитил некоторые идеи кибернетики и общей теории систем. «Мой исходный пункт, - писал А.А. Богданов,- заключается в том, что структурные отношения могут быть обобщены до такой степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами аналогичными математическим». Эти идеи а то время большинством не были поняты и не получили широкого распространения.
     После окончания Гражданской войны руководством страны была поставлена задача перестройки государственного аппарата на научной основе. В связи с тем, что дореволюционная наука административного права не могла обеспечить этот процесс необходимыми научными знаниями, возникла потребность в развитии науки управления. Ее формирование осуществлялось в рамках движения научной организации труда и управления, сформировавшегося на основе работ таких зарубежных специалистов по управлению как Тейлор, Файоль, Эмерсон, Форд и др. Для широкого изучения и внедрения в жизнь научной организации труда и управления был создан ряд научно-исследовательских организаций. Ведущими стали Центральный институт труда (директор А.К. Гастев), Казанский институт научной организации труда (директор И.М. Бурдянский), Всеукраинский институт труда  (директор Ф.Р. Дунаевский), Таганрогский институт научной организации производства (директор П.М. Есманский), Государственный институт техники управления (директор Е.Ф. Розмирович), Центральная лаборатория по изучению труда (руководитель В.М. Бехтерев).
    Деятельность институтов и лабораторий была подчинена созданию систематизированных концепций в области организации труда и управления. В большинстве этих институтов академическое изучение сочеталось с практической  работой по рационализации труда и управления.
    Некоторые авторы (Н.А. Витке, П.М. Керженцев и др.) предлагали наряду с оргпроектированием и механизацией управленческого труда включение  в исследование проблем управления, анализ отношений в коллективе, стимулирование труда и т.п., однако мировые технологии использования социального ресурса и социальной организации так и остались непонятыми и невостребованными, что впоследствии из-за стагнации социальной сферы привело к распаду СССР.
Е. Розмирович, например, вообще отрицала значимость проблемы «человеческих отношений» в управлении исходя из того, что здесь «ничего не останется для администрирования и руководства коллективом. Здесь только всеопределяющее влияние техники и сам администратор только техник, и ничего больше».
    Исходя из этого, она считала, что «ставить вопрос об администрировании как о создании специальной социологической доктрины в условиях пролетарской диктатуры не нужно и теоретически неверно. Можно принять научное администрирование как часть научной организации труда, но не больше».   
     Политика узкого техницизма, проводимая раньше, до сих пор не преодолена, а административное управление при слабых позициях российского менеджмента стремительно нарастает.
       Исследования в области науки управления и административного права были прерваны в середине 30-х годов, по административному праву были возобновлены после Первого всесоюзного совещания по вопросам науки Советского государства и права в июле 1938 года.
    Поскольку возрождения науки управления не состоялось, исследование проблем государственного управления перешло к науке административного права. В течении более 20 лет наука административного права исследовала проблемы государственного управления, не опираясь на теорию и методологию социального управления.
    В начале 60-х годов в нашей стране возобновились исследования, но уже на новой основе. Условно можно выделить три направления: общая теория социального управления, государственное управление, управление производством.
    Относительно сформировавшимся можно считать только третье из перечисленных направлений, по которому читался специальный курс в высших учебных заведениях, издан целый ряд учебников и имеется обширная литература.
    Второе направление исследования проблем управления – государственное управление – представлено в основном работами, выполненными юристами, которые занимались проблемами государственного управления в смежных государствоведческих областях науки – теории государства и права, государственного и административного права. С одной стороны, это давало им определенную подготовку в осуществлении исследования проблем государственного управления, с другой стороны, не позволяло вырваться из рамок категорий и методов юридической науки. Несмотря на углубление управленческой тематики расширение неюридической проблематики, в целом исследование  проблем государственного управления по общему праву не отрывалось от традиционной почвы государственно-правовых исследований.
    Исторически сложившийся подход к государственному управлению преимущественно с юридических позиций не обеспечивал эффективного развития и практики государственного управления, так и рождающегося российского менеджмента.
    Только в начале 60-х годов было высказано мнение, что наука государственного управления должна быть комплексной, охватывающей как государственно-правовые, так и социально-экономические, психологические, технико-организационные и естественнонаучные аспекты управления, но этот подход не встретил поддержки, а вызвал возражения.
    Были предприняты попытки формирования теории государственного управления как преимущественно социологической науки, что встретило возражения со стороны некоторых госудаствоведов, которые увидели в этом опасность превращения государственного управления в эклектическую науку.
    Сегодня социальное управление и российский менеджмент как самостоятельные научные направления и особые учебные дисциплины пока только складываются, не имеют единого статуса и стандарта, а логика и методология предметов пока не выстроены на уровне тех требований, которые предъявляются к этим отраслям знаний современностью. Поэтому и школа общего менеджмента, которая активно востребована, пока во многом основана на заимствованном западном опыте.

Признаки современного российского менеджмента

Существует два подхода в понимании российского менеджмента. Первый подход – полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России. У нас свой путь, мы не приемлем западные модели, у нас такое управление не приживется, слишком много затруднений исторического и национально-культурного характера.
Второй подход – достаточно разговоров о российской специфике, не следует преувеличивать ее значение, процессы научно-технического прогресса одинаковы, они сближают модели управления, надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, факторов благоприятствующих этому больше, чем препятствующих, если они вообще есть.
Истина всегда посредине. Не следует ни приуменьшать, ни преувеличивать как особенности, так и роль зарубежного опыта. Надо изучать, знать и учитывать и то и другое.
Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Увлечение зарубежными теориями менеджмента не должно приводить в прямому переносу идей американского, японского либо европейского менеджмента в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Знать, понимать и учитывать специфику России при использовании опыта и концепций зарубежного управления – это значит полнее реализовывать идеи менеджмента.
Особенности российского менеджмента проявляются в четырех факторах: во-первых, приоритетах в проблематике, акцентах внимания и усилий, во-вторых, в инфраструктуре менеджмента, социально-экономических и политических условиях его осуществления, в-третьих, в комплексе факторов, затрудняющих или благоприятствующих укреплению менеджмента в России, в-четвертых, в культурной среде, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и не нужно изменять, ибо оно имеет свои преимущества.
Наиболее актуальными проблемами управления сегодня в России становятся проблемы управления конверсионными процессами, антикризисное управление, управление занятостью, информационные технологии управления, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Это далеко не полный перечень приоритетов в проблематике российского менеджмента. Но главное не перечень, а ранжирование приоритетов. Здесь наиболее ярко проявляется специфика и здесь наибольшие трудности в понимании современного менеджмента в России.
Российский менеджмент надо рассматривать в систематизированном виде, надо сбалансировано оценить, что затрудняет, а что благоприятствует менеджменту в России.
1. Регионально-политический аспект развития экономики России создает трудности менеджмента. Экономические связи оказываются в сильной зависимости от политических процессов, затрудняют коммуникации, создают атмосферу опасения при инвестировании, иногда наблюдается явное преувеличение национально-региональных целей и особенностей экономики, центробежные тенденции. Процессы развития рыночных механизмов происходят неравномерно по разным регионам.
Но при этом существует в России развитая склонность к благотворительности и спонсорству. В сложных ситуациях переходного периода она играет определенную роль в решении проблем реконструкции управления.
2. В менеджменте важную роль играет профессионализация управления, которая определяется в первую очередь подготовкой кадров менеджеров, экономистов, финансистов. В России система подготовка профессиональных кадров менеджеров при бурном ее развитии все-таки находится еще в стадии становления и поиска содержания этой специальности, а также методов их подготовки.
Однако в системе образования России есть хорошая традиция, которая может ускорять процессы подготовки менеджеров и работать на высокое качество их образования. Это сложившаяся десятилетиями традиция ориентации на фундаментальную подготовку, научность профессионального образования в отличие от сугубо прагматической подготовки, которая существует во многих западных странах .
3. В каждой стране складываются собственные традиции в организационной культуре. Это проявляется в отношении к тем или видам организации. Наиболее заметны в мире особенности организационной культуры в Германии, Японии. Россия также имеет собственную организационную культуру, которая складывалась исторически и которая накладывает отпечаток на современное управление.
Нередко в российском менеджменте сталкиваются западная и российская организационные культуры.
Но есть и такое качество российской культуры, которое способствует менеджменту. Это высокий научно-интеллектуальный потенциал, который признан во всем мире, и который может сыграть положительную роль в понимании менеджмента и эффективном его использовании. Ведь чем глубже способен человек понять, что ему необходимо делать, тем лучше он сделает работу.
4. Современное состояние экономики России характеризуется деформированной структурой. В нашем народном хозяйстве много высококонцентрированных производств, хозяйственных комплексов, предприятий ВПК. Но до настоящего времени оказываются неразвитыми предприятия малого и среднего бизнеса. Многое в менеджменте зависит от структуры экономики.
Однако мы имеем и хороший опыт государственного регулирования экономики. Если его использовать в соответствии с новыми задачами реформирования экономики и управления, это может иметь необходимый эффект, способствовать формированию нового управления. Опыт надо уметь использовать, понимая позитивные и негативные его стороны. Это для нас сейчас актуально.
5. Существуют еще в России и прежние традиции технократического подхода к управлению, который характеризуется смещением центра внимания руководителя на проблемы техники и технологии производства в ущерб решению конкретных проблем экономической и социально-психологической мотивации. Это управление, не сбалансированное по экономическим факторам развития, способствующее усилению административного подхода к решению проблем. Руководитель – командир производства и у него все должны работать как часы.
В то же время наш опыт освоения высокий технологий, управления этими процессами не может не пригодиться в построении нового управления. Развитие высоких технологий зависит от управления и, если мы смогли освоить эти технологии, значит, есть в нашем опыте управления те черты, которые необходимы в управлении научно-техническим прогрессом.
6. В экономическом развитии наша  страна движется к  социально ориентированной рыночной экономике, но так или иначе мы переживаем еще переходный период, когда существуют и действуют прежние и новые методы управления. Это также создает определенные трудности для менеджмента.
Но дух предприимчивости не исчез за многие годы командно-административного управления. Он вспыхнул с новой силой в процессах экономических реформ и играет очень важную роль в утверждении менеджмента как типа управления.
7. Российский менталитет также характеризует определенные особенности в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации. Он отличается от западного и влияет на использование моделей западного менеджмента, создает при этом определенные трудности. Но есть в нашем менталитете и такие качества, которые хорошо согласуются с идеями менеджмента и отвечают условиям этого типа управления. Мы имеем в виду потребность в целеустремленности, понимании миссии. Многое в истории России способствовало закреплению этого свойства в российском менталитете. Сегодня оно должно сыграть свою роль в экономической реформе и совершенствовании управления.

Заключение

Исторический опыт свидетельствует, что российская цивилизация сформировала свои черты деловой культуры и менеджмента. Сегодня принято считать их только отрицательными, однако почему-то забываются те грандиозные программы (прорыв в космос, освоение ядерного оружия, победа в Отечественных войнах и др.), которые под силу только великим цивилизациям и имеют свои причины. К их числу следует, прежде всего, отнести широту и долготерпимость русского человека, способность к творчеству и самовыживанию во имя общего дела. Используя только эти черты российской ментальности, которыми она далеко не исчерпывается, при наличии других ресурсов успеха (природные богатства, образованность нации, вера в перспективную цель, умение ограничивать личные потребности, мобилизовать волю на долгосрочный успех и др.). Россия и сегодня при профессиональном менеджменте могла бы успешно преодолевать возникшие трудности и занимать достойное место в мировом сообществе.
Выдающиеся русские ученые XIX и XX столетий Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Н. Моисеев и др. показывали огромные творческие возможности России в области преодоления кризисных ситуаций и вносили исторический оптимизм в общественное сознание российского народа, которое сегодня подавлено нагнетанием страхов, беспомощности и неотвратимости «черной дыры» для человечества, России в первую очередь.
Причины современного бедственного положения России, и в первую очередь в головах наших соотечественников – убогие методы хозяйствования, землепользования, управленческой стратегии и тактики, насаждаемые субъектами управления, которые до сих пор не могут овладеть современными технологиями пользования и распоряжения теми богатствами, которые даны российскому народу.
Это противоречие во многом объясняется тем, что игнорируются особенности российского менталитета в менеджменте, которые определяются спецификой организации всей общественной жизни России: социально-экономической, духовной. Их совокупность определяет менталитет российской нации и специфику  тех технологий, которые делают российский менеджмент успешным. Преобладание у нашего народа трудолюбия, бережливости, пунктуальности, нестандартности подходов к решению задач и т.д. будут определять формы и методы управления, пронизывать поведение, действия управленцев. Последним необходимо учитывать их, играя на человеческих слабостях и сильных сторонах характера как на «клавишах фортепьяно». Система «менталитет-менеджмент» (их соотношение и противоречие) выступает как содержание и форма, как сущность и явление. Они находятся в неразрывной объективно обусловленной, постоянно повторяющейся взаимосвязи, которую можно квалифицировать как «закон соответствия менталитета и менеджмента». Соответствие между менталитетом и менеджментом обусловит устойчивую систему управленческой деятельности, сгладит противоречия между управляемыми и управляющими, поспособствует преодолению кризисных ситуаций.






Список литературы.


1. «Американский менеджмент на пороге XXI века». Грейсон Д., О'Делл К. - М., Экономика, 2009.
2. «Восьмая нота менеджмента, или бизнес, как он есть на самом деле». В.М.Танаев, И.Н. Карнаух. М., 2008.
3. «История менеджмента». Под редакцией Д.В. Валового. М., ИНФРА-М., 1997.
4. «Концепция российского менеджмента». Э.М. Коротков. М., 2005.
5. «Менеджмент».  УМК для магистратуры М., Изд. РАГС.2010.
6. «Менеджмент» Электронный учебник.  Под редакцией Подлесных В.И. СПбГУ ИТМО, кафедра менеджмента; (http://de.ifmo.ru/bk_netra/start.php?bn=3)
7. «Российский менеджмент - технологии успеха». М., 2005.
8. «Трансформация бизнеса – построение эффективной компании». А.Парабеллум, Н Мрочковский. Издательство Питер. 2013.


Рецензии
Имперский императив в российском сознании до сих пор жив. В этом основная проблема.

Владимир Сотников   22.01.2013 12:28     Заявить о нарушении
возможно вы правы)))
спасибо вам
с уважением

Skomorox   24.01.2013 09:57   Заявить о нарушении