О подсчете числа слогов в строках

Из http://www.stihi.ru/2012/12/07/3089

Те, кто пишут стихи, хорошо знают это негласное правило проверки ритма – подсчет числа слогов в строках: если КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ ВО ВСЕХ СТРОКАХ ОДИНАКОВО – с ритмом стихотворения все в порядке. Ну, конечно, если ваша строфа – это всего лишь простое четверостишие с равным количеством стоп в каждой строке и с однотипным рифменным окончанием (все концевые рифмы – мужские, или все – женские, или все – дактилические).

Любители более интересных структур  строфы и даже нестандартных строф (со строками разной длины) такой способ проверки ритма тоже используют, только с поправкой на место строки – «если количество слогов в ОДНОИМЕННЫХ строках одинаково, то с ритмом – порядок».

Правильно ли подобное правило проверки? И да, и нет. Да, потому что одинаковое количество слогов в одноименных строках – это всего лишь НЕОБХОДИМОЕ условие для правильного ритма. Нет, потому что одного этого правила недостаточно. Одинаковое количество слогов в строках – это НЕОБХОДИМОЕ условие, но не ДОСТАТОЧНОЕ. Количество слогов может быть абсолютно правильным, а ритм все равно окажется корявым, не зазвучит!!!

Прежде, чем выводить второе правило проверки ритма, я поведаю вам о случае с одним стихотворением, на которое я однажды наткнулась на СТИХИ.Ру. Не будем сейчас анализировать  его содержание, его художественные достоинства или недостатки, а все внимание уделим только его звучанию – ритму:

Ноябрь закончился, закрыв странички
Оставшихся висеть немых календарей,
И льётся свет на них от старых фонарей,
Что смотрят в окна больше по привычке.

А белый снег, что падал на дороги,
Укрыв собой земли пустынные места,
Теперь покрылся тонкой коркой изо льда,
Запрятав в них морозные чертоги.

Под тяжестью растаявшего снега
Поникли худенькие ветви у берёз,
Стекают медленно, как струйки, капли слёз,
В их лужах отражая точки света.

Зима открыла первый лист, прощаясь
С ушедшей осенью таким привычным днём-
Покрапав с неба хмурым ледяным дождём,
Надолго будто, всуе, отрекаясь.

Стал очень тонок календарь настенный,
Декабрь перелистнёт оставшийся листок,
И станет снежным город с белизной дорог,
И Новый год начнётся во вселенной!

После прочтения стихотворения, моей первой мыслью была – наверняка, автор обсчитался с числом слогов и  в некоторые места добавил лишние, или наоборот, где-то укоротил строку:  уж больно трудно оно прочитывается, не мелодично! Проверила навскидку  и  удивилась: вроде бы везде одинаковое число двусложных стоп – 6! Ну, значит, подумала я, у автора спутана последовательность женских и мужских окончаний рифм – такая ошибка всегда портит звучание. Проверила и  опять удивилась: везде, по всем строфам  идет четкое чередование– охватной женской рифмы, и парной внутренней мужской  - ЖммЖ!

В чем же дело? Почему мне так не нравится его звучание? Хоть мне и лень, но расписываю звуковую схему всех строф – надо же разобраться с этой загадкой! 

Ноябрь закончился, закрыв странички
Оставшихся висеть немых календарей,
И льётся свет на них от старых фонарей,
Что смотрят в окна больше по привычке.
01 01 00 01 01 0
01 00 01 01 00 01
01 01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
А белый снег, что падал на дороги,
Укрыв собой земли пустынные места,
Теперь покрылся тонкой коркой изо льда,
Запрятав в них морозные чертоги.
01 01 01 00 01 0
01 01 01 01 00 01
01 01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
Под тяжестью растаявшего снега
Поникли худенькие ветви у берёз,
Стекают медленно, как струйки, капли слёз,
В их лужах отражая точки света.
01 00 01 00 01 0
01 01 00 01 00 01
01 01 00 01 01 01
01 00 01 01 01 0
Зима открыла первый лист, прощаясь
С ушедшей осенью таким привычным днём-
Покрапав с неба хмурым ледяным дождём,
Надолго будто, всуе, отрекаясь.
01 01 01 01 01 0
01 01 00 01 01 01
01 01 01 00 01 01
01 00 01 00 01 0
Стал очень тонок календарь настенный,
Декабрь перелистнёт оставшийся листок,
И станет снежным город с белизной дорог,
И Новый год начнётся во вселенной!
01 01 00 01 01 0
01 00 01 01 00 01
01 01 01 00 01 01
01 01 01 00 01 0

Звуковая схема загадку незвучания мне  объяснила: ямб, как это и бывает чаще всего, здесь не чистый (состоящий не только из одних правильных стоп - 01), он  перемешан с безударными стопами 00. В этом нет никакой беды: русский язык имеет такую структуру  слов (они все – РАЗНОЙ по количеству слогов ДЛИНЫ), что чистым ямбом длинные стихи можно написать только теоретически, а на деле безударные стопы обязательно вклинятся. Но вопрос в том, куда вклинятся и как, в какой последовательности! 

Стихи, взятые мной для примера, это - пейзажная лирика. Это не эпистола, не монолог, не воззвание, имитирующие живую человеческую речь, а нежное поэтическое раздумье, описание природы, для которого обязательна музыкальность речи, гармония. А автор «всадил» в строки безударные стопы самым случайным образом, «как написалось», все строфы не имеют одинакового рисунка 0 и 1:

Сравните, например,  1 и 4 строфы:
01 01 00 01 01 0
01 00 01 01 00 01
01 01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0

01 01 01 01 01 0
01 01 00 01 01 01
01 01 01 00 01 01
01 00 01 00 01 0

От подобной  разноголосицы расположения безударных стоп и появляется «корявость» звучания!

Делаем вывод: РИТМ - это ПОВТОРЯЮЩАЯСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕДОВАНИЯ УДАРНЫХ И БЕЗУДАРНЫХ СЛОГОВ В СТРОКАХ, а не только одинаковое количество слогов!

А что еще, кроме отсутствия повторяющегося рисунка 1 и 0 в строках, может помешать мелодичности звучания? Как это ни удивительно, наличие плохих концевых рифм! Если у нас строфа короткая (четверостишие), а рифмовка – охватная или попарная, при которых рядом стоят две рифмующиеся строки, то малейшая неточность звучания рифм становится слышна и портит впечатление.

Проверим рифмы данного стихотворения и выделим те, что мешают слуху: «места- изо льда», «снега-света», «настенный- вселенной», «странички- привычке». Употреби автор эти же рифмы в длинной строфе и на некотором расстоянии друг от друга, они бы не были столь заметны слуху!

 Ну, и конечно, не стоило автору и слишком злоупотреблять грамматическими рифмами (составленными из одинаковых частей речи - «дороги-чертоги»); особенно не стоит рифмовать друг с другом два глагола в одинаковой форме (здесь, к счастью, этого нет) или два деепричастия «прощаясь-отрекаясь», если они находятся  в соседних строках или через строку в катрене. 

На этом сделаем остановку.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/12/26/5728


Рецензии
Родиться матемаьиком унылым
По случаю любви не удалось
Но что то свыше в сердце заложили,
Оно взошло и светом пролилось

Вспорхнуло бабочкой и кружит навожденьем,
Словно Грааль наполнен до краёв
В Союзе с вгутренним и внешним освещеньем
Собранье всех сияющих миров...

Ярчайший свет исченувших галактик
Живое воплощенье бытия,
Большой экперемент из многих практик,
Слияньем букв в размерности стиха...
Р.s
Художник имеет право на Всё!
Если он таков!
Написание стиха...это кураж
Это звон нерва...оголенной кости
Если хотите...хроническое заболевание
Полётом.... отношусь ли я к таким?
Время ,только покажет....но то,что
Оставлю свой след...это точно

Владимир Логвиненко   30.03.2024 13:13     Заявить о нарушении
Вы перепутали, здесь не доска для дополнительной рекламы Вашего личного творчества.

Алкора   21.03.2024 09:43   Заявить о нарушении
Не руггайте художнника....
За то ,что он рисует на заборах

Владимир Логвиненко   21.03.2024 13:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.