Женщина - Осень Елены Томчук

Женщина - Осень Елены Томчук и квантовая механика*
 

Смысловая парадигма лирики Елены Томчук образуется не однозначными понятиями, а образами-символами, имеющими синкретическое словесно-зрительное бытие, противоречивая природа которого подразумевает возможность не просто разных, а дополнительных (в понимании Н. Бора, т. е. одинаково адекватно интерпретирующих и одновременно взаимоисключающих) прочтений. А бесконечное множество уже не как у Нильса Бора, а как у Макса Планка- цуг волн,корпускула превращающаяся в неуловимую вибрацию. Смыслы интерферируют.

 Рыдает Осень затяжным дождём.
 Блистала в золоте, вдруг стало пусто.
 Не надо, не печалься о былом.
 Мне тоже, Осень, холодно и грустно.

 Пожухли травы, высохли цветы,
 Лететь на юг готова птичья стая.
 Нет, не вернуть тебе той красоты.
 Но знай, ты Осень, не одна такая.
 П
ричем интерпретация одного из членов строфического четырёхчлена автоматически определяет и соответствующую ему конкретизацию всего ряда. Поэтому бесполезным является спор о том или ином понимании символического значения тех или иных изолированно рассматриваемых образов этого стихотворения.А споры идут.Кафедры литературоведения загружены работой, хаконодатели утверждают бюджет. Пока они это делают, справимся своими силами.

 Мысли писательницы Томчук о конце света отлились в четырехчленную парадигму, первую, вторую и третью позиции которой занимали сложные и многоаспектные символические образы, конкретное содержание которых раскрывалось лишь в их взаимном отношении при реализации парадигмы в том или ином тексте.
 К прмеру.

 Пожухли травы, высохли цветы,
 Лететь на юг готова птичья стая.
 Нет, не вернуть тебе той красоты.
 Но знай, ты Осень, не одна такая.

 Первым членом парадигмы могло быть все, что в сознании поэтессы в тот или иной момент могло ассоциироваться со стихийным катастрофическим взрывом сверхновой или астероидной угрозой. Но тут мы видим взрыв чувств, справоцированных увяданием природы, как бы уже опалённой катострофическими явлениями космического масштаба. Вторая позиция отличается от первой признаками «сделанности», принадлежности к миру цивилизации. От первого члена парадигмы она отделяется как сознательное от бессознательного."Птицы"-это мысли. Улетая на юг, они покидают сферу сознательного и пропрочица погружается в сферу прорицаний.

 Третья позиция, в отличие от первой, выделяет признак личного (в антитезе безличному) и, в отличие от второй, содержит противопоставление живого — неживому, человека — статуе(своей скорби). Остальные признаки могут разными способами перераспределяться внутри трехчленной структуры в зависимости от конкретной исторической и сюжетной ее интерпретации.О четвёртом члене в этом многочленге пока умолчим.
 Сказанное в финале:

 Уж совсем не долго до заката,
 Осталось бабье лето далеко.
 Но в этом ты совсем не виновата.
 Подумай, Осень, а кому легко?
 напоминает о наброске Ал.С. Пушкина поповоду картины Брюллова "Последний день Помпеи". О поверженной изврежением Везувия женщине с обнаженной мраморно великолепной грудью кормящей матери. Копошащийся рядом ребёночек, которого ещё не накрыло ни пеплом , ни пеплосом-благодарный читатель-фанат , готовый припасть к животворящему источнику. Может полегчает всё же...

*Как и в некоторых других случаях певоисточник: Лотман Ю. Пушкин. Биография писателя.
Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи.


Рецензии