ХХ-тренинговый мазохизм -

Психолог, даже высококвалифицированный, может вести себя, как шут, «трикстер», для того, чтобы эффективным образом повлиять на аудиторию. При этом он может играть разные роли, становиться на время «шаманом» или экстрасенсом, обличителем или «пророком». Дело не только в его личных склонностях, но и в ожиданиях аудитории – ведь то, как строится тренинг, зависит не только от его ведущего, но и от того, какие женщины пришли.
Тренинг же, подобный описанному, с точки зрения аудитории подходит под определение «моральный мазохизм». Такое добровольное унижение больше свойственно россиянам, чем, например, европейцам или американцам. И особенно моральный мазохизм свойственен российским женщинам, которых культурные стереотипы поощряют страдать и принуждают терпеть от мужчины унижения даже физические («бьет – значит любит»).
Именно наша, отечественная аудитория с готовностью соглашается с тем, что если людей унижают, то это может приносить им пользу («чтобы стать лучше»). И в массовом порядке собирается для этого на эмоционально-стрессовые тренинги, которые почему-то называют «экстремальными». Настоящий экстремальный тренинг связан больше с физическим стрессом, с преодолением себя в процессе прохождения испытаний наподобие хождения по углям или закапывания в могилу.
Здесь же весь экстрим сводится к психологическому давлению, по форме – к  издевательству: из аудитории выдергиваются отдельные люди, тренер их унижает, все на это смотрят и испытывают удовольствие. Для участников, избранных на роль «жертвы», это двойной стресс.
За рубежом есть похожие тренинги, когда ведущий находит слабые стороны у участников, подчеркивает их недостатки, пытается «раскачать» и снизить их самооценку. В итоге человек либо преодолевает свои комплексы, совершенствует себя, либо ему приходится покинуть группу.
В тренингах же «мазохистических» аспекта самосовершенствования для участниц нет. Да оно им, по большому счету, и не нужно – эти женщины ездят за своим тренером, как фанатки – за артистом. Завтра он будет учить их, как добиться успеха в бизнесе, как войти в политику, как воспитывать детей. Причем нередко тренинговые фанатки привязываются даже не столько персонально к тренеру, сколько к самой специфической атмосфере тренинга. 
И если в США цель подобных тренингов – встряхнуть человека, то у нас, наоборот, люди на это самоуничижение и унижение других подсаживаются, как на наркотик. Это то же самое, что самобичевание, своего рода виртуальная  розготерапия (вспомните героиню русской классической литературы, которая «сама себя высекла»). Цель – вызвать моральное унижение, и людей, которым это нравится, к сожалению, немало.
По сути, тренинг, в котором попирается уважение к личности – это псевдотренинг, и лучше человек от таких тренингов не становится. Проблема в том, что мазохизм – это наше культурное наследие, результат многолетнего подавления, начиная еще с крепостного права, остатки которого не изжиты в массовом сознании и поныне. Похоже на Советский Союз, когда кого-то, «назначенного» врагом, клеймили позором, и таким образом в толпе достигалось единство: «Я Пастернака не читал, но осуждаю!» И это – именно то внутреннее «рабство», которое еще А.П. Чехов советовал выдавливать из себя по каплям.


Рецензии