Отцы и дети

  «Да ну, зачем мне читать этих «Отцов и детей...» - лениво тянет  старшеклассница - «Вот вечно всякую ерунду на лето задают...» и тут же уточняет: «Это ведь Пушкин написал, да?»...
   Моя бабушка никогда не задала бы подружке такой вопрос. В далёкие пятидесятые все были обязаны знать великие произведения русской литературы практически наизусть. Длину юбок тогда измеряли линейкой, явка в школу без пионерского галстука считалась преступлением, и никто тогда даже не оспаривал правоту вождя.
    Во времена маминого детства все истово верили в силу коммунизма . Конечно, потом и эти патриотические девизы, которые выкрикивали пионеры на линейках,  и сам советский строй  сдулись и лопнули как воздушный шарик, СССР  развалился по швам, но тогда люди хоть во что — то верили. Несмотря на то, что это впоследствии оказалось дешёвой подделкой...
    После развала Советского Союза медленно поднялся железный занавес, через границу хлынули импортные вещи, и перед подростками открылись новые горизонты. Никакой школьной формы, никаких линеек и красных галстуков. Подростки как с цепи сорвались:  то, что раньше считалось недосягаемой мечтой, теперь  вполне свободно продавалось в магазинах. С витрин исчезла колбаса, цены на хлеб постоянно прыгали, но уже можно было относительно задёшево приобрести японский магнитофон или джинсы. Каждый зарабатывал, как мог. Все одевались кто во что горазд, вернее, у кого на что хватило денег. На телевидение просочились западные сериалы. В медленно тлеющей стране развивалась преступность, люди начали наживаться на том, на чём наживаться, в принципе, нельзя. И в этом соку варились подростки.
    Ровесники моей бабушки ворчат, что вот, мол,  распущенное поколение девяностых воспитало детей под стать себе. Коммунистические идеалы рухнули, религиозные идеалы уже не возродить, и теперь у подростков нет стержня, не идеала, на который нужно равняться. Нет «внутреннего сторожа», если хотите.
        А теперь схематично намалюю вам портрет современного подростка: хронически прищуренные близорукие глаза, сутулая спина, огромные наушники. Мальчики превратились в чахлых узников биберовских распашонок. Все стремятся к бесполости   и идентичности.
Девиз моды «уподобляюсь, чтобы отличаться» забыт и похоронен.  И побольше чёрного в одежде. Никто не должен отличаться. В моде мальчишеская фигура, что — то среднее между джинсами, лосинами и  узкими подштанниками, жёлтые волосы с каштановыми корнями и манеры грузчика Васи, разбавленные ноткой пошлого кокетства. Модно, например, оттопыривать мизинчик, когда держишь сигарету.
       Но стало немодно быть добрым.  Если в конце девяностых все повально и фанатично ударились в религию, бывшие атеисты отвешивали в храмах земные поклоны, а выпускники технических вузов разом уверовали в Воскресение Господне, то теперь я по пальцам могу пересчитать тех, кто ходит в церковь или постится. Ну или хотя бы рассказывает об этом прилюдно. Однажды я встретила в церкви свою одноклассницу. Она стояла перед иконой с таким  задумчивым и просветлённым выражением  на лице, какое странно было видеть даже на лице набожной старушки, пережившей и Брежнева, и Хрущёва, и пропаганду научного атеизма. А на следующий день эта самая одноклассница грязнейшими словами описывала подробности чьей — то личной жизни.
      Поколение миллениума...Кто сможет заглянуть  в твою мутную   душу? Кто с уверенностью может сказать, что  в ней осталось    что — то человечное и прекрасное?...Жестянка с окурками вместо сердца, сплошные звёздочки цензуры вместо речи.
     «Новое поколение», «дети будущего», «юные россияне» гниют перед мониторами. В социальных сетях все открыто поливают друг друга грязью , откровенничают и признаются кому — то в любви. В жизни — то мы далеко не такие смелые! Попробуй — ка скажи кому — нибудь в  реальной жизни всё то, что так уверенно  пишешь   в интернете!  А «Вконтакте» никак не дашь по лицу — там вместо лиц обрезанные и ретушированные фотографии. Почему в Сети мальчик пишет  своей однокласснице: «Катюш, ты самая красивая и нежная.», а в лицо обрушивает на бедную Катюшу  целую лавину непристойных ругательств?
    У Бредбери есть замечательное произведение « 451 по Фаренгейту», в котором описывается мир будущего,  где цензура запрещает читать книги, а живое общение вытеснили так называемые «родственники»:  трёхмерные изображения, которые обращаются к зрителю с телевизионных стен. Они называют его по имени , разговаривают и ссорятся между собой,  создают иллюзию близкого общения. Хотя на самом — то деле это никакое не общение. Эти «родственники» просто  запрограммированы , они неживые, и им всё равно, что вы чувствуете. Бредбери был гениальным провидцем .«Вконтакте» - это телевизионные стены, родственники — это далёкие друзья с выдуманными никами. Они, конечно, настоящие, но, кто знает, может тринадцатилетняя Полечка из Казани, с которой ты сейчас общаешься на самом деле - бородатый сорокалетний Юрий из соседнего подъезда с пивным животом, тараканами в голове и дурными намерениями .
         Поколение девяностых чудом спаслось от алкогольного недуга, но не смогло защитить своих чад от компьютерной зависимости. Вроде бы, компьютер такой безобидный, такой безопасный, а затягивает похлеще наркотика. И ведь  от сидения «Вконтакте» не закодируешь, и нету специальных отрезвителей для заядлых геймеров.
         И в другом Бредбери был прав:  читать книги, конечно, никто не запрещает, но дети из самой читающей в прошлом страны мира очень редко утруждают себя чтением. Подавляющее большинство школьников оставляет графу «Любимые книги» на странице «Вконтакте» пустой, или просто пишет что — то вроде : «Не люблю читать! Не читаю!». Причём «албанским» языком и без знаков препинания. Если ты любишь читать,  найти единомышленников так же сложно, как встретить русскоговорящего в центральной Африке. Конечно, есть порядочные породистые детки без соплей, тунеядства и матерщины, но они давно уже расфасованы по элитным школам и лицеям.
     Да, поколение девяностых воспитало детей под стать себе.      Подростки поклоняются не Ленину, не Иисусу, не новомодному поп — идолу, а золотому тельцу. Любой успех стало принято выражать в дензнаках. Деньги теперь являются мерилом и ума , и таланта, и везения.
    Рушатся, рушатся идеалы, падают с постаментов фальшивые идолы. Я просто не поверила, когда бабушка сказала мне, что в день похорон Сталина плакал даже директор школы.
        Если наши мамы, в детстве ни разу не выезжавшие за границу, любили Россию безальтернативно, просто за то, что она- их Родина, Родина с большой буквы, то  сейчас все, видевшие и Париж, и Стокгольм, уже потихоньку убеждаются в том, что Россия — нелюбимое приёмное дитя — переросток в семье европейских народов.  Этот тренд нелюбви к Родине возник ещё в девяностые, когда железный занавес с грохотом поднялся, и дремучий советский люд толпами хлынул за границу.
       На уроке обществознания все долго и торжественно рассказывают о том, как любят свою страну. Но большинство подростков почему — то хочет   жить где - нибудь  за Атлантикой или, на худой конец,  в Израиле, одеваться от Версаче и говорить с бруклинским акцентом. Никому не хочется оставаться во Владивостоке или Мурманске и жить на копеечную зарплату рублями, как бы они свою «обширную и необъятную» Родину ни любили.
    «Поколение нового века», «дети больших возможностей», мы не ценим того, что имеем. Мы не застали талонов на хлеб,  посвящения в пионеры, красных галстуков и белых фартучков, перестройки и лихих девяностых. Не надо перезаписывать с чьего — то магнитофона любимые песни: мы скачиваем музыку «Вконтакте». Не нужно простаивать часы  в километровых очередях только для того, чтобы приобрести импортные джинсы. Да что там — вещи и продукты  можно  заказывать по интернету. Скайп,  чаты и твиттеры, возможность общаться с людьми из других стран, с других континентов. Образование стало иным: если вы живёте в Магадане, но собираетесь поступать в престижный  московский вуз, вы можете сдать экзамены по интернету. И самое, наверно, главное — мы сыты, одеты, обуты и материально обеспечены, мы живём в мирное время и не приходится ночью, заслышав сигнал тревоги, спускаться в бомбоубежище. Ко всем чудесам техники мы относимся так же, как к яичнице на завтрак : это у всех есть, так и должно быть. А ведь для кого — то и яичница на завтрак была роскошью...   Онлайн — стрелялки, квесты, симуляторы, планшетники, сенсорные мобильные телефоны — всё к нашим услугам. Но стали ли мы от этого счастливее,чем наши родители в детстве?   
       
      ...«Ну я вот не понимаю, зачем читать этих «Отцов и детей?» - выводит меня из раздумья голос приятельницы. « Пролистала, нудно так... Да ещё мама жалуется, что я мало читаю». «А всё — таки»- добавляет она потише - «Я вспомнила: это написал Горький».
   
   
               


Рецензии