Маргарита- Елена Булгакова

Помните классическое райкинское: “Время было ужасное, обстановка была
мерзопакостная, но рыба в Каме была!”?

ИЗ ИНТЕРНЕТА
..................

 Елена Нюренберг (Булгакова)


Корни

Шмуль Янкель Нюренберг (Сергей Маркович), отец Елены Сергеевны, был сыном мещанина Волынской губернии Мордхая-Лейба Нюренберга. В 22 года он принял христианство. При крещении в Рижской Евангелическо-лютеранской церкви Св. Якова получил имена Сергiус Петр Гейнрих. Крестины было чисто формальным актом: юноша учился в Дерптском университете и мечтал о благополучной карьере. Христианину в России сделать ее было легче, чем иудею.

Несколько лет Сергiус Нюренберг проработал учителем, а после венчания с дочерью рижского православного священника Александрой Горской перешел по настоянию жены в православие. 16апреля 1891 года в метрической книге Рижской Свято-Троице-Задвинской церкви записано: «Учитель Дерптскаго городскаго училища Сергiй Марков Нюренберг, 26 лет, по собственному желанию, из лютеранства присоединен к Святой Православной Восточной Кафолической Церкви через Св. Миропомазание с прежним именем «Сергiй» и тогда же приобщен Св. Христовых Тайн».

В Риге Сергей Маркович был известным человеком: работа чиновником не помешала ему сотрудничать в российском журнале «Театр и искусство», газетах «Русь» и «Новое время», где он писал критические статьи о театре. Некоторое время он был секретарем редакции «Рижский Вестник», участвовал в создании 1-й русской платной библиотеки и «Русской ссудной сберкассы», был членом русского просветительского общества и слыл увлеченным театралом. В доме всегда было много артистов. Дети росли в творческой среде, сами ставили пьесы и играли в них. В интеллигентных семьях в то время были приняты домашние спектакли.

Старший Александр всегда был режиссером и претендовал на главные роли. Главные женские роли исполняла тщеславная Ольга, реже - Елена. Младший, Константин, к актерской работе не допускался. Ему доверяли только занавес. Учиться Елену отдали в элитную Ломоносовскую гимназию. Особыми успехами она не блистала: «отлично» имела только по Закону Божьему, истории и французскому. По остальным предметам - «хорошо». Позже, сверив свои аттестаты, они с Михаилом Булгаковым смеялись: по странному совпадению у него в аттестате тоже всего две пятерки: по тому же Закону Божьему и географии.

Гимназию она не окончила, что не помешало ей не только владеть несколькими языками и переводить художественную литературу, в том числе вышедший в серии ЖЗЛ роман Андре Моруа «Жорж Санд», но и помогать Булгакову в работе над романом.
В доме Нюренбергов всегда заправляла энергичная и практичная Александра Александровна. В семье говорили только по-русски, посещали православную церковь, дружили с русскими семьями. Похоже, семейство было дружным. Однако никогда, ни в одном письме или разговоре Елена Сергеевна не скажет ничего подобного булгаковскому: «Мама, светлая королева, где ты?»

Как-то в разговоре с М.Чудаковой вдова писателя рассказала, как в январе 1956 года приехала в Ригу к умирающей от воспаления легких матери. Больная была в бессознательном состоянии, но здоровое от природы сердце продолжало работать. И тогда она хладнокровно заставила медсестру ввести матери смертельную дозу морфия. То, как непринужденно и спокойно Елена Сергеевна рассказывала об этом, произвело на Чудакову ошеломляющее впечатление.

Московский период

Из Риги в Москву семейство переехало в 1915 году, «по месту работы отца». Поначалу Елена работала в отцовской домашней канцелярии, печатала его труды по налоговым вопросам. В декабре 18-го года вышла замуж за Юрия Неелова. Скромный военный чиновник был сыном знаменитого трагика Мамонта Дальского. Через год молодой супруг получает должность адъютанта командующего 16-й армией Евгения Шиловского, потомка древнего княжеского рода, принявшего революцию. На советскую военную службу его призвали как специалиста генштаба. Приказ об откомандировании в Москву подписал сам управляющий делами Высшей военной инспекции, будущий шеф НКВД Ягода. В Москве Шиловский сразу получил квартиру и удостоверение о льготах.

Познакомилась Елена Сергеевна с ним через мужа. Молодой, красивый военачальник влюбился в нее с первой встречи, но благородство и честность не позволили ему ухаживать за женой подчиненного. Однако страсть оказалась непреодолимой, и через год, после оформления Еленой развода с Нееловым, они поженились.

Разрешение на второй церковный брак давал сам патриарх Тихон. Супругу свою Шиловский безумно любил. Об искренности ее чувств к мужу сказать что-либо трудно. Как-то она призналась своему племяннику, что разыгрывала «свою партию» и выиграла. В стремлении «устроить свою жизнь» ею всегда руководили расчет и огромная воля.

Встреча с Мастером

С Михаилом Афанасьевичем они познакомились у друзей зимой 29-го года, на Масленицу. Елена Шиловская подружилась со второй женой писателя, Любовью Евгеньевной, и зачастила в дом Булгаковых.

«У них было трудное материальное положение, - пишет она потом в дневнике. - Не говорю уже об ужасном душевном состоянии М. А. Все было запрещено... На работу не брали даже типографским рабочим».

...«Все мои литературные произведения погибли, а также и замыслы, - пишет в это же время Булгаков брату, - я обречен на полную голодовку».

Тайный роман между Булгаковым и Шиловской возник очень быстро. Брак с Любовью Белозерской к тому времени исчерпал себя. Супруга все дни проводила в компании друзей, у нее наметился новый роман, и она не скрывала своего безразличия к мужу. Елена же, в порыве чувств, была само внимание и посвящала ему все время. Заподозрив неладное, Шиловский запретил ей встречаться с писателем. Они не виделись больше года. Но первая же встреча после разлуки стала роковой: Елена Сергеевна ушла от мужа. Развод был мучительным: Шиловский обожал жену и сыновей. Он был в таком отчаянии, что однажды едва не убил Булгакова.

«Не будете же вы стрелять в безоружного? - тихо спросил писатель, стоя перед наставленным на него пистолетом. - Дуэль - пожалуйста». И Шиловский смирился.

...Ее жизни многие могли бы позавидовать: престижный дом, в котором жило все высшее руководство страны, в том числе высшие военные чины - Тухачевский, Уборевич, приемы, роскошная светская жизнь, вышколенная прислуга, любящий супруг и неистово любимые дети. Все это она бросает и уходит к нищему, неприкаянному и всеми хулимому писателю.

«Мы очень счастливы, - пишет в те дни Булгаков родителям Елены в Ригу. - Я бесконечно благодарен Люсе (так ее называли в семье. - Прим. ред. ) за то огромное счастье и радость жизни, которые она дала мне»...

Жизнь писателя наконец приняла привычный для него упорядоченный характер. Всегда ухоженная, аккуратная Елена Сергеевна создала в доме уютную, спокойную атмосферу. Вкусные, всегда красиво сервированные обеды и ужины (к чему Булгаков привык с детства), встречи с приятными ему людьми, дружеские беседы, когда не надо думать о каждом слове (а вдруг донесут?). Булгаковские приемы славятся изысканностью кухни. Но главное, писатель снова мог вернуться к работе над «Мастером».

Поскольку у Елены Сергеевны всегда были домработницы, она могла активно помогать мужу: писала под диктовку его новые сочинения, занялась менеджерской деятельностью, что его самого всегда угнетало. При недолгих разлуках Булгаков скучает и пишет по нескольку писем в день. Она ежедневно шлет ему открытки и телеграммы. А когда Мастер заболел, к обычным обязанностям жены прибавились новые. Доктор Булгаков, став пациентом, пишет: «Пройдет время, и над нашими терапевтами будут смеяться, как мы над мольеровскими врачами... К лучшему из врачей, Е. С., это не относится. Но она одна справиться не может».

Сестра Елены Сергеевны Ольга пишет в эти дни матери: «Она любит его так сильно, что это не похоже на обычное понятие любви между супругами, прожившими немало годов вместе».

Осведомители в доме Булгакова

Конечно, Булгаков не был так наивен, чтобы не знать, что за его жизнью пристально следят с Лубянки. В 90-е годы в приложении к журналу «Служба безопасности» были изданы оперативные сводки и сообщения 1925- 1936 годов о Булгакове и неизвестные ранее отзывы писателей о поездке 1933 года по Беломорканалу, среди которых тексты Вс. Иванова, Ильфа и Петрова, Е. Шварца и др.

Но самую неожиданную информацию прислала Д. Тубельская, первая жена старшего сына Елены Сергеевны, после развода сохранившая с бывшей свекровью близкие отношения.

«Сейчас произнесу крамольнейшую мысль, пришедшую мне в голову, - а не имела ли сама Елена Сергеевна особого задания? Вполне допускаю, что на первых порах она холодно принимала любовь М. А., выполняя некое задание, а затем искренне полюбила его сама и посвятила ему всю жизнь.


Возникает ряд бытовых деталей. Откуда такая роскошь в ее жизни? Ведь временами М. А. почти ничего не зарабатывал. Откуда дорогие огромные флаконы «Гэрлен» и «Шанель», когда их в Москве никто не видывал? Откуда шубы и прекрасная одежда, обувь от Барковского? Откуда возможность принимать многочисленных гостей, посещать приемы в американском посольстве, принимать дома американцев, да и тех же осведомителей, подписывать договоры на издания за границей? Почему так активно взяла она в руки все дела М. А.? Почему она так быстро покинула обеспеченный дом Шиловского, разделив сыновей, и последовала за крайне сомнительным будущим с Булгаковым? Думаю, что у нее была уверенность в незыблемости ее собственных доходов. И необходимость следовать некоему приказу. И, наконец, почему после смерти М. А. так резко, впервые в ее жизни наступили финансовые трудности? Не потому ли:, что отпала необходимость в ее услугах?»

И что еще интересно: Елена Сергеевна долго уговаривала Булгакова написать пьесу о Сталине и почти склонила его к этому. Странно, но, зная о взглядах писателя, его нескрываемом неприятии советского строя, великий вождь по своей обычной логике должен был бы отправить его на расстрел без приговора. Но нет, он отвечал на его письма, звонил и даже по просьбе писателя миловал некоторых из осужденных. В чем же секрет? Может быть, и в самом деле «вождь народов» хотел быть увековеченным самым мощным русским писателем ХХ века, признавая тем самым абсолютное величие Булгакова?

Существует еще одна догадка по поводу связи Елены Сергеевны со спецслужбами: донесения НКВД она составляла при участии, а быть может (и скорее всего), под диктовку мужа. Исследователи и по сей день гадают над тончайшим психологическом раскладом, благодаря чему даже такой беспощадный человек, как Ягода, заявил: «Надо дать ему работать».

Булгаков был карточным игроком, причем играл не в «подкидного» и даже не в преферанс, а в «винт». Это не столько карточная, сколько психологическая игра. Ход мыслей в донесениях слишком рискованный, не женский, поэтому значительная часть исследователей полагает, что без участия Булгакова здесь не обошлось.

Согласно этой версии, получается, что Елена Сергеевна была двойным агентом: Лубянки и собственного мужа. Со стороны опального писателя было весьма логично иметь «своего агента влияния» в недрах спецслужб. Высший пилотаж для любой контрразведки! И если это так, то таким пилотажем Булгаков овладел неплохо. Но это все только догадки. Секретная папка Булгакова и по сей день под семью замками.

Эпилог

Когда Булгакову стало совсем плохо и было ясно, что проживет он считанные дни, в его дом потянулись один за другим писатели, артисты, режиссеры, друзья. Пришел проститься и Александр Фадеев. После его ухода Михаилу Афанасьевичу как будто легче стало. Он лукаво улыбнулся и подмигнул жене: «Лена, мне показалось, он положил на тебя глаз. Когда умру, можешь завести с ним роман».

Возмущению Елены Сергеевны не было предела: «У меня есть муж! Как ты можешь это говорить!» «Так я же не предлагаю тебе сделать это сейчас», - улыбнулся писатель. И, как всегда, оказался пророком. Через несколько дней после этого разговора он скончался. Спустя некоторое время Елена Сергеевна на долгие годы стала подругой Фадеева. Когда в 1941 году была эвакуация москвичей, Фадеев отдал ей и ее детям свое купе, а сам отправился позже самолетом. Булгакова, как автора МХАТа, похоронили на Новодевичьем кладбище неподалеку от самого любимого им писателя Николая Гоголя.

Однажды, придя на кладбище, Елена Сергеевна обнаружила, что с могилы Гоголя исчезли крест и надгробие из метеорита, их заменил памятник от правительства. Узнав, что надгробие отправили на кладбищенскую свалку, она попросила рабочих за бутылку перенести кусок метеорита на могилу Булгакова. Так судьба объединила двух великих писателей России. А позже и Маргарита вернулась к своему Мастеру...

Источник: http://www.chas-daily.com/win/2006/01/14/g_001.html?r=32
Материал предложен к публикации модератором форума Эдуардом 

P/S
1.К модератору форума Э.К. никакого отношения не имеет.
2.Дальнейшая жизнь Е.Булгаковой ничем не отличалась от жизни(борьбе за существование)
  всех других- полуголодное существование за счёт переводов, но всю жизнь посвятила
  памяти мужа и добилась публикации всех трудов его "в стол", т.ч. "Мастера и Маргариты"
  Ум. в 1970г и несмотря на все трудности жизни говорила, что самая счастливая из женщин,
  будучи женой и помошником Мастера.
  По просьбе писателя она вела дневник(после ареста "органами" собственных дневников
  Булгаков перестал их писать) и многое общественное и личное сохранилось для нас, их
  потомков.
3. Из сохранившихся заметок Булгакова(Михаил и Елена Булгаковы- "Дневники Мастера и
   Маргариты", М. 2001 привожу, что меня, как нумизмата- бониста заинтересовало более-
   снимок очевидца того "мерзопакостного" времени...

11.7.23
хлеб белый- 14млн. фунт(около 400гр-Э.К.)
Червонцы(банкноты)ползут в гору и сегодня 832 млн.
2.8.
Сегодня банкноты, с Б-й помощью, 2050руб.(2 млд.50млн.), и я сижу в долгу, как в шелку.
Денег мало, будущее темновато(два его брата в Париже, куда ему путь закрыт- Э.К.)
18.9.
Доллар стоит 125 млн.германских марок.
30.9
Червонец сегодня-4000р. дензнаки 1923г.(4 млд.)
18.10
Червонец сегодня, с Б.пом., 5500млн.р.(5,5млд.). Французская булка(небольшие булочки- в
продаже были до конца СССР, может и сегодня где есть в продаже- Э.К.) стоит 17млн.
Фунт белого хлеба- 65млн., яйца, десяток- вчера стоили 200 млн.р. Москва шумна.
Возобновил маршруты трамвай №24(Остоженка).
22.10
Червонец 6500; доллар- 69 млд.марок.

8.1.24.
Червонец- 3,6 млд.р.
21.7.
Появились медные пятаки. Появились полтиннии(со звездой в 1921, 22- но в обращение поступили одновременно с "кующим счастье рабочим" 1924-27гг, за искл-м 1923- Э.К.)

(вскоре появились и серебрянные рубли 1921-22гг и золотые 10р- червонцы- всё в строгом
соответствии с весом и пробой царского времени- часть монет чеканилась в Париже и
Бирмингеме- в ответ на критику за связи с большевисткой Россией- англ-й премьер заявил-
"...торговать можно и с людоедом"...)


Рецензии
http://www.bulgakov.ru/ipb/index.php?showtopic=1455

"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!"

Известная всем любителям творчества М.А.Булгакова, вызывающая неизменный умилительный восторг перед талантом автора представлять любовь столь прекрасно, пафосно, неожиданно и оригинально.
Но стоит лишь чуть задуматься, отказавшись от пиетета перед словом гения, и сами собою начинают возникать вопросы.

Отчего любовь автор уподобил убийце?
Ведь все знают, что бог есть любовь.

Почему она настигла их исподтишка, подло, внезапно, как поражает финский нож?
А не явилась к ним во всей своей красе с ощущением радости и счастья, благоухая, а не смрадным дыханием смерти.

Почему, если автор хочет показать "настоящую, верную, вечную любовь", он обозначает её рождение столь ужасно?
Ведь удар молнии обозначает мгновенную гибель.

Всё становится на свои места, когда понимаешь, что М.А.Булгаков выдумал эту вычурную метафору, упрятав в ней секретную информацию, которую он не мог написать прямо из-за смертельной опасности.
Автор для любви мастера и Маргариты избирает страшную аллегорию, уподобляя возникшее между ними божественное чувство подлому и коварному убийце. Так он скрытно подсказывает читателю, что их встреча была неслучайной, а по специальному заданию Маргарите от нечестивого НКВД, которому она служит.
Нет, не божественному промыслу должны быть благодарны герои романа, но коварству советской власти, пославшей Маргариту к мастеру в качестве наложницы и соглядатая ...
И с первого дня своей любви оба они сознавали, что впереди их ждёт смерть.

Так, как я понимаю, рассуждал и писал М.А.Булгаков ...

14 сентября 2011-го года.

Ержан Урманбаев-Габдуллин   08.01.2016 09:00     Заявить о нарушении
«Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить всё, что ей понравится. Среди знакомых её мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире.
– Словом.. Она была счастлива?
– Ни одной минуты!».

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ержан Урманбаев

У любого нормального человека при чтении этих строк возникает вопрос — почему Маргарита не была счастлива «НИ ОДНОЙ МИНУТЫ»?
Неужели она замуж вышла по принуждению?
Или муж оказался импотентом или того хуже гомосексуалистом?
Иначе нельзя понять, как могла чувствовать своё несчастье Маргарита Николаевна в СССР, где кругом царила нищета, убожество, насилие, произвол.
Отсюда следует вывод, что М.А.Булгаков утверждает нечто другое, что прямо высказать нельзя, так как это противоречит образу советской женщины, разрешённому цензурой. Попробуйте сложить это вместе.
Ведь муж какой-никакой был, раз она занимала огромную квартиру одна с прислугой и неким соседом снизу в центре Москвы.
И что значит выражение «среди знакомых мужа попадались интересные люди»?
Кому попадались?
Мужу?..
Опять игра слов с намёком на то, что они могли ПОПАДАТЬСЯ Маргарите в любовные сети, так как она была несчастна с мужем.

И ещё одно утверждение «не знала ужаса житья в совместной квартире». Заметьте не в коммунальной квартире, как воспринимают читатели, а в СОВМЕСТНОЙ.
С кем совместной?
Естественно с мужем, не с прислугой же!
Значит Маргарита живёт с мужем раздельно!
Но давайте допустим муж нормальный в половом отношении человек, то какова его роль в этом случае?
И тут уже вариантов нет.
Нет никакого мужа, есть сутенёр, который водит к Маргарите по необходимости важных людей для получения дополнительных сведений. Такая практика в СССР была фактически легальным способом добывания информации о неугодных людях.

Как Вам, господа, такая логика?.. Или продолжим романтический бред?..

Dmitri Piterski

Pourquoi pas?
Кучеряво, конечно, но!
Если не ошибаюсь, кто-то из церковных литературоведов называл же Маргариту Николаевну просто нимфоманкой. Отсюда и дальше двигаться можно, ну логически. Вербовка и всё такое.

Ержан Урманбаев

Dmitri Piterski, добрый день!

Тут снова есть прямые доказательства.

Откройте текст там, где Маргарита начинает посещать подвальчик мастера. Вдруг с её посещением во дворик начинают заходить множество странного народа. Стук сердца тождественен стуку калитки, следовательно 10 соглядатаев ходят постоянно следом.

Немногим раннее Маргарита сама на улице Тверской (это знаменитая биржа проституток Москвы) пристальным взглядом из толпы и яркими жёлтыми мимозами (символ 8-го марта, ещё одно советское событие) привлекает внимание мастера, чтобы увлечь его в пустую подворотню и договориться о цене свидания, как это давно повелось. И там их настигает Любовь не как дар Божий, но подобно Убийце!

Что это может значить относительно Любви?

Очевидно то, что она извращённая, запретная, противоречащая здравому смыслу …

Есть ещё и другие детали … Надо просто захотеть их заметить.

Например, женщины в романе шествуют постоянно обнажёнными, то есть не имут стыда.

Мастер даже вслух обращает на это внимание читателей, когда обращается к Маргарите, чтобы она накинула на себя халат при Азазелло, возвращая воображение обывателей назад к грешному миру, в котором они обитают.

Автор ненароком предлагает не вестись на расхожие стереотипы психологии, использованные им для невежественной цензуры, симпатизирующих похабным сценам.

Стоит заметить, что одним из прототипов Маргариты является Мария Фёдоровна Андреева, которая открыто сотрудничала с НКВД. Для этого надо понять, что прототипом мастера является А.М.Горький, то есть единственный признанный мировым сообществом классик литературы в СССР, отсюда внешнее сходство в тексте романа в описании с настоящим признанным классиком русской литературы с Н.В.Гоголем.

Другим прототипом МАРГАРИТЫ является Маргарита Гертруда Целле или Мата Хари.

Вот только эти два экзотических исторических персонажа не составляют весь перечень образов, вошедших в создание фантастически многообразной Маргариты Николаевны …

Так что ничего «КУЧЕРЯВОГО». Просто логика и здравое мышление без романтических подростковых соплей.

Священник Андрей Кураев тоже заблуждается, бродя по поверхности и не рискуя углубляться внутрь, так как роман «Мастер и Маргарита» и М.А.Булгаков ему симпатичны.

А по его логике Булгаков получается натуральным вполне советским богохульником, чего уж никак быть не может.

Ержан Урманбаев-Габдуллин   08.01.2016 09:00   Заявить о нарушении
конечно, роман многоплановый, но одна, вроде вскользь замаскированная мысль-
только в Москве мог появиться Дьявол...

Эдуард Кукуй   09.01.2016 09:22   Заявить о нарушении
Нет такой мысли.
Иначе почему через весь роман звучит идея о том, что на Россию и Москву надвигается ершалаимская тьма? Знать не в России родился Дьявол, а где-то в другом месте. Точнее в сущности самого человека.
Это роман не про дьявола.
А про то, как сама человеческая природа порождает Зло, а после притягивает для обоснования её необходимости множество дополнительных аргументов ...
Но это длинный разговор ...

Ержан Урманбаев-Габдуллин   10.01.2016 16:31   Заявить о нарушении
есть!
дьявол- в Кремле

Эдуард Кукуй   10.01.2016 17:45   Заявить о нарушении
Это уже Ваша мысль.
К слову, Кремль - это тоже памятник итальянской культуры.
В романе "МиМ" вовсе нет никакой мистики. Одна реальность, изложенная в стиле и манере, присущем в России Гоголю и Булгакову. Только им двоим.
Это произведение не схоластическая притча и не мистический миф, не романтическая сказка и не скоморошья потеха.
Это Великая Антиутопия, где интеллект Художника и творца побеждает лукавый разум и логику Всемогущего Воланда-Сталина, вооружённого тысячами служащих энциклопедистов, литераторов с их словарями, техническими возможностями и ужасом адского огня цензуры, который мгновенно готов сжечь писателя, если только один из прислужников вождя обозначит тайный смысл творений.
Но это разговор длинный.
И не только о Кремле.

Ержан Урманбаев-Габдуллин   10.01.2016 17:56   Заявить о нарушении
зачем так далёко и глубоко- речь о "кремлёвском горцу" 30-х
а приведенной по памяти строкой я был ошарашен, когда роман ещё можно было прочесть только в читальном зале, по выходу в печать мизерным тиражём...

разумеется, мысль была запрятана в сочетании с другими, но привожу по памяти,думаю- дословно

Эдуард Кукуй   10.01.2016 20:27   Заявить о нарушении
относительно адского огня цензуры- роман был предназначен будущему- автор
прекрасно понимал, что при жизни только жена может быть единственным читателем

был и эзопов язык, и умение читать и понимать порой и не сказанное в лоб(как в талантливой музыке и поэзии)

Эдуард Кукуй   10.01.2016 20:35   Заявить о нарушении
Понятно, что речь о Дьяволе прямо определяла Сталина-Воланда. В ней нет философии, а у Вас, как мне показалось, звучит нечто обобщающее.
М.Булгаков сделал всё от него зависящее, чтобы его роман "МиМ" при его жизни был признан большевиками "Евангелием" советской власти при непосредственном покровительстве и протекции Сталина. Даже написал в этих целях пьесу "Батум", после постановки которой на сцене главного театра СССР МХАТ-а издание романа стало бы неизбежным.
Но вождь не решился поддержать его в этом, хотя во многих других требованиях постоянно поощрял(!). Просто Сталин лукавым умом дикаря чувствовал интуитивно, что в тексте есть подвох, который его разуму не доступен.
И это тоже долгий разговор.

Ержан Урманбаев-Габдуллин   11.01.2016 05:14   Заявить о нарушении