Словесная эквилибристика сектанта

Словесная эквилибристика сектанта.

Извлечение из: ЕВРЕЙСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ в РОССИИ. В. В. ГРИГОРЬЕВ. С. П. Б. 1847
Каббалисты предполагают, что Господь дал Моисею на горе Синае Священное Писание (под которым разумеется иногда одно Пятикнижие, а иногда и весь Ветхозаветный Канон), со всеми находящимися в нём точками, ударениями и прочим, короче - сказать — со всею Масорою; причем открыл ему также все тайны, скрывающиеся в каждой главе, под каждым стихом, словом, буквою и точкою, и научил его: каким образом посредством перестановки букв в словах Св. Писания (которое все состоит единственно из бесчисленных имен Божьих) можно, когда устремив к тому помышления, производить, по желанию, различные действия и перемены в небесных областях.
Вследствие этого, Каббала разделяется на символическую и реальную.

Символическая Каббала учит, каким образом можно открыть в Св. Писании заключенный в нём Богом таинственный смысл.
Это достигается посредством: а) или Гематрии, или б) Нотарикона, или в) Темуры.

а) Гематрия (с греческого — геометрия), бывает либо арифметическая, либо фигуративная.
Гематрия арифметическая состоит в объяснении слова через замену его другим, одночисленным с ним(12).
Так, например, слово "Мессия" одночисленно с словом "нагаш" (именно оба выражают число 358) — "змей", под которым разумеется Сатана, в образе змея увлекший Евву к греху и внесший смерть в мир; и эта одночисленность открывает ту тайну, что Мессия, по сошествии своем на землю, разобьет этому змею голову, и таким образом уничтожит грех с последствием его смерти.
Фигуративная Гематрия раскрывает тайный смысл Св. Писания из встречающихся в нем, на основании Масоры, больших, малых, извращенных или поставленных между строками букв.
Объяснить как это делается, довольно трудно без помощи еврейского шрифта: посему оставляем читателей в неведении таинств Фигуративной гематрии.

б) Нотарикон (вероятно от латинского — nota, notare ) состоит в том, что из начальных или из конечных букв нескольких слов составляется одно, которое и объясняет их внутренний смысл; или, наоборот, из букв одного слова составляется несколько слов, в которых эти буквы приходятся начальными.
Так, например, в слове "Адам"(13) заключаются начальные буквы имен Адам, Давид и Мессия: это показывает, что душа Адама переселилась в Давида, а из него в Мессию.

в) Темура — анаграмматическая перестановка букв — бывает разного рода.
Или просто из букв, заключающихся в одном слове, перестанавливая их по, произволу, делают другое; например из Малахии — Михаил(14).
Или — буквы слова заменяются другими таким образом, что вместо первой буквы азбуки ставится последняя и, наоборот, вместо второй — предпоследняя и наоборот, и так до конца, каковая перестановка называется "ат-баш": этим способом слово "Сесак" у Пророка Иеремии, которое не имеет никакого смысла, читается "Бабел", то есть - Вавилон.
Или — двадцать две буквы еврейской азбуки делят на две строки по одиннадцати буквы в каждой, и заменяют первую букву азбуки, стоящею под ней двенадцатою и наоборот, вторую — тринадцатою и наоборот, и т. д.: этот образ замены букв называется "ал-бам".
Или — каждая буква слова заменяется другою, следующею за нею по азбучному порядку, то есть "б" заменяет "а", "в" заменяет "б", и т. д.
Каждая буква может быть перестановлена и заменена другою на двести тридцать один манер.

Отсюда понятно, каким образом Каббалисты могут находить в Св. Писании решительно всё, что им вздумается.

/ЕВРЕЙСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ в РОССИИ. В. В. ГРИГОРЬЕВ. С. П. Б. 1847. Глава: III. КАББАЛИСТЫ./
В Талмуде имени Караитов также не встречается, но и это равномерно не может еще служить доказательством не существования их прежде окончательной редакции этого сборника (ранее 540 лет по Р. Х. [по Рождеству (рождению) Иисуса Христа] ).
Причина молчания Талмуда о Караитах заключается, весьма вероятно, в том, что думая, действуя и проповедуя в прямой противоположности с Фарисейскими или Раввиническими началами, Караиты были, потому, заклятыми врагами Фарисеев, за что последние платили тем, что старались всегда смешивать их и представлять как одно и тоже с ненавистною всем сектою Саддукеев.
Это было тем легче, что Караиты, прежде чем получили или приняли это отличительное название, поглощались, вероятно, вначале, вместе с другими одинакового с ними происхождения сектами, под общим именем Цадиким.
Чтобы обратить их в Саддукеев, Цадуким, стоило, поэтому, изменить только в их имени букву "и" в букву "у"(1).

1 Изменение это в еврейских письменах может случаться и случается даже без намерения, просто по ошибке: ибо что буквы "iод" (и) и "вав" (у) имеют почти совершенно одинаковую форму, отличаясь друг от друга только небольшим удлинением, почему легко могут быть смешиваемы, как, например, наши буквы "е" и "с".
А что такая проделка могла быть в духе Фарисеев, свидетельствуется тем, что потомки их Раввинисты употребили ее в ход в XVI столетии по Р. Х. [по Рождеству (рождению) Иисуса Христа] Константинопольские Караиты получили в это время позволение выстроить себе синагогу, и над входом в нее написали, как это употребительно и у Раввинистов, Псалма CXVII стих 20: "Сия врата Господня, праведнии (цадиким) внидут в ня".
Ночью какой-то еврей-раввинист влез, да и удлинил первый "иод" (букву**) в слове "цадиким", — и вьшло: "внидут в ня Саддукеи".

/ЕВРЕЙСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ в РОССИИ. В. В. ГРИГОРЬЕВ. С. П. Б. 1847. Глава: I. КАРАИТЫ ИЛИ КАРАИМЫ./


Рецензии
1.СИНАГОГА (греч.) - молитвенный дом. Традиционное, особенно в средние века, название христианских (преимущественно православных-греческих)сооружений в Западной Европе, странах Северной Африки, Ближнего Востока.
2. Евреи - у древнеримских авторов, а позднее и латинских компилянтов - обозначение не рода, племени, а название греков исповедовавших христианство.

Стив Бердник   26.02.2013 07:38     Заявить о нарушении