Ответ А. Туманской и другим критикам Руна

Ответ Анастасии Туманской и иным возможным критикам "Тайны Золотого руна"

Анастасия! Из-за нехватки времени отвечаю с небольшим опозданием, но зато с удовольствием и по пунктам ;-)

1. Напрасно Вы считаете, что я Вас не понял. Я понятливый. Мифы надо беречь - согласен. Но моя «Тайна золотого руна» имеет подзаголовок – введение в мировую историю пчеловодства. Просто есть такая наука – «пчеловодство» и есть дисциплина – «история пчеловодства», значит, должно быть и «введение».
 
2. Напрасно Вы в который раз повторяете что «пчеловодство НЕ ставилось во главу угла в древней Элладе».
Тут с вами любой почти согласится. Но что ставилось во главу угла? Тут любой задумается. Задумались и Вы и дали ответ: «Вспомните, что весьма ценный дар преподнесла эллинам, а точнее Аттике богиня Афина. Я напоминаю об оливе». 
Рассмешили, но, спасибо конечно за напоминание о жире растительного происхождения. Вот Вам ответная цитата про бога пчеловодства (!)  «Аристея, что пчелиного роя изделье явил, а также и жир многотрудной оливы" (IV 1134 Церетели).  А вот из Р.Грейвса: «Ввоз масла на Сицилию был бы намного выгоднее для критян, чем ввоз черенков олив. Но поскольку эллинские колонии появились на южном побережье острова в позднемикенскую эпоху, с ними вместе распространилась и культура оливы. Посетившего Сицилию Аристея можно отождествить с Зевсом Морием, который отвечал за распределение черенков священной оливы, происшедшей от той, которую посадила Афина в афинском Акрополе … с ним связано пчеловодство, которое пришло в Афины с минойского Крита, где символами пчеловодов были рукавица и пчела.» В " Александре " Ликофрона Афина - "Пчелиная", "Жужжащая" (bombilia), она почиталась именно под этим именем в Беотии.  АФИНА ПЧЕЛИНАЯ! Вот Вам и жир во главе угла!

3. Напрасно Вы пугаете меня мифологическими львами: «А если всё, что ни совершалось в Элладе, простите, подгонять под пчеловодство, то можно быть убедительным и в том, что Геракл искал именно пчёл; в том, что не было и Немейского льва и Гидры, в всё это - олицетворение ульев.» 
Я позволю себе вновь предоставить слово Грейвсу: «Рассказ о том, как Аристей получил пчел из туш жертвенных животных, неверно передан Вергилием. Рой пчел должен был возникнуть из льва, убитого самой Киреной или в ее честь. Этот миф, как и миф о пчелах Самсона, появившихся из туши льва, вероятно, возник на основе первобытного сакрального изображения обнаженной женщины в любовных объятиях льва и пчел, роящихся над тушей другого льва. Обнаженная женщина — это богиня-львица Кирена, хеттская Хепату, сирийская Аната или микенская богиня-львица Гера, а ее партнер — это царь-жрец, который должен умереть в день летнего солнцеворота под знаком Льва, который в египетском зодиаке изображался в виде ножа. Как Тесей или Геракл, он носит львиную шкуру и маску. Лев, которого собственноручно убивает царь-жрец, как это делали Геракл и его друг Филий (см. 153.e—f) в Пелопоннесе, Кизик на горе Димдим в Мраморном море (см. 149.h), Самсон в Филистии (Суд. 14,5), Давид в Вифлееме (1 Цар. 17,35), — это один из зверей, который во время коронации вызывал царя на ритуальный поединок.» Итак, ПЧЕЛЫ ИЗ УБИТОГО ЛЬВА!

4. Напрасно Вы, Анастасия, настаиваете на том, что «Геракл ходил за коровами именно Гериона, ибо означенный Герион жил не на Крите, и его не касалась глухая согласная, как не касалась она богини Геры, которая не была Керой (керы - мрачные кровожадные существа, служащиеГекате).»                Например, тот же Грейвс поясняет: «Греческое слово со значением «перга» (cerinthos) имеет критское происхождение так же, как и другие относящиеся к пчеловодству слова, например cerion («соты»), cerinos («воск») и ceraphis («восковая моль», представляющая собой определенный тип саранчи). Кер, чье имя, которое писалось также Car или Q're, в широком смысле означало «судьба», «рок», «удел». Во множественном числе это слово дало ceres («неудачи, напасти, незримое зло») и, очевидно, стало именем критской пчелы-богини, т.е. богини «смерти-в-жизни». Так, фиванская богиня Сфинкс названа Эсхилом («Семеро против Фив») «мужей крадущая Кер".
Прибавьте к этому и такое еще мнение: «Гера (Hеra или Hеrе), вероятно идентична с kera, хозяйкой, так же, как ее мужа, Зевса, называли erros в Эолийском диалекте (Hesych. s. v). Происхождение ее имени, возможно, проследить во множестве путей, от греческих и восточных корней». Вот ещё цитата из интернета: «Пелопоннес , —  место   обитания   Геры , —  обычно   ассоциировался   с   пчелами , королевой которых и почиталась Гера.»
ГЕРА-КЕРА – КОРОЛЕВА ПЧЕЛ! ГЕРИОН-КЕРИОН – ПЧЕЛИНЫЙ ЦАРЬ!
О керах и Гекате, в жертву которой Ясон приносил так любезный ей мёд я уж и говорить не стану.

5.    Напрасно Вы так не любите пчеловодство и утверждаете, что «в Мифах нет особого акцента на пчеловодческие занятия эллинов! Вот про воинов и пастухов и земледельцев - говорится многое!»
Мифологическая традиция буквально звенит пчелой и пропитана мёдом! Пчела и мед воспринимались в Греции с очень большой смысловой нагрузкой. Жужжащий рой пчел не только связан с душами умерших у Софокла (frg. 795 N. – Sn.), но пчелы немедленно являются там, где умирает человек, о чем рассказывает Гигин (fab. 136 о пчелах в винном погребе вокруг трупа Главка). Персефона – богиня смерти носила   имя  Пчелиной – Мелиндии, или Пчеловидной – Мелитоды у Феокрита (XV 94 Gow.). В схолии к этой XV идиллии Феокрита так и поясняется: "Мелитодой называют антифрастично (cat'antiphrasin) Персефону и Кору, почему и жрицы ее и Деметры именуются пчелами". В " Александре " Ликофрона опятьже Афина "Пчелиная", "Жужжащая" (bombilia, 786), которая почиталась под этим именем в Беотии. Жрицы и жрецы Артемиды Эфесской, богини с ярко выраженными хтоническими функциями и загробным миром (как ипостась Гекаты), носили название царей пчел (essenes – Paus. VIII 13, 1).  Жрицы  Деметры – тоже "пчелы" (melissai – Callim. Hymn. Apoll. 110 Pfeift.). В Дельфах у Аполлона жрецы – тоже "пчелы", что находим у Пиндара (Pyth IV 60 Sn.). Однако пчела была связана не только с миром смерти, но и с миром жизни. Медом пчел вскормила Диониса нимфа Макрида, говорит Аполлоний Родосский (IV 1136 – 1139 Frank.). Эта нимфа "кроткого дщерь Аристея, что пчелиного роя изделье явил, а также и жир многотрудной оливы" (IV 1134 Церетели). Пчелы вскормили своим медом младенца Зевса, и нянька его Амалфея была дочь Мелиссея, то есть Пчелиного (Hyg. 182). Один из куретов, или корибантов, среди окружения Критского Зевса носил имя Пчелиного – Мелиссея (Norm. XIII 145, XXVIII 306, XXX 305, XXXII 271). Мед, на целительные функции которого ссылается Порфирий, приводя примеры из греческой и восточной культовой практики, тоже, как и пчелы, обладал некой магической силой. Во время засухи Аристей (Nonn. V 273) приносил Зевсу жертву из медового напитка – кикеона, "дара пчелы". По словам Павсания (IX 40, 2), пчелы указали беотийцам во время засухи пещеру Трофония, у которого они искали исцеления от бедствия. Афиняне приносили душам погибших при Девкалионовом потопе пшеницу с медом, бросая жертву в расселину земли на священном участке Геи (Paus. I 18, 7). Мед явно был связан с хтоническими силами. Поэтому в подземных святилищах приносили в жертву ячменные лепешки на меду (Paus. IX 39, 11; Luc. Dial. mort. III 2) и вскармливали священных змей этими медовыми лепешками (Herodot. VIII 41). Мед даровал бессмертие, поэтому Гея и Оры помазали Аристею губы медовым нектаром (Pind. Pyth. IX 62). Демокрит, так же как и Порфирий, признает целебные свойства меда. Есть сведения о том, что Демокрит решил в преклонном возрасте лишить себя жизни и не принимал пищи. Однако когда близкие стали просить его не умирать в праздничные дни, он "приказал поставить перед собой сосуд с медом и таким образом продлил себе жизнь на нужное число дней, пользуясь только запахом меда; когда по истечении тех праздничных 106дней мед был унесен, он скончался". Демокрит всегда любил мед и на вопрос, как жить не хворая, ответил: "Если будешь орошать внутренность медом, а наружность маслом" (68 А 29 = Маков. 33). Демокрит даже советовал сохранять трупы в меде (68 А 161= Маков. 259)67.

6. Напрасно Вы всё ещё сомневаетесь « Ясон, не факт, что собрался к пчёлам! Натираться мазью - не обязательно к пчёлам! Мазь была дана ему для силы… А уж сажать в землю ульи... ещё раз простите, но не надо приземлять героику… Ясон ни в какие СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОДЕЖДЫ не переодевался! Он надевал черные одежды только для жертвоприношения, как велела Медея...»

Анастасия, Вы, верно, издеваетесь ;-) Ясон пошел с принцами всех городов за тридевять земель не за мазью для потенции(!), а за Золотым руном и, чтобы его заполучить, черт побери, он моется в водах Фасиса, одевает черные одежды, молится Гекате и выливает на землю мёд, а также  натирается мазью. Для чего? Для какой «силы»? Для того, чтобы пламя огнедышащих быков не обожгло его, чтобы меднодоспешные воины не обратили на него никакого внимания! Что значит «бык» на египетском, коптском, латинском языках я уже объяснил в «Тайне золотого руна». Это – apis, то есть пчела! Быки Гериона-Кериона - ульи с пчелами. Могу объяснить и по-русски. Русское слово «пчела» и украинское «бджола» происходят от существительного «бука», от глагола «бучать» (издавать равномерное гудение), от этих же слов также происходит и русское слово «бык». С меднодоспешными воинами-пчелами также всё понятно.

 Ведь поймите, что  комментаторы мифов сошлись во мнении, что этот эпизод ЗАИМСТВОВАН из мифа о Кадме, то есть Ясон вообще не сеял в Колхиде зубы дракона! Это делал лишь Кадм в Фивах! Как видите я спасаю миф, я показываю его как подлинную историю, я впервые отрицаю факт заимствования. А Вы пишете: «А есть ли у нас право производить насильно "пластические операции" уже прекрасному созданию? Зачем такие "римейки"?» Цитировать ответ Киркорова не стану ;-) но в розовых очках читать мифы лично мне не интересно.

7. Напрасно Вы предлагаете, цитирую Вас:  «отправить на свалку истории и Гомера и Софокла и Еврипида и Павсания и Эсхила… эти известные греки о пчёлах СОВСЕМ не писали!»

Писали. И о меде, и о нектаре, и о пчелах.
Павсаний в Описании Эллады пишет, что «Горы у афинян следующие: Пентеликон, где находятся каменоломни, Парнет место охоты на диких свиней и медведей, и Гиметт, который доставляет лучшее питание для пчел, кроме страны алазонов. У алазонов обычно и пчелы, как и все остальные животные, свободно живут в лугах, не имея крытых помещений, и их не держат в ульях: они складывают свой мед где придется и их мед и воск так смешаны один с другим, что их никак нельзя отделить».
Также Павсаний рассказывал о храме Аполлона  из пчелиного воска и перьев, построенный священными пчелами Аполлона. По  рассказу   Павсания  пчелы   у   гализонов (гализоны называются Гомером  в числе вспомогательных войск Приама) были   замечательно   ручными, жили и работали, не стесняясь присутствием людей.
 
Еврипид пишет: «Прими венок, царица: в заповедном Лугу, цветы срывая, для тебя Я вил его... На этот луг не смеет Гнать коз пастух, и не касался серп Там нежных трав. Там только пчел весною Кружится рой средь девственной травы…» (это вам к слову о пастухах)) Или в другом сочинении - Млеком струится земля, и вином, и нектаром пчелиным…

Софокла называли пчелой Аттики! Платона называли "Афинской пчелой"! То же самое говорилось о Ксенофонте,  а Святого Амвросия так и изображали - с ульем в руках.
 
Как тут не задуматься о значении пчелы, не процитировать Гомера или не вспомнить Эсхила, который восклицал: «И мед прозрачный, пчел трудолюбивых дар!!!»

В любом случае - благодарю за прочтение с пристрастием "Тайны золотого руна". Возможно, значение этой работы вы поймёте когда-нибудь, когда в Вашей компании за бокалом вина кто-то из друзей с заметным грузинским акцентом скажет: "Генацвале, я изучал мифы, аргонавты плыли в Грузию за грузинским вином... семечки винограда похожи на зубы дракона..." Вот тогда Вы и вспомните про меня-идиота ;-) и поймёте, что бытовое понимание мифа критики не выдерживает, а моя гипотеза - более чем. С улыбкой!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.