Глава 15 Пожар в Чикаго и его последствия

Весной 1871 года в компании Филиппа Филлипса  и почтенного Д.Х.Винцента мистер Муди  поехал в Калифорнию. Когда он возвратился в Чикаго, погода была очень жаркая, его аудитория разошлась и казалось, что будет почти  не возможно собрать всех вместе опять. Некоторое время он размышлял,  что бы для этого предпринять. Может быть сделать концерт посвященный Богу, рассуждал он,  или пригласить кого-то прочесть историческую лекцию, потому что  боялся, что простая Проповедь о спасении не сможет привлечь людей  в такую погоду.
После молитвы, ему пришла мысль: «Проповедовать о характерах Библейских героев». Он уже имел на примете шесть или семь героев и решил начать с Адама. Он начал изучать всё, что о нём написано, но боялся, что он не сможет набрать материала на тридцать минут. Потом он подумал, что можно говорить о Енохе. Потом он изучал Ноя и затем дошел до Авраама, которого и избрал для проповеди. Это было незадолго до начала служений в Фарвелл Холе  и, менее чем за пять недель, он имел большое собрание.
Когда он начал изучать жизнь Христа, то решил посвятить проповеди о Нём -  шесть вечеров. Он использовал четыре воскресных вечера на эту тему,  рассматривая  жизнь Христа от яслей,  до ареста и до страдания. На пятый вечер, восьмого октября, он проповедовал самой большой аудитории, которую ему приходилось когда-либо собирать в этом городе, взяв за основание слова: « Что теперь я должен сделать с Иисусом, который называется Христом?»
После проповеди или беседы, потому что он не очень любил называть это проповедью,  со всей силой своего убеждения и искреннего воззвания, представляя Христа Спасителем и Избавителем, он сказал:
«Я хочу, чтобы вы взяли эти слова с собой в ваши дома и там обдумывали их день за днём в течение недели, и на следующую субботу  мы подойдём к Голгофе и ко кресту и мы решим, что делать с Иисусом из Назарета».
«Какая ошибка!» - говорил он, вспоминая эту историю, стоя перед большой аудиторией в Чикаго на двадцать второй годовщине воспоминания о великом пожаре в этом городе, в 1871 году. «Я никогда не позволю себе сказать слушателям, что я даю им неделю на размышление об их спасении.
Если они погибли, они могут встать на суде и говорить против меня. Я помню пение мистера Сэнки и как звучал его голос, когда он подошел к этому призывному куплету:
«Сегодня Спаситель зовёт,
Укрыться в Его шатрах,
Суды налетают, как шторм
И смерть гуляет кругом»….
 «С тех пор, я никогда не встретился с той аудиторией. И мне трудно сдерживать слёзы, когда я вспоминаю о том дне. Я  всматриваюсь в лица и не вижу ни одного из той аудитории, которой я проповедовал в тот вечер. Я имею много старых друзей и в Чикаго меня очень многие знают, но за двадцать два года прошедших с тех пор, никого из того собрания я не встретил, теперь это может произойти только в другом мире. Но я хочу сказать вам один урок, который я выучил в тот день, который никогда не забуду, это то, что когда я проповедую, я стараюсь запечатлеть Христа в людях снова и снова, и стараюсь, привести их к той точке, когда они смогут сделать определённое решение. Лучше я дам на отсечение свою руку, чем  позволю аудитории размышлять целую неделю , что они должны  сделать с Иисусом. Меня часто критикуют. Люди говорят: «Муди, похоже, ты стараешься, чтобы люди сделали решение сразу; почему ты не хочешь дать им время на размышление?»
« Я много раз просил у Бога прощения за тот вечер, когда я отослал из думать целую неделю, и если Он сохранит мою жизнь, я никогда не повторю этого. Аудитория может разойтись в один момент и мы, возможно,  никогда больше не встретимся. В этом есть что-то очень и очень важное.
« Вы можете заметить, что Пилат был точно в таком состоянии, как и моя аудитория в ту ночь, он должен был сделать решение тогда и там, что сделать с Иисусом. Этот вопрос встал над ним внезапно, хотя я не думаю, что Иисус Христос совсем не был незнаком ему. Я не могу поверить, что Он проповедовал в Иудее и в Иерусалиме месяцами,  и Пилат ничего не слышал о Нём и Его учении. Он должно быть слышал о Его проповедях, о Его доктринах, которым Он учил; он должен был слышать о Его превосходных притчах; он должно быть слышал о Его чудесах, которые Он творил;  он должен был слышать, как Ирод лишил жизни Его предтечу, отсечением головы, и как он жестоко издевался над Ним; Иисус из Назарета не был для Пилата незнакомцем.
«С того вечера, когда случился великий пожар, я решил, на сколько Бог продлит мою жизнь, я ещё больше постараюсь сделать для Христа, чем делал в прошлые годы. Я благодарю Бога, что Он в тысячу раз стал для меня дороже, чем двадцать два года назад. Я не такой, каким  хотел бы стать, но я стал намного лучше  в сравнении с тем,  каким был во время пожара в Чикаго.»
«1871 год  был критическим в карьере мистера Муди. Более и более он понимал, как мало соответствуют его личные достижения для такой работы.
Стремление утолить голод и жажду духовной силы поднялось в нём благодаря двум женщинам, посещающим его собрания, которые сидели на первой скамейке. Он мог видеть по выражению их лиц, что они молились. По окончании вечера, они казали ему:
«Мы молимся о тебе».
«Почему вы не молитесь о людях», - спросил мистер Муди.
«Потому что ты нуждаешься в силе Духа», - ответили они.
«Я нуждаюсь в силе! Почему?», сказал он,  вспоминая этот случай спустя годы,  - «Я думал, что я имею силу. Я имею самое большое собрание в Чикаго, и там  происходит много обращений. Я был вполне удовлетворён. Но эти две  верующие женщины продолжали молиться обо мне, и их искренние рассуждения  о помазании на особое служение заставляли меня задумываться. Я предложил им прийти и поговорить со мной, и они изливали свои сердца в молитве, чтобы я получил исполнение Духом Святым. В мою душу пришел великий голод. Я не понимал, что это такое. Я начал молиться как никогда раньше, я взывал. У меня появилось ощущение, что я не хочу жить, если я не получу этой силы для служения».
«Пока мистер Муди находился в  состоянии умственных и духовных переживаний, Чикаго лежал в золе. Огромный пожар смёл оба здания : Фарвелл Холл и церковь на Иллинойс Стрит.  Возвращаясь домой, после вечернего служения, в воскресение, мистер Муди видел зарево от огня и знал, что это может разрушить Чикаго.  Около часу ночи Фарвелл Холл  сгорел и в скорости – сгорела и церковь. Всё было разбросано. Около полуночи, казалось, что дикий разгул пламени начал затихать, и можно было считать, что пожарники хорошо справились с работой в эту ночь. Семьи отдыхали, но не прошло и часа, как громкий звук тревоги позвал всех жителей срочно спасаться. Пламя пересекло реку и продвигалось с большой скоростью.
Было слишком поздно, чтобы можно было что-то спасти, кроме того, что получится вынести в руках. Соседи взяли двоих детей мистера Муди на свою заполненную до предела повозку и двинулись на север. Несколько серебряных предметов и ценных памятных подарков от друзей были быстро спрятаны в детскую коляску. Но здесь был ещё один предмет, который миссис Муди всем сердцем хотела сохранить. Это был портрет мистера Муди, сделанный маслом художником  Хили, котороый висел на стене в их прихожей. Это был подарок от художника, переданный миссис Муди после их возвращения из поездки в Европу в 1867 году. Бесплатная аренда дома, полностью мебелированного, была предоставлена мистеру Муди его друзьями из Чикаго, и этот портрет миссис Муди почитала в нём  самой дорогой вещью. Незнакомец  присутствовал в комнате, когда его снимали со стены.
Обращаясь к мистеру Муди, жена просила  сберечь портрет для неё. Невзирая на весь ужас сегодняшней ночи, в связи с этой просьбой, у него явилась мысль о комичности этой ситуации.
«Взять свой портрет!», - сказал он, -  «Да, это будет забавно! Предположим, я встречу на улице кого-нибудь из друзей, в таком же  положении, как и я, и они скажут:
«Хэлло, Муди,  мы рады, что ты спасся; что это ты там так бережно несёшь?»  -  Хорошеньким будет ответ, если я скажу:
«О! это я взял свой  портрет»?».
Никакая просьба не могла сломить Муди, но  всё же, он согласился быстренько вынуть полотно из тяжелой рамы, и таким образом,  миссис Муди решила самостоятельно нести эту ценную реликвию, спасённую из их дома.  Был сильный ветер и всё время надо было что-то сдерживать и поправлять, вот, в один из таких порывов, рама и ударила её по лицу. Так заплатила она за свою инициативу. Любовь победила, но только после жаркой схватки.
Сейчас портрет висит на стене  в Нордфилде, напоминая о той ночи,  которая буквально была  огненным испытанием
Как только его жена и семья  были благополучно устроены с друзьями, мистер Муди посвятил себя работе по восстановлению.  Он отправился на восток собрать деньги для бездомных и для церкви. Джордж Х.Стюарт  и Джон Ванамакер из Филаделфии, а так же другие лрузья с востока, собрали 3000 долларов, и временное помещение 75 на 100 футов было сразу построено недалеко от бывшей церкви.  24 декабря 1871года,  ровно через два месяца и пятнадцать дней после пожара , это здание, известное, как Скиния на Северной Стороне было освящено.
Будучи в Нью Йорке, он услышал об одном человеке, живущем в городе Фалл Ривер,  который очень богат и настроен  либерально.  Он поехал к нему и получил чек на большую сумму. Его новый друг, это был мистер Р.К.Ремингтон, взял его на свой дилижанс и повёз в другие богатые дома этого города. Когда они расставались на железножорожной платформе, мистер Муди крепко пожал его руку и сказал:
«Если Вы когда-нибудь приедете в Чикаго, позвоните мне, я постараюсь ответить  взаимностью на Вашу доброту».
Мистер Ремингтон ответил:»Не ожидайте меня, сделайте это для первого человека, который приедет».
На протяжении этого визита на восток,  голод о большей духовной силе не покидал мистера Муди.
«Моё сердце не было в процессе выпрашивания», - говорил он, - «Я не мог просить. Я всё время слёзно взывал, чтобы Бог исполнил меня Духом Святым.
Хорошо, однажды, в Нью Йорке, -  О! Что за день! – Я не могу описать этого,  я редко обращаюсь к нему. Это было так свято, чтобы назвать его. Павет имел опят, о котором он не говорил четырнадцать лет. Я только скажу: « Сам Бог явился мне и я так ощутил  Его любовь, что должен был попросить Его не убирать Своей руки.
Я вышел проповедовать опять. Всё было,  как и прежде. Я не сказал никакой новой  истины,  но сотни были обращены. Если бы мне  предлагали весь мир, я бы всё равно не хотел возвратиться назад, туда, где я был до этого благословенного случая.  Этот мир показался бы лёгкой пылинкой в сравнении с тем опытом».
Когда мистер Муди возвратился в Чикаго, его работа в миссии в новой скинии стала  набирать успех и в течение года были предприняты шаги по возведению постоянного помещения. Участок, на которм он планировал построить церковь, был приобретён. Контрибуции приходили со всех областей, тысячи учеников воскресной школы вносили пять центов  каждый, чтобы положить кирпич в новом здании храма. В течение двух лет, подвальное помещение было временно перекрыто крышей и использовалось для собраний; и, наконец, как в продолжении главы можно будет понять, здание было полностью достроено и было названо Церковью на Чикаго Авеню.
Через пять лет после великого пожара, возвратившись из поездки за границу, мистер Муди написал  письмо друзьям, которых он искренне любил -  членам Церкви на Чикаго Авеню:
«Вам не нужно объяснять, как сильно я хотел бы быть с вами в День Поста, но Бог определил для меня другой путь.  Находясь в гостинице в полном одиночестве, наедине с моим Создателем, я ожидаю окончания субботы, после чего я смогу добраться до своего дома, где увижу и попробую утешить разбитое сердце матери (он только что получил сообщение о внезапной смерти брата), я чувствую, что должен написать вам некоторые мысли, которые приходят мне на память:
« В течение пятнадцати лет я особенно был озабочен тремя вещами: церковью, Ассоциацией Молодых Христиан и дорогим братом, который сейчас на небе. Бог ответил на мою молитву о нём, спас его, сделал его полезным для других и сейчас взял его на небо для Себя.  Это бремя спало.
Ассоциация Молодых Христиан так же получила благословение и надеюсь, это продолжится. А как это идёт с моей первой любовью? За все годы я не очень часто молился на коленях в уединении, но я думаю и молюсь о моей дорогой церкви в Чикаго всё время , а  позже, вы  в моём сердце и в мыслях стали  появляться  чаще, чем обычно. Разве вы позволите этому благословенному времени пройти мимо вас без благословения вам?
«Единственный путь получить благословение,  для любой церкви – это отложить в сторону все различия, весь критицизм, всю холодность и разделение на группы и предстать пред Богом, как один человек; и если церковь живёт в силе тринадцатой главы первого послания Коринфянам, то много будет прибавлено  ежедневно для Божиего народа. Я бы хотел, чтобы церковь читала эту главу коленопреклоненно в Четверг; и если вы поступите так, то молите Бога чтобы Он дал всё это Его силой.
Последней моей искренней просьбой  в молитве был вопрос, чтобы Господь помог мне спасти ещё больше людей, и я не могу вам передать, как чудесно Он на это ответил. Я ощутил, что все вы гораздо ближе и дороже моему сердцу, чем когда либо. Моё сердце рвётся к вам. Я так желаю видеть всех вас постоянно приходящими к Богу за новыми свежими богатствами любви.
«Сегодня я нашел стих в послании к Колоссянам 3, 14, который раньше не попадался мне: « Более всего облекитесь в любовь». Подумайте об этом выражении глубже. Поместите это в начале списка. Вера – это хорошо, но любовь превыше неё. Истина – это хорошо: это прекрасно, когда церковь Божия изучает Слово, но кем мы будем, если не имеем любви? Желаю, чтобы церковь получила потоки любви, идущей с высоты, и чтобы она наполнила все сердца. В последнюю ночь, когда Христос был на земле перед тем, как Его распяли, Он сказал Своим ученикам:»Это моя заповедь, чтобы вы любили друг друга, как я возлюбил вас». Будем размышлять об этих важных словах, и пусть любовь Господня соединит нас вместе, чтобы мы стали, как один человек».
«Заканчивая это письмо, мистер Муди написал пастору этой церкви. Почтенному Доктору В.Д.Эрдману:
«Я надеюсь, вы будете держать людей в атмосфере любви. Я знаю точно, есть церкви, которые сбиваются с истинного пути  Но мы должны держаться истины, а любовь – в этом играет главнейшую роль.
Посмотрите, как Павел и Пётр были согласны в этом. Поставьте её на первое место. Если в церкви есть любовь, там будут и всё остальные благословения. Да пребудет Господь с Вам и пошлёт Свои благословения,  чудесным образом.  Это моя искренняя и постоянная молитва».
Продолжение - http://www.stihi.ru/2013/01/19/11999


Рецензии
Тонечка, с наступающим..В Новом благоденствия...УДАЧИ!!!
С уважением...
Размышляю над твоим произведением.СПАСИБО!!!

Циля Вайнер   30.12.2012 09:59     Заявить о нарушении
Цилечка, сердечное спосибо!
....
В ответ - хочу послать драгоценные, нестареющие слова из Торы (по-другому - из Пятикнижия Моисеева):
" 22 И сказал Господь Моисею, говоря:
23 скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:
24 да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
25 да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
26 да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
27 Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их."
(Числа 6 глава,22-27)
.....
Пока ты размышляешь, я потихоньку перевожу книгу дальше, так она меня пленила.
До встречи!
С теплом сердечным и пушистым снегом.
Тоня.


А.Назаренко   30.12.2012 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.