Некоторые особенности поэзии Антона Бубеничека

Любое выражение мысли лучше считать субъективным. Это сразу отсекает претензии к автору в отношении всего написанного. Но здесь автор статьи пытался своими возможными силами обобщить замеченное им для тех, кому интересно понять поэзию Антона Бубеничека, столь выделяющуюся на просторах Стихиру. Но более всего, автор пытался сам разобраться в секрете притягательности такой, непонятной на первый взгляд, поэзии Антона.

Можно взять почти любое место из стихотворений Антона Бубеничека, чтобы увидеть, на мой взгляд, главное.

Тянулись к ветрам наливные саженцы –
тут Древо Познания, там Радуга мира.
А мрак померещился. Смажется-скажется
вино, разрешенное в лоне потира.

Читатель, автоматически пытается построить образ из высказанных слов и понимает, что это просто невозможно. Что-то строится, но такое, что приходится откинуть, так и не достроив. Видно, что фрагменты для построения вполне осязаемы, но, используя их как кирпичики, как пазлы, не получается составить узнаваемую картину и пережить радость, или удовольствие от своего умения проникнуть в замысел поэта. Не тут-то было!

Не надо отмахиваться от непонятного, относить фантазию поэта к проявлениям латентной шизофрении. Сила, исходящая от непонятных слов и их сочетаний свидетельствует о совершенно здравомыслящих действиях автора.

Мы привыкли, что всё воспринимаемое нами после небольших умственных затрат складывается в целостный образ, понятный нам. Так бывает легко разгадывать кроссворд в желтой газете, и получать при этом грубое и чванливое удовольствие.Здесь поэт нам не дает такой, отчасти физиологической, возможности. Так что же здесь?

Здесь присутствуют как элементы известные нам предметы и явления, но только составляются они во что-то новое. Это новое не отражает НИЧЕГО из имеющегося в нашем привычном мире. Не отражает, но тем и интригует. Почему?

Один известный специалист по тайным предметам говорит, что пробуждение высших душевных способностей происходит не от чувственного восприятия знакомых нам вещей, а исключительно тогда, когда это чувственное восприятие бывает оторвано от образов привычного нам мира. То есть, из сочетания отдельных частей получается нечто, не существующее в мире вещей. Но это нечто существует в мире Души.

Активируются не уже имеющиеся механизмы чувственного реагирования, а создаются новые связи предметов и явлений. Чтобы понять и объяснить эти связи себе, требуется некоторое душевное усилие. Это и есть работа Души, столь необходимая для отличения стихотворения, скажем так, просто,  от субъекта Поэзии.

Можно назвать это методом погружения души в идеальный мир. Погружение осуществляется по тропам, проложенным поэтом, но после, можно с удивлением увидеть, что, следуя за ним, ты проложил и свою тропу.

Можно назвать также методом трансцедентирования чувственного восприятия. Чувства, так привыкшие наматывать круги по поверхности океана бытия, вдруг обнаруживают возможности вертикального направления движения. Происходит перемещение внимания не в предмет или явление, а в чувство, которое данный предмет или явление производит в душе автора и читателя.

Это Магия Поэзии. Это работа Души. Это объемность стихотворения. Плоское стихотворение оперирует привычными нам измерениями, комбинирует их всяко, но, от перемены мест ничего не меняется, и суета выдается за душевную работу. Душевная работа имеет отличие то, что при этом чувствуется напряжение преодоления чего-то, что нам мешает узнать нечто, до чего мы, наконец, доросли.

Насколько Антон Бубеничек сознательно применяет этот метод трансцендирования?  Думаю, он его осознает, как единственно приемлемый для себя, и не заморачивается мыслями об усовершенствовании души читателя. Этот вопрос, конечно, уводит нас в другую тему, но кратко можно сказать следующее.

Стихи, которые пишутся не с претензией на популярность, не могут не носить аутотерапевтическую функцию. Когда внешняя и внутренняя жизнь человека оказываются одним целым, становится трудно делать шаги в обеих этих жизнях. Этап такого неразделения – это этап поэзии в личной эволюции человека. Здесь уже не до мелочей. Здесь балансировать приходится довольно крутыми категориями. Поиски такого баланса  можно видеть в стихотворениях поэтов, а не просто любителей поэзии, описывающих явления природы и своих чувств, наподобие изобразительного искусства. Именно ощущение произведения Поэзии идет от стихов Бубеничека. Чувство сопереживания и сострадания его поискам.

Стихи Антона Бубеничека при таком рассмотрении оказываются духовными упражнениями для людей, имеющих желание трудиться душой, а не отдыхать на сочетаниях красивых слов и чувств. Говорят, надо и расслабляться. Тогда, с таким же успехом можно сказать – надо же и душой потрудиться.

И ты надыши на немую бумагу
поэзией мысли, сложением чувства.
Весь мир заглотил кость Земли, как корягу,
а ты осмысляешь его Заратустрой,
пытаешь, пьешь маком, черпаешь из пусто,
читаешь пророком, гуляешь бродягой…
Три Троицы тащат тебя из оврага,
не столь уже важно, что смято, что густо,
ты детище, детство, дитя, бедолага…
тебе ли не знать, что Мечта – Дух Искусства!?!

                30 ноября 2012

Страница Антона Бубеничека: http://www.stihi.ru/avtor/bubenichek
а также её продолжение: http://stihi.ru/avtor/bubenichek2


Рецензии