За мечту

Олегу К.

- Сюжет в тексте это то, что делает произведение тем, чем оно должно стать, - произнося эту  фразу Олег смотрит на меня со значением. Под перестук колес за окном купе проплывают выбеленные ярким солнцем крымские пейзажи - синева неба, известняковые породы, выглядывающие из блеклой травы, отливающая серебром зелень  невысоких деревьев с кривыми стволами. Говорить о поэзии или прозе, это совсем не то, что рассуждать о политике или сплетничать. Есть в этом что- то высокое, неуловимое. То, что древние называли незримым присутствием муз. Людей, чуждых музам, немцы  называют филистерами. Филистеры сосредоточены исключительно на реальности, которой в сущности нет. Ощущение собственной жизни - узкое горлышко, через которое струится  вращающаяся по галактической спирали вечность, то, что было до меня переходит в то, что останется после.  Я не филистер, даже простое представление схлопывающейся при прохождении сквозь меня  гигантской махины, назначение которой не вполне понятно,  заставляет, как минимум, почувствовать уважение ко всему механизму и, по возможности, стараться свести трение на нет, - этим вопросом я занимаюсь в рабочее время, добывая живительную смазку в виде денежных знаков и символов, поступающих на мой зарплатный счет во французском банке. В свободные часы я ощущаю время и пишу стихи, сейчас мы говорим о литературе и значении сюжета в ней. Олег пишет прозу, он печатается в толстых журналах и наверняка знает, о чем говорит.
- А как же чеховская "Чайка"? - Спрашиваю я. Откровенно говоря, я ничего в ней не понял и всегда скучал, когда смотрел этот спектакль. Но он идет по всему миру второе столетие - совершенно бессюжетная вещь. Мне запомнились только два момента - постановка, которую в ходе пьесы представляли  в летнем театре, трагический монолог одинокой мировой души над мертвой планетой Земля, вероятно здесь Антон Павлович  хотел постебаться, но в сути своей это довольно жуткая вещь. А второй момент - бессмысленное убийство чайки и не менее бесмысленный разговор об этом.
- Сюжет есть, в нем чайка - символ мечты главной героини, - Олег, говоря это, разливает из початой бутылки недорогой крымский коньяк в два белых одноразовых стаканчика из тонкого хрупкого  пластика. - Она убила свою мечту, когда пошла в содержанки. Давай за мечту, чтобы она в нас никогда не умирала.
Это хороший тост.  Чувствуя, что бесконечное время сейчас особенно легко и беззвучно струится сквозь меня я вслушиваюсь в стук, мерно выбиваемый на рельсовых стыках тяжелыми вагонными колесами и мне хочется  верить, что  впереди, на встречу мне движется моя мечта.
- За мечту, Олег!

Post Scriptum

Силуэт Корабля Грезы

Погружаясь в загадочность царства теней
Равнодушно к скольжению тонких покровов
За зеркальными смыслами чьих-то вещей
Пустота горизонтов и холод альковов

Слышен скрежет и лязг напряженных цепей,
В сизой мгле над водой у пустого причала,
Силуэт корабля средь небесных огней
Без надежд, без тревог, без конца, без начала.

Силуэт корабля, грезы взрослых детей,
Кто на борт поднимался мечая о чуде,
О прекраснейших странах за далью морей,
Об иных временах, непохожих на будни,

Кто в курильнях Магриба вдыхал опиат,
Кто глотал алкоголь в припортовом квартале,
Кто наткнувшись на нож не вернулся назад,
Кто в придонных слоях захлебнулся в угаре,

Злым ветрам океанских тяжелых штормов,
Что бросать корабли на подводные скалы, 
Что греметь просто так, у пустых берегов,
Разбиваясь на брызги соленые шквала,

А в ночной вышине, на студеном ветру
Покачнулась звезда, как сигнальная веха,
С чьей-то мертвой мечтою уходит во мглу
Силуэт корабля позапрошлого века.
2011


Рецензии