ч. 2. И снова - импрессионизм души. Pieta
http://www.stihi.ru/2012/11/22/11081
Пусть ни один скульптор, каким бы ни был он исключительным матером, и не думает достичь совершенства этого произведения по рисунку и изяществу; никакими трудами не достигнет он такой тонкости, такой чистоты, такой искусности в обработке мрамора, каких достиг Микеланджело,
ибо
явлена здесь вся сила и мощь искусства.
Вазари
Преклоняйтесь перед...
Микеланджело. Восхищайтесь...
Восхищение — это хорошее вино
для благородных умов.
Роден
Рецензия на «С трудом открыв увесистые двери...» (Александралт Петрова)
http://www.stihi.ru/2012/11/24/4787
«Не выразить подобное в стихах»
А. Петрова
С трудом открыв увесистые двери,
Волнуясь, захожу в огромный храм,
Подумав о величии потери,
Что взгляды обращает к небесам...
Что чувствовала Мать на казни Сына
Иль с телом бездыханным на руках,
Пусть зная, что душа Его невинна...
Не выразить подобное в стихах.
Что может быть весомее страданий,
Ещё перенесённых за других?
Идущие дорогой покаяний,
Спасение от ада видят в них.
Овеянная именем Христа,
Любви невыразима красота!
© Copyright: Александралт Петрова, 2012
Свидетельство о публикации №112112404787
.
О том, как важно для литературного произведения его же название, написаны труды.
То, что название – сердцевина содержания и квинтэссенция замысла - очевидно – примеров тому множество.
Начиная разговор о тексте поэтическом, всегда следует помнить, что «поэтическая функция языка опирается на коммуникативную, исходит из нее, но воздвигает над ней подчиненный закономерностям искусства, новый мир речевых смыслов и соотношений» (В.В. Виноградов), и уже этот «новый мир» позволяет отнести тот или иной текст к разряду художественных, обозначив тем самым и стиль его речи.
В данном случае мы будем иметь дело с текстом, написанным в форме сонета, в котором автор делится с читателем ещё одной попыткой передать впечатление от встречи с творением Микеланджело «Пьета».
В стихотворчестве принято иногда давать название стихам по первым строчкам, если они являются весьма значимыми в ходе последующего повествования.
Сонет здесь тоже назван первой строкой:
.
«С трудом открыв увесистые двери»
.
После прочтения произведения возникает самый первый вопрос по названию: почему – так? Значит, открывание тяжёлых дверей (это понятно – собор велик, приходится поднапрячься) – САМОЕ главное, что осталось в памяти?
Почему вообще об этом стоило говорить на стихоплощади всего-то в 14 строк?
Из последующего текста видно, что первая строка ни к чему не привязана и, если её убрать совсем, подрифмовав для количества, какую-то другую,
то ничего,
ровным счётом ничего
в сонете не изменится.
Тогда возникает вопрос иной –
а зачем нужна такая строка, без которой обойтись можно (но только не этому автору) ?
Дальше возникают другие вопросы, которые рождает то самое начало сонета:
«С трудом открыв увесистые двери»
.
КАК работает на идею стиха эта информация?
Каким образом это связано с содержанием?
Насколько важна эта деталь – с физическими затратами открывания дверей (внимание: стёб: типа, охота - пуще неволи?)?
Так ли, на самом деле, необходимо сообщать читателю о труде… открывания дверей?
У меня ответ на это один – надо было с чего-то, как говорил Михаил Сергеевич, «бИгин», то есть начАть было надо, оттолкнуться...
Оттолкнулись, идём дальше:
.
Волнуясь, захожу в огромный храм…
.
Повествовательное предложение с нелепым эпитетом. Храм, конечно, огромный (можно сказать и «громадный», что ещё больше усилит величину здания), но …эта информация будет напоминать сводки путеводителя: «Перед нами открывается панорама огромного чего-то там, общей площадью столько-то того-то…»
Опять возвращаемся: если мы говорим (или – не дай-то Бог, создаём) произведение литературное, а литература отношение к искусству имеет самое прямое, то помним о том, что у «искусства - новый мир речевых смыслов и соотношений» (В.В. Виноградов). Это – о названии и начале сонета (подойдет и дальше)
.
«Увесистые двери» - плохо.
Плохо именно в этом тексте.
Вообще-то здесь же не про двери, даже не про храм, а про тот шедевр, который находится в этом храме…
А мы читаем про то, как двери с трудом открываются (да не открывай, ё-моё!), и про то, какие они увесистые (уж какие есть, ясный перец, что не из оргалита!)
Ладно,
открыли те двери с трудом,
вошли,
и…
быстренько подумали о…
о чём можно быстренько подумать?
о величии потери.
Вот так – не больше и не меньше.
А чего долго напрягаться-то?
.
Подумав о величии потери,
Что взгляды обращает к небесам...
.
«подумав» - деепричастие короткого (совершенный вид), почти мимолётного действия, придающий ему незначительность, скороспелость, быстрый вылет не только из головы, но и из сердца.
Слово, которое обрисовывает суетливость помыслов, а не глубину чувств.
Перед этим – «с трудом открыв» - передано состояние какого-то значительного действия –раз «с трудом», то этот труд был зачем-то нужен.
Чтобы - наскоро «подумав»?
Дальше – «волнуясь»…и…подумав – так, между прочим, пока открывались увесистые двери.
Вообще фраза «Подумав о величии потери, Что взгляды обращает к небесам...» - алогична во всём: автор коротко (мимолётно) думает о…
о…
о…
(никак не могу к этому подойти)
не о соседе Васе, который, зараза, затопил снова кухню (пожалуй, и об этом «подумав» не подойдет, потому что Васю захочется едва ли не убить, а потому коротко о Васе подумать тоже не получится!)
Итак, думаем о...
ВЕЛИЧИИ ПОТЕРИ, которая к небесам обращает взгляды,
типа, зонтик брать или солнце нынче с утра?
Как-то так легко про потерю (не спасает даже высокий эпитет) и взгляды в связи с ней, что не веришь ни взглядам, ни патетическому слогу.
.
Я так и не поняла – это вопрос?
.
Что чувствовала Мать на казни Сына
Иль с телом бездыханным на руках,
Пусть зная, что душа Его невинна...
.
Предложение лишено согласования и управления, если говорить о языке – как «первоэлементе литературы» (М.Г.)
Особенно это видно, если растянуть в строчку:
.
Что чувствовала Мать на казни Сына Иль с телом бездыханным на руках,
Пусть зная, что душа Его невинна...
.
Что за смысловая междустрочная связка «иль»?
Зачем дальше деепричастие «зная»?
.
Конечно, мы многое читаем между строк, а потому мысль, хоть и околотками, но доходит до мозга читателя, но …хочется и её, мысли, стройности, и стройности строчек, и чтобы одно другому не мешало, а в помощь было.
А уж если «Не выразить подобное в стихах», как дальше совершенно искренне признаётся автор,то, скорее всего, и НЕ надо за стихи браться.
Или - как?
.
Дальше идут вопросы риторического толка, на которые ответить может только автор:
.
Что может быть весомее страданий,
Ещё перенесённых за других?
.
Снова о «весомости», снова о том, что имеет эквивалент в чём-то, потому что страдания автором сравниваются, взвешиваются, оцениваются. А между тем, как может вспомнить любой православный, страдания даются каждому по его силам. Кто-то не может пережить смерть любимой собачонки (есть много тому примеров), кому-то и большое – по плечам. И никто ни за кого еще ничего не «переносил» - каждый тащит свой крест добровольно, исключительно сам, без поддержки и опоры – так уж люд устроен – не делиться тяжестью ни с кем - всё равно твою тяжесть никто за тебя в гору не попрёт.
Слово «еще» в этом предложении, видимо, синонимично обороту «к тому же», но звучит так же плохо, как и этот самый оборот, лишая стих выразительности языка и красоты поэтического слога. Впрочем, на невыразительность строя работают и следующие две строки, и последующие – конечные.
.
Идущие дорогой покаяний,
Спасение от ада видят в них.
.
«Идущие дорогой покаяний» - какая-то безликая, насмерть перепуганная толпа, слепо прущая к раю в надежде избежать мук адовых, о которых начиталась в книжках с картинками.
Идея праведной жизни без греха упрощается (или адаптируется для очень наивных и глупеньких) автором до лицезрения скульптуры, в результате наглядности которой и должно произойти сошествие не в ад, а прямиком в рай, - т.е., открыл с трудом двери, вошёл, увидел и…-правильной дорогой идёте, товарищи!
Только бы сил хватило двери открыть, потому что там, за дверью-то всё и…апофеозит, как и в последних строках автора
..
Овеянная именем Христа,
Любви невыразима красота!
.
Читаю эти строчки и думаю...
Чёрт его знает…
Бог его знает…
Когда смотришь на скульптуру Матери с телом убиенного Сына, то патетика «овеянной имени Христа» звучит издевательски.
Это ведь не трибуна РПЦ,
не очередной, от Рождества Христова, съезд партии попов …
Это я, Имярек-автор, стою перед Гением Микеланджело и …говорю о том, что «Любви невыразима красота! (? )
Что за бред-то?
Типа, недотянул Мастер?
Не выразил?
Не…?
Наверное всё же- чёрт его знает, что это такое, потому что Титан Возрождения сказал и выразил на века и века вперёд, и про Любовь сказал, и про страдания, и про бессмертие, ибо живет его ТВОРение до сих пор и, даст Бог, пока мир стоит, жить будет.
А вот со стихами…
.
Я снова возвращаюсь к сонету, меняя видеоряд.
Поплыли:
Эль Греко. Pieta
Даниэле Креспи. Pieta
Михаил Врубель. Pieta
Тициан. Pieta….
и т.д.
Надо сказать, что текст стиха подходит под каждый из шедевров. С точностью до миллиметра - подходит.
Может, стоит поменять картинку над сонетом, чтобы это было про другой шедевр, потому что от перемены (в данном случае) ничего не …
Абсолютно ничего...
.
«Не выразить подобное в стихах»…
.
И это в данном случае-правда.
Наверное, лучше не браться, потому что (ещё раз повторюсь!) – надо соответствовать гению, а не переводить его (он-то был Богом ) идею на примитивный человеческий язык, который может разрушить посильнее любого времени не только мрамор.
.
А если говорить о красоте…
Совершенно очевидно, что она есть и там, где никак не связана ни с Именем Христа, ни с прочими библейскими легендами.
Просто потому что - Есть Красота, ребята!
И слава Богу, что есть!
Примеров тому - много, даже у Микеланджело - много.
А вот можно ли словами красоту выразить?
Можно!
А стихами?
И стихами – можно!
Можно!
Вот один из них (комментарии опускаю. Смотрите на Царевну Врубеля и читайте Андрея Белянина.
.
Андрей Белянин
.
ВРУБЕЛЬ. ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ
.
Царевна-Лебедь...
Опускаю руки
И чувствую безумное желанье,
Как пред иконой, преклонить
Колени...
Мои мечты, души бурлящей муки
И сердца сбой, неровное дыханье
Сквозь образы бесовских
Наваждений,
Как облака, облитые закатом,
В волшебной раме
Камышей прибрежных
Как серебро,
Как молоко,
Как снег...
И хлам забот уносится куда-то:
Я вижу крыльев трепетную нежность
И этот взгляд
Из-под смущенных век.
Царевна-Лебедь, не молчи, молю!
Кто втиснул в кисти дивное искусство,
Заставив хаос
Красок бессловесных
Твердить:
- Люблю...
Люблю...
Люблю?!
До святости возвысив это чувство,
Что рухнуло лавиною отвесной,
Заставив обожженный горем разум
Из ничего на холст явить нам
Чудо!
В которое и сам не вправе верить:
То из былин или славянских сказок,
Из тьмы веков,
А может, ниоткуда?
И вдохновенье можно ли измерить?
...Мне кажется, ты дышишь.
И дыханье
Плывет печальной ласкою на плечи
Далекого и близкого сюжета,
Как первое любовное признанье,
Что душу так томит
И сердце лечит.
Ты только не молчи...
Но нет ответа.
Царевна-Лебедь!
.
Вспоминается Стефан Малларме:
«Существует только Красота,
а у неё – лишь одно совершенное выражение –
Поэзия.
Всё прочее –
ложь».
Бог его знает…
Но тоже – не лишено истины.
Во всяком случае, прочитав Андрея Белянина, захотелось ещё раз увидеть Царевну - Лебедь.
Разве этого – мало?..
воскресенье, 25 ноября 2012 г.
Свидетельство о публикации №112112510171
Анна Лисицина 19.02.2014 21:19 Заявить о нарушении
множество струй по асфальту забегало,...ЭТО ЖЕ КЛАССИКА ИДИОТИЗМА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
http://www.stihi.ru/2013/04/27/3305
.
это надо в учебники!
Миоль 19.02.2014 21:37 Заявить о нарушении
царь и бог в своем крохотном мирке,
все знает и судит обо всем
с одинаковым апломбом,
а с богом он запанибрата...
.
Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы
Миоль 20.02.2014 13:26 Заявить о нарушении