ч. 2. И снова - импрессионизм души. Pieta

                Начало - здесь:
                http://www.stihi.ru/2012/11/22/11081

Пусть ни один скульптор, каким бы ни был он исключительным матером, и не думает достичь совершенства этого произведения по рисунку и изяществу; никакими трудами не достигнет он такой тонкости, такой чистоты, такой искусности в обработке мрамора, каких достиг Микеланджело,
ибо
явлена здесь вся сила и мощь искусства.
                Вазари

                Преклоняйтесь перед...
                Микеланджело. Восхищайтесь...
                Восхищение — это хорошее вино
                для благородных умов.
                Роден



Рецензия на  «С трудом открыв увесистые двери...» (Александралт Петрова)
http://www.stihi.ru/2012/11/24/4787
                «Не выразить подобное в стихах»
                А. Петрова
               

  С трудом открыв увесистые двери,
  Волнуясь, захожу в огромный храм,
  Подумав о величии потери,
  Что взгляды обращает к небесам...

  Что чувствовала Мать на казни Сына
  Иль с телом бездыханным на руках,
  Пусть зная, что душа Его невинна...
  Не выразить подобное в стихах.

  Что может быть весомее страданий,
  Ещё перенесённых за других?
  Идущие дорогой покаяний,
  Спасение от ада видят в них.

  Овеянная именем Христа,
  Любви невыразима красота!


 © Copyright: Александралт Петрова, 2012
 Свидетельство о публикации №112112404787
 .

 О том, как важно для литературного произведения его же название, написаны труды.
 То, что название – сердцевина содержания и квинтэссенция замысла - очевидно – примеров тому множество.
 Начиная разговор о тексте поэтическом, всегда следует помнить, что «поэтическая   функция   языка   опирается   на коммуникативную,  исходит  из  нее,  но  воздвигает  над   ней   подчиненный закономерностям  искусства, новый  мир  речевых   смыслов   и   соотношений» (В.В. Виноградов), и уже этот «новый мир» позволяет отнести тот или иной текст к разряду художественных, обозначив тем самым и стиль его речи.
 В данном случае мы будем иметь дело с текстом, написанным в форме сонета, в котором автор делится с читателем ещё одной попыткой передать впечатление от встречи с творением Микеланджело «Пьета».
 В стихотворчестве принято иногда давать название стихам по первым строчкам, если они являются весьма значимыми в ходе последующего повествования.
 Сонет здесь тоже назван первой строкой:
 .
  «С трудом открыв увесистые двери»
 .
 После прочтения произведения возникает самый первый вопрос по названию: почему – так? Значит, открывание тяжёлых дверей (это понятно – собор велик, приходится поднапрячься) – САМОЕ главное, что осталось в памяти?
 Почему вообще об этом стоило говорить на стихоплощади всего-то в 14 строк?
 Из последующего текста видно, что первая строка ни к чему не привязана и, если её убрать совсем, подрифмовав для количества, какую-то другую,
 то ничего,
 ровным счётом ничего
 в сонете не изменится.
 Тогда возникает вопрос иной –
 а зачем нужна такая строка, без которой обойтись можно (но только не этому автору) ?
 Дальше возникают другие вопросы, которые рождает  то самое начало сонета:
 «С трудом открыв увесистые двери»
 .
 КАК работает на идею стиха эта информация?
 Каким образом это связано с содержанием?
  Насколько важна эта деталь – с физическими затратами открывания дверей (внимание: стёб: типа, охота - пуще неволи?)?
 Так ли, на самом деле,  необходимо сообщать читателю о труде… открывания дверей?

 У меня ответ на это один – надо было с чего-то, как говорил Михаил Сергеевич, «бИгин», то есть начАть было надо, оттолкнуться...
 Оттолкнулись, идём дальше:
 .
  Волнуясь, захожу в огромный храм…
 .
 Повествовательное предложение с нелепым эпитетом. Храм, конечно, огромный (можно сказать и «громадный», что ещё больше усилит величину здания), но …эта информация будет напоминать сводки путеводителя: «Перед нами открывается панорама огромного чего-то там, общей площадью столько-то того-то…»
 Опять возвращаемся: если мы говорим (или – не дай-то Бог, создаём) произведение литературное, а литература отношение к искусству имеет самое прямое, то помним о том, что  у «искусства -  новый  мир  речевых   смыслов   и   соотношений» (В.В. Виноградов). Это – о названии и начале сонета (подойдет и дальше)
 .
 «Увесистые двери» - плохо.
 Плохо именно в этом тексте.
 Вообще-то здесь же не про двери, даже не про храм, а про тот шедевр, который находится в этом храме…
 А мы читаем про то, как двери с трудом открываются (да не открывай, ё-моё!), и про то, какие они увесистые (уж какие есть, ясный перец, что не из оргалита!)
 Ладно,
 открыли те двери с трудом,
 вошли,
 и…
 быстренько подумали о…
 о чём можно быстренько подумать?
 о величии потери.
 Вот так – не больше и не меньше.
 А чего долго напрягаться-то?
 .
  Подумав о величии потери,
  Что взгляды обращает к небесам...
 .
 «подумав» - деепричастие короткого (совершенный вид),  почти мимолётного действия, придающий ему незначительность, скороспелость, быстрый вылет не только из головы, но и из сердца.
 Слово, которое обрисовывает суетливость помыслов, а не глубину чувств.
 Перед этим – «с трудом открыв» - передано состояние какого-то  значительного действия –раз «с трудом», то этот труд был зачем-то нужен.
 Чтобы -  наскоро «подумав»?
 Дальше – «волнуясь»…и…подумав – так, между прочим, пока открывались увесистые двери.
 Вообще фраза «Подумав о величии потери, Что взгляды обращает к небесам...» - алогична во всём: автор коротко (мимолётно) думает о…
 о…
 о…
 (никак не могу к этому подойти)
 не о соседе Васе, который, зараза, затопил снова кухню (пожалуй, и об этом «подумав» не подойдет, потому что Васю захочется едва ли не убить, а потому коротко о Васе подумать тоже не получится!)
 Итак, думаем о...
 ВЕЛИЧИИ ПОТЕРИ, которая к небесам обращает взгляды,
 типа, зонтик брать  или солнце нынче с утра?
 Как-то так легко про потерю (не спасает даже высокий эпитет) и взгляды в связи с ней, что не веришь ни взглядам, ни патетическому слогу.
 .

 Я так и не поняла – это вопрос?
 .
  Что чувствовала Мать на казни Сына
  Иль с телом бездыханным на руках,
  Пусть зная, что душа Его невинна...
 .
 Предложение лишено согласования и управления, если говорить о языке – как «первоэлементе литературы» (М.Г.)
 Особенно это видно, если растянуть в строчку:
 .
  Что чувствовала Мать на казни Сына  Иль с телом бездыханным на руках,
  Пусть зная, что душа Его невинна...
 .
 Что за смысловая междустрочная связка «иль»?
 Зачем дальше деепричастие «зная»?
 .
 Конечно, мы многое читаем между строк, а потому мысль, хоть и околотками, но доходит до мозга читателя, но …хочется и её, мысли,  стройности, и стройности строчек, и чтобы одно другому не мешало, а в помощь было.
 А уж если «Не выразить подобное в стихах», как дальше совершенно искренне признаётся автор,то, скорее всего, и НЕ надо за стихи браться.
 Или - как?
 .
 Дальше идут вопросы риторического толка, на которые ответить может только автор:
 .
  Что может быть весомее страданий,
  Ещё перенесённых за других?
 .
 Снова о «весомости», снова о том, что имеет эквивалент в чём-то, потому что страдания автором сравниваются, взвешиваются, оцениваются. А между тем, как может вспомнить любой православный, страдания даются каждому по его силам. Кто-то не может пережить смерть любимой собачонки (есть много тому примеров), кому-то и большое – по плечам. И никто ни за кого еще ничего не «переносил» - каждый тащит свой крест добровольно, исключительно сам, без поддержки и опоры – так уж люд устроен – не делиться тяжестью ни с кем - всё равно твою тяжесть никто за тебя в гору не попрёт.
 Слово «еще» в этом предложении, видимо, синонимично обороту «к тому же», но звучит так же плохо, как и этот самый оборот, лишая стих выразительности языка и красоты поэтического слога. Впрочем, на невыразительность строя работают и следующие две строки, и последующие – конечные.
 .
  Идущие дорогой покаяний,
  Спасение от ада видят в них.
 .
 «Идущие дорогой покаяний» - какая-то безликая, насмерть перепуганная  толпа, слепо прущая к раю в надежде избежать мук адовых, о которых начиталась в книжках с картинками.
 Идея праведной жизни без греха упрощается (или адаптируется для очень наивных и глупеньких) автором до лицезрения скульптуры, в результате наглядности которой и должно произойти сошествие не в ад, а прямиком в рай, - т.е., открыл с трудом двери, вошёл, увидел и…-правильной дорогой идёте, товарищи!
 Только бы сил хватило двери открыть, потому что там, за дверью-то всё и…апофеозит, как и в последних строках автора
 ..
  Овеянная именем Христа,
  Любви невыразима красота!
 .
 Читаю эти строчки и думаю...

 Чёрт его знает…
                Бог его знает…

 Когда смотришь на скульптуру Матери с телом убиенного Сына, то патетика «овеянной имени Христа» звучит издевательски.
 Это ведь не трибуна РПЦ,
 не очередной, от Рождества Христова, съезд партии попов …
 Это я, Имярек-автор, стою перед Гением Микеланджело и …говорю о том, что «Любви невыразима красота! (? )
 Что за бред-то?
 Типа, недотянул Мастер?
 Не выразил?
 Не…?
 Наверное всё же- чёрт его знает, что это такое, потому что Титан Возрождения сказал и выразил на века и века вперёд, и про Любовь сказал, и про страдания, и про бессмертие, ибо живет его ТВОРение до сих пор и, даст Бог, пока мир стоит, жить будет.
 А вот со стихами…
 .
 Я снова возвращаюсь к сонету, меняя видеоряд.
 Поплыли:

 Эль Греко. Pieta
 Даниэле Креспи. Pieta
 Михаил Врубель. Pieta
 Тициан. Pieta….
 и т.д.

 Надо сказать, что текст стиха подходит под каждый из шедевров. С точностью до миллиметра - подходит.
 Может, стоит поменять картинку над сонетом, чтобы это было про другой шедевр, потому что от перемены (в данном случае) ничего не …
 Абсолютно ничего...
 .

 «Не выразить подобное в стихах»…
 .
 И это в данном случае-правда.
 Наверное, лучше не браться, потому что (ещё раз повторюсь!) – надо соответствовать гению, а не переводить его (он-то был Богом ) идею на примитивный человеческий язык, который может разрушить  посильнее любого времени не только мрамор.
 .
 А  если говорить о красоте…
 Совершенно очевидно, что она есть и там, где никак не связана ни с Именем Христа, ни с прочими библейскими легендами.
 Просто потому что - Есть Красота, ребята!
 И слава Богу, что есть!
 Примеров тому - много, даже у Микеланджело - много.
 А вот можно ли словами красоту выразить?
 Можно!
 А стихами?
 И стихами – можно!
 Можно!
 Вот один из них (комментарии опускаю. Смотрите на Царевну Врубеля и читайте Андрея Белянина.
 .
 Андрей Белянин
 .
 ВРУБЕЛЬ. ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ
 .
 Царевна-Лебедь...
 Опускаю руки
 И чувствую безумное желанье,
 Как пред иконой, преклонить
 Колени...
 Мои мечты, души бурлящей муки
 И сердца сбой, неровное дыханье
 Сквозь образы бесовских
 Наваждений,
 Как облака, облитые закатом,
 В волшебной раме
 Камышей прибрежных
 Как серебро,
 Как молоко,
 Как снег...
 И хлам забот уносится куда-то:
 Я вижу крыльев трепетную нежность
 И этот взгляд
 Из-под смущенных век.
 Царевна-Лебедь, не молчи, молю!
 Кто втиснул в кисти дивное искусство,
 Заставив хаос
 Красок бессловесных
 Твердить:
 - Люблю...
 Люблю...
 Люблю?!
 До святости возвысив это чувство,
 Что рухнуло лавиною отвесной,
 Заставив обожженный горем разум
 Из ничего на холст явить нам
 Чудо!
 В которое и сам не вправе верить:
 То из былин или славянских сказок,
 Из тьмы веков,
 А может, ниоткуда?
 И вдохновенье можно ли измерить?
 ...Мне кажется, ты дышишь.
 И дыханье
 Плывет печальной ласкою на плечи
 Далекого и близкого сюжета,
 Как первое любовное признанье,
 Что душу так томит
 И сердце лечит.
 Ты только не молчи...
 Но нет ответа.
 Царевна-Лебедь!
 .
 Вспоминается Стефан Малларме:

  «Существует только Красота,
  а у неё – лишь  одно совершенное выражение –
 Поэзия.
 Всё прочее –
 ложь».

 Бог его знает…
 Но тоже – не лишено истины.
 Во всяком случае, прочитав Андрея Белянина,  захотелось ещё раз увидеть Царевну - Лебедь.

 Разве этого – мало?..

 воскресенье, 25 ноября 2012 г.


Рецензии
Эх, Ольга... И не жалко же Вам таких подробных разборов для авторов, добавляющих за критику в ЧС...

Анна Лисицина   19.02.2014 21:19     Заявить о нарушении
Рецензия на «Почувствовав сильного ветра дыхание...» (Александралт Петрова)

множество струй по асфальту забегало,...ЭТО ЖЕ КЛАССИКА ИДИОТИЗМА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
http://www.stihi.ru/2013/04/27/3305
.
это надо в учебники!

Миоль   19.02.2014 21:37   Заявить о нарушении
...Этот жалкий, но несокрушимый карлик,
царь и бог в своем крохотном мирке,
все знает и судит обо всем
с одинаковым апломбом,
а с богом он запанибрата...
.
Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы

Миоль   20.02.2014 13:26   Заявить о нарушении
Да, видела в одном из разборов этот эпиграф))

Анна Лисицина   20.02.2014 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.