Амфора сновидений

Лето памятно встречами, лето памятно не- встречами. Моя память – это светло-желтые пятна августа на бархатисто-изумрудной листве.
Если в жаркий полдень ты видишь, что твоя тень становится такой же длинной как лучи солнца, значит, кто-то из прошлого будет передавать тебе привет за приветом.
Бетти я знала давно, еще до отъезда заграницу. Она была моей одноклассницей в закрытом пансионе для девочек. Не сказала бы, что тогда, мы особенно близко общались, за исключением того периода, когда нужно было сделать совместный проект по одному из предметов. Светские беседы возобновились, когда наши мужья работали в одной из компаний. Потом мы разъехались по разным странам и встретились через несколько лет, когда моя жизнь претерпела различные изменения, описывать которые просто не стоит.
И вот я узнала, что Бетти будет участвовать в одном из аукционов, на котором выставлен очень дорогой лот – сонник – конец 17, начала 18 века, в приложение к нему идут комментарии, которые составлялись до революции. Ставки огромные, суммы внушительные. В покупке имеется ввиду выгодное вложение средств, любопытство, а также желание понять линии, сюжеты и подсказки своей судьбы.
Да, милая Бетти, вот так. Вот снова мы сидим за столом  и я наливаю тебе чай. Помнишь мою шкатулку из красного дерева? Там я храню все письма, которые когда-либо получала. Даже то письмо, которое ты мне прислала в далеком ХХХ году, описывая свой каждодневный быт и подростковую ревность к тем персонажам, которые окружали тебя. А о снах сейчас не говорит и не пишет только ленивый. Все составляют персональные сонники, находят личного астролога, украшают спальню по рекомендациям фен-шуй. Милая Бетти, как ни крути, но разговора о снах нам не избежать
Милая Бетти, заешь ли ты, что сны - тяжелая кропотливая работа. Это как найти золотую паутину  и не повредив ее, превратить в платье.
Мой сонник – это дешевый на вид кувшин, но бесценный внутри. Это амфора, купленная мной  в одном из солнечных кварталов древнего города. После каждого запоминающегося сна я кладу туда предмет, который ассоциируется у меня с одним из снов.  Там уже так много предметов, но амфора еще не заполнена и до половины. Если вдруг этот сизый кувшин изменил свой окрас, значит, к этому сну нужно быть особенно внимательной. Ты не веришь этому? Сейчас ты одета в молочно-бежевое платье, отделанное тончайшим кружевом. Ты ведь всегда говорила, что вначале жизни душа человека такая же молочно-светлая, а потом мутнеет от жизни. И снов. От жизни и снов.
Мне неловко тебя спрашивать, какие именно сны снятся тебе. Мне кажется, что я посягну на что-то очень личное и интимное . Впрочем, так оно и есть.
My darling Betty,  умеешь ли ты видеть красоту? В самом обычном ее понимании… Да, я считаю, что мои сны красивы, и от них остается такое послевкусие, и мне хочется сохранить этот концентрат мыслей, чувств и образов. Самый первый их тех снов мне приснился о саде.  Мне снилось, что-то мне подарили сад, но он почему-то не цветет и вся земля сухая и не вскопанная. А у всех соседей  вокруг – наоборот - цветущие сады и яркая, сочная зелень. Мне нужно было возделать мой сад, но у меня нет ни лопаты, ни мотыги, есть лишь одна небольшая струйка воды  из  мелкого ручья. Всю землю надо копать руками. Землю на своих пальцах из того сна я помню до сих пор, ибо цель была одна- сделать сад цветущим.
Точно так же поступали твои предки, сколько всего было сделано их руками до того как страна начала рушиться в 17 году. Я знаю, как накрывались столы в том доме руками заботливой хозяйки, и скольким людям была протянута дружеская рука хозяином дома. Я знаю, как твои предки продавали потом все, что возможно, переводили деньги на счета в западный банк, и как в результате махинаций одного мошенника семья оказалась на бельгийских улицах. Как  на последние деньги они писали письма к знакомым, которые находились во Франции, которых вы принимали  у себя, и какое молчание слушали в ответ. Цена этого молчания жизнь в трущобах и бескрайние дороги, по которым начал растекаться ваш род.
Откуда тебе знать, что в этом мегаполисе, где конкуренция абсолютно во всем, начиная с места для парковки автомобиля и заканчивая глотком свежего воздуха, мире неоновых огней и рекламы, города, где люди ходят на площадь пороков, в самом центре есть особняк, который когда-то принадлежал твоей семье. Да, этот серый дом с колоннами в одном из центральных переулков. Когда вы бились за жизнь, стуча во всевозможные двери, украшенные витражами фламандских мастеров, этот дом ветшал, стены чернели одновременно с душами бывших владельцев. Долгое время он стоял пустым, потом в нем собирались кружки от начинающих литераторов до юных пионеров, а сейчас это закрытый элитный игорный дом. Да, Бетти, ты была там, и была неоднократно. Потом твои визиты туда стали вызывать нарекания у твоего мужа: он не мог понять, что тебя влечет туда вовсе не азарт игры , а магнетизм старых стен. Ты не отдавала себе отчет, но чувствовала какую-то связь с этим домом, который мог бы принадлежать тебе, если бы от твоей семьи не отвернулись тогда, много лет назад. А теперь… в архивах ничего не восстановить, все документы рассыпаны пеплом по ветру как листва с деревьев  в стылую позднюю осень. Однажды твой муж не выдержал, он сорвался на крик, о чем впоследствии очень жалел, а ты молча смотрела в окно и перебирала в руках жемчужины как четки. Их нить вдруг порвалась и они покатились по полу. Но это был не жемчуг. Это были слезы твоей родовой памяти.
В следующую войну твоя бабушка станет медсестрой. В нее влюбится один их раненых солдат, которого она вынесет на себе с поля боя и будет выхаживать втечение 10 лет. А потом солнечным майским утром поняв, что она беременна, уже потеряв всякую надежду на это, она скажет об этом мужу и услышит, что им надо расстаться, что он полюбил другую, что не хочет ей врать, что так будет более честно по отношению к ней. Но тогда были ли правдой те 10 лет?  Что могло сниться твоей бабушке до и после?
Люди – это прекрасный сад, но как быстро отцветают лепестки привязанности, любви и простого человеческого участия.
Мы отдаемся течению сна так же, как мы отдаемся течению жизни или любви, потому что ни с одним, ни со вторым, ни с третьим мы совладать не в силах.
Милая Бетти, давай забудем наши бесплодные  попытки сохранить отношения теми людьми любой ценой. И ты, и я помним тщетность наших стараний и усилий . Что вообще может остаться от них на память? А теперь-  не все ли нам равно…
My Darling,  сколько сил приходится прикладывать ко всему, абсолютно ко всему. Тот сон был ярко-фиолетовым. Мне снился селезень, неотрывно шел за мной и из всех сил щипал мои ноги  клювом. Я отгоняла его прочь, но все было тщетно. Я поняла, что у меня только один выход - убить его. Но как? Я схватила его за клюв и разорвала его. Когда я проснулась, у меня невообразимо болели руки, но я испытала невероятное облегчение.
Такое же облегчение я испытала однажды утром в гостинице провинциального города «…» с маленькими церквями и мощенными улочками. Горничная принесла мне мой завтрак. Я любовалась пейзажем за окном  и ничто не нарушало моего покоя и одиночества до тех пор, пока горничная снова не зашла ко мне в номер. Она протянула мне конверт. В нем было письмо и бухгалтерские отчеты, сведения о продаже дома и разделе финансов компании. Значит, мой развод с мужем уже официально оформлен. Жизнь можно начинать заново. Я разорвала бумаги в клочья. Чем-то они напоминали перья приснившейся и убитой птицы.
Всем снятся дороги, камни, кошки, новостройки, посадки на самолет, неизвестная толпа, страх, попытки выйти из лабиринта и начать все заново.
Вот эта маленькая морская звезда – память о том сне, когда мне приснился океан, и каждый камень, который я брала на его берегу, превращался в слово, которое я искала уже в реальной жизни. Но мне никогда не хватит слов, чтобы рассказать, как я любила, и какую боль причиняло мне каждое «люблю», сказанное вслух. Боль была такая, словно камнем мне попали в сердце.
А теперь каждый сам знает какой допинг следует принять для каждого своего органа, снег падает прямо и наискось, сентябри часто теплее июля, привязанность   - всего -лишь несколько строчек в социальных сетях, за билетами не надо стоять в очереди, домой мы вернемся поздно, ты где-то ляжешь спать, я не засну до утра. Бог не делает ошибок.
Бог не делает ошибок и тогда, когда выбирает тебе сон, взяв звездную пыль, пропустив ее через солнечный луч и неяркий свет луны, вдохнув в него жизнь, которую ты должен прожить в отведенное время. Церковные служители сказали бы, что это искушение. Но как искушением может быть то, чем ты живешь в те часы, когда выбор принадлежит не тебе и контроль этого выбора тебе  неподвластен.
Во сне: Упокоение. Счастье. Отрада. Это когда снишься ты.  А потом наступает боль – это уже и во сне и наяву. Соль растворяется в воде бесследно. Но вот уже сколько лет сны о тебе никак не растворятся в повседневности моей жизни. Потому что ты - мое сердце. Ты - мое красивое большое сердце. Значит, бейся, когда я сплю, бейся, когда я не сплю, когда я желаемое выдаю за действительное и когда моя жизнь похожа на сон.
Бывает, что мне снится как я закрываю дверь  (дверь сарая, комнаты, вообще непонятную абстрактную дверь) на большой замок. И нет для меня сладостнее звука, чем слышать, как захлопнулась металлическая скоба. Дверь закрыта. Закрыта навсегда.
Милая Бетти, у тебя в детстве было много подруг? Во что вы играли? Помнишь ли ты детскую игру «секрет»? Когда выкапывалась ямка , на дно ложились разные дорогие сердцу сокровища, закрывались стеклом, и тот «секрет»нельзя было трогать несколько дней.
Однажды мама подарила мне свою старую брошку в виде стрекозы, у которой была отломана булавка, что означало непригодность броши по ее назначению. Стрекоза была украшена разными камешками. Глаза-фиониты блестели  на солнце и при ярком свете. Для меня тот осколок броши был символом красоты и тайны.
Соседская девочка Тоня предложила сделать «секрет». С моей стороны надо было положить стрекозу, а с ее она решила оставить деревянные бусы, которые были покрашены ярко-красной краской, которая кое-где облупилась и бусы потеряли свой товарный вид. Уговор был таким, что «секрет» нельзя трогать неделю. С воскресенья до воскресенья. В солнечный полдень мы вырыли ямку на заднем дворе, выложили цветной фольгой, положили сокровища, закрыли дощечкой. Едва мы успели засыпать «секрет» землей, как наши мамы позвали нас домой обедать. Это была самая долгая неделя в моей жизни. Я скучала по своей стрекозе, но не могла нарушить уговор не трогать «секрет». Я все время подходила к календарю, считала отрывные листки. Но казалось, что время остановилось.
Когда я пришла через неделю на условленное место, чтобы открыть «секрет» моему шоку- горю - разочарованию не было предела: ямка была пуста. В ней не было ничего: ни бус , ни стрекозы. Доказательств, что их забрала Тонька тоже не было.  Плакать я не могла. Но с тех пор мне стал сниться сон, что все, что имеет для меня ценность: любовь, отношения, милые сердцу пустяки, я закрываю на огромный замок и уверена, что никто не в силах его открыть.
Потом Тонька съехала к своему мужу на другой конец города и до меня дошли слухи, что она владелица небольшого ювелирного магазина, а также занимается скупкой драгоценностей. А потом также внезапно я узнала, что ее убили , убийцу не нашли и  Тоньку будут хоронить в воскресенье в полдень из квартиры матери. Я поехала со многими провожавшими ее в последний путь на кладбище. Когда могилу уже закопали. Я заметила, что возле нее растет рябина и свешивает свои ярко-красные ягоды, словно бусы на только что вбитый крест.
Вот так,  Бетти, мы и живем: сажаем сады, перебираем четки, покупаем себе новую бижутерию идем от одного сна к другому словно по камням, которые расположены в течении бурной реки , боимся оступиться и сделать неправильный шаг. А сон – то та же вода. Не бойся смотреть в ее зеркальную гладь, в отражение, которое реальнее, чем оригинал. Не бойся этих отражений, которые есть рябь в волнах твоей жизни.
И может быть, смысл жизни и состоит в том, что бы не бояться, а доверять каждому камню, на который мы становимся. И тогда течению жизни, а значит, и снам будет легче привести нас туда, где сад никогда не отцветает от предательств, в котором летает стрекоза счастья, в момент на стыке  самого сна и реальности, который откроет нужные тебе истины  и вдохнет в тебя новую жизнь.
Ибо эти моменты и есть самая большая ценность; ускользающая, прерывающаяся, необъяснимая…


Рецензии
хорошо ты пишешь, Каминская. как отрывки повести или романа всё о том же.
проснуться в сон кому-то может быть проще, чем проснуться в реальность, впрочем,приятных снов)

Валерия Демидчик   01.12.2012 13:53     Заявить о нарушении
Спасибо)
Главное вовремя отделить сон от раельности

Анна Каминская   04.12.2012 14:08   Заявить о нарушении