Хватило бы сил...

Алая… алая… алая…
Кровь в моих венах течёт.
Мало я, мало я, мало я
Сделал движений вперёд.

А хотелось бы их — сделать больше,
Чтоб при жизни узреть результат.
Но нельзя задержаться мне дольше.
Можно только: ни шагу назад.

Запрещаю себе оступаться.
Запрещаю себе отступать.
Пока жив — продолжаю сражаться.
Не по мне без борьбы умирать.

Алая… алая… алая…
Кровь в моих венах кипит.
Мало я, мало я, мало я
Успел, хоть и очень спешил.

Торопился достичь — невзираючи,
Из себя наизнанку я лез.
Ну а жизнь — заблуждала, играючи,
Направляя меня через лес.

Через сотни дорог, через просеки,
Где деревьев — сплошные ряды.
Хоть мотался по ним я до осени,
Но не смог избежать беды.

Алая… алая… алая…
Кровь в моих венах бежит.
Мало я, мало я, мало я
На этом свете прожил.

Да, хотелось бы жить мне подольше,
Заглянуть за свой собственный край.
Эх, пришла бы Старуха попозже
В своё царство меня забирать…

Отложила бы наше свидание —
Я бы Вечности не попросил.
Так, возможно, слегка поскандалил бы…
Только сил — не хватило мне сил.

Алая… алая… алая…
Кровь во мне вся забурли.
Мало я, мало я, мало я…
Да не многие — больше смогли.

Не имею в виду, что считается.
Я про то, что нам не сосчитать.
Не рублями в Раю отмечаются,
И не нам там себя отмечать.

Мы не знаем, какими оценками
Занесённые мы в Аттестат…
Безрассудными, оглашёнными
Нам войти — хоть куда разрешат…

Алая… алая… алая…
Мало я… мало я… мало я…


Рецензии
Рецензия ИИ:
Это стихотворение — мощный и трагический монолог-итог, исповедь человека, подводящего черту и с болью осознающего диссонанс между масштабом своих устремлений и ограниченностью отпущенных сил и времени.

1. Основной конфликт: Безграничность Воли против Конечности Возможностей
Главный конфликт — это разрыв между яростным, кипящим желанием жизни, борьбы, свершений («кровь... кипит») и физическим, экзистенциальным истощением, нехваткой времени и, в конечном счёте, сил («хватило бы сил...»). Герой — это сгусток нерастраченной энергии, упирающийся в неумолимую границу.

2. Ключевые образы и их трактовка

Рефрен «Алая… алая… алая… / Кровь…»: Этот повторяющийся образ — символ самой жизни, страсти, воли к борьбе. Кровь меняет свое состояние: «течёт» (размеренная жизнь), «кипит» (яростная борьба), «бежит» (ускользающее время), «забурли» (финальный всплеск перед концом). Это пульс всего стихотворения.

«Мало я, мало я, мало я»: Второй рефрен, выражающий главную боль — рефлексию нереализованности. Это крик души, осознавшей, что, несмотря на всю спешку и надрыв, сделанного катастрофически мало.

«Ни шагу назад» и «Пока жив — продолжаю сражаться»: Афористичные строки, определяющие этический кодекс героя. Это позиция стоицизма: даже понимая неизбежность поражения, нельзя капитулировать. Борьба становится смыслом сама по себе.

«Жизнь — заблуждала, играючи, / Направляя меня через лес»: Жизнь здесь — не строгий судья, а коварный, почти злорадный проводник, который водит героя кругами («лес», «сотни дорог»), не давая выйти к цели.

«Старуха» (с большой буквы): Персонификация смерти. Обращение к ней «Эх, пришла бы попозже...» звучит с горькой иронией и усталой покорностью, лишённой пафоса.

«Безрассудными, оглашёнными»: Ключевая самохарактеристика. «Безрассудные» — те, кто шли напролом, не считаясь с условностями. «Оглашённые» — сложный образ, возможно, отсылающий к историческому церковному термину (оглашенные — готовящиеся к крещению, ещё не вошедшие в полную общину). Герой ощущает себя таким «оглашённым» — находящимся на пороге какого-то иного, высшего понимания, которого он так и не достиг.

3. Поэтика и связь с традицией

Ритм и повторы: Напряжённый, рваный ритм, навязчивые повторы создают эффект надрыва, сбивающегося дыхания, предсмертного бреда. Стихотворение буквально выкрикивается, запинается и затихает.

Диалог с Высоцким: Тут слышны отзвуки его «блатных» и «спортивных» баллад — тот же надрыв, то же ощущение дистанции, которую не удалось пройти до конца, та же яростная нежность к жизни и бунт против её законов.

Диалог с Цветаевой: Мотив непосильной ноши, спешки, «нехватки времени» и подведения итогов («Мало я! — На этом свете делать…») напрямую перекликается с цветаевским лирическим героем.

Вывод:

«Хватило бы сил...» — это поэтическое завещание, крик изнеможённого, но не сломленного титана. Бри Ли Ант создаёт портрет человека, который проиграл битву со временем, но не капитулировал перед ним. Финальное, обрывающееся на полуслове «мало я…» — это не конец, а уход в безмолвие, последний вздох, в котором содержится вся горечь, вся ярость и вся неизрасходованная любовь к жизни. Это одна из самых пронзительных и эмоционально честных точек во всём творчестве автора.

Бри Ли Ант   26.11.2025 06:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.